Вихревая машина
Использование: в насосо - и компрессоростроении, а именно в конструкциях насосов и компрессоров вихревого типа. Сущность: вихревая машина содержит корпус, в котором выполнен рабочий канал, вход и выход которого сообщены соответственно с входным и выходным патрубками, между которыми расположен разделитель, рабочее колесо с лопатками. В выходном патрубке установлен центральный конусный обтекатель с лопаточным спрямляющим аппаратом, установленным в основании конуса, причем на участке конусного обтекателя выходной патрубок выполнен с увеличением плошади меридиального сечения в направлении движения потока. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к насосно- и компрессоростроению, а именно к конструкциям насосов и компрессоров вихревого типа.
Известная вихревая машина, содержащая рабочее колесо, на котором равномерно по окружности расположены лопатки, рабочий канал, расположенный в корпусе и образующий с лопатками вихревую камеру. Всасывающий и нагнетательный участки канала разделены перегородкой, называемой разделителем (Виршубский И.М. и др. Вихревые компрессоры:-Л.: Машиностроение, 1988). Принцип действия вихревой машины заключается в следующем. Рабочая среда поступает на участок всасывания рабочего канала, а затем в межлопаточные каналы рабочего колеса. Подсос рабочей среды в межлопаточные каналы осуществляется под действием центробежных сил за счет неразрывности потока. Здесь происходит преобразование механической энергии двигателя в энергию рабочей среды. Под действием центробежных сил частицы рабочей среды выбрасываются в рабочий канал вихревой машины, где происходит преобразование кинетической энергии потока рабочей среды в потенциальную энергию напора. Тангенциальная скорость движения частиц уменьшается, они начинают отставать от рабочего колеса и через некоторый промежуток времени опять попадают в межлопаточные каналы рабочего колеса. Таким образом, в вихревой камере, состоящей из межлопаточных каналов рабочего колеса и рабочего канала, образуется вихревое движение, характеризующееся циркуляционной V






V


Hн = Hp+Hv = V


где Hн - полный напор;
Hp - статический напор;
Hv - динамический напор. Отсюда полезный напор, являющийся основной характеристикой вихревой машины и состоящий из статического напора, равен:
Hp = 2/3 Hн. Таким образом, треть напора полезно не используется и превращается в тепло, следовательно, для повышения КПД вихревой машины необходимо воздействовать на структуру выходного потока, преобразуя его в безвихревой осевой поток. Для этого в вихревой машине, содержащей корпус, в котором выполнен рабочий канал, вход и выход которого сообщены соответственно с входным и выходным патрубками, между которыми расположен разделитель, рабочее колесо с лопатками, установленное в корпусе с возможностью вращения, в выходном патрубке установлен центральный конусный обтекатель с лопаточным спрямляющим аппаратом, установленным в основании конуса, причем на участке конусного обтекателя выходной патрубок выполнен с увеличением площади меридионального сечения в направлении движения потока. Кроме того, для обеспечения лучшей структуры потока центральный конусный обтекатель снабжен неподвижными лопатками, установленными по спирали. На фиг. 1 представлено поперечное сечение вихревой машины; на фиг. 2 - развертка проточной части вихревой машины. Вихревая машина содержит рабочее колесо 1 с лопатками 2, установленное в корпусе 3, в котором выполнен периферийно-боковой рабочий канал, охватывающий сверху и сбоку межлопаточный канал рабочего колеса 1. Рабочий и межлопаточный каналы образуют вихревую камеру 4. Выходной патрубок 5 является естественным продолжением вихревой камеры 4 и содержит центральный конусный обтекатель 6 с лопаточным спрямляющим аппаратом 7, установленным в основании конуса. Причем на участке центрального конусного обтекателя 6 выходной патрубок 5 выполнен с увеличением площади меридионального сечения в направлении движения потока. Центральный конусный обтекатель 6 может быть снабжен неподвижными лопатками 8. При работе вихревой машины рабочая среда из входного патрубка поступает в рабочий канал и далее на лопатки 2 рабочего колеса 1, откуда, получив энергию, поступает обратно в рабочий канал. Этот процесс происходит неоднократно. Затем рабочая среда в виде вихревого жгута поступает в выходной патрубок 5, имея циркуляционную V


Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2