Устройство для размещения индивидуального транспортного средства с человеком за рулем автомобиля
Область применения: транспортное машиностроение. Сущность изобретения: устройство для размещения индивидуального транспортного средства (ИТС) за рулем автомобиля (А) содержит опорно-поворотную платформу с отбортовкой, задний борт которой выполнен в виде аппарели, связанной с приводом ее поворота с возможностью опоры на грунт. Платформа передней своей частью прикреплена к А, например к его раме, посредством вертикального шарнира и связана с реверсивным приводом поворота платформы относительно упомянутого шарнира в сторону ближайшей двери А. Предусмотрены фиксаторы положения платформы по крайней мере в двух крайних ее положениях - транспортном и погрузки-разгрузки. Платформа может быть выполнена с заострением переднего торца в горизонтальной плоскости. В переднем борту платформы слева и справа от шарнира ее крепления могут быть предусмотрены вырезы для размещения опор для ног как части ИТС. Привод поворота платформы может быть выполнен электромеханическим и включать в себя лебедку, гибкая связь которой прикреплена к платформе и запасована в роликовые направляющие. Фиксаторы положения платформы могут включать в себя опорно-направляющие ролики и упоры-ограничители ее поворота. Пользователь, не покидая ИТС, открывает дверь А и переводит в дистанционном режиме платформу в положение "погрузка-разгрузка", въезжает на ИТС по аппарели на платформу, возвращает аппарель в исходное состояние и переводит платформу в транспортное положение. Разгрузка производится в обратной последовательности. Использование изобретения позволяет расширить возможность пользователя ИТС путем обеспечения беспересадочной погрузки-выгрузки за руль автомобиля вместе с ИТС через открытую переднюю боковую дверь А. 5 з.п. ф-лы. 4 ил.
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, конкретно к оборудованию автомобилей для лиц с ограниченными физиологическими возможностями, использующими для своего передвижения индивидуальные транспортные средства (ИТС) типа самоходных инвалидных кресел-колясок.
В настоящее время упомянутые лица, как правило, транспортируются в автомобиле или самостоятельно управляют им после "ручной" посадки на автомобильное сиденье самостоятельно или с посторонней помощью. При этом ИТС иногда размещают в задней части салона, погрузив его с использованием собственного движителя по аппарелям, опущенным со стороны задней торцевой двери автомобиля "универсал" или микроавтобуса [1, с.158,168]. Интерес представляют две схемы размещения ИТС с человеком за рулем автомобиля (т.е. на автомобильном сиденьи или на его месте) для самостоятельного управления им. Первая схема предполагает подъезд ИТС с человеком к передней двери автомобиля, ее открытие, подъем и перемещение человека из ИТС на штатное автомобильное сиденье (за руль или на соседнее сиденье с последующей самостоятельной пересадкой за руль) посредством мини-крана в виде вертикально установленного около петель двери кронштейна, пантографа, электромеханического привода (линейного актуатора) и тканевого сиденья типа "гамак", и последующее складывание ИТС вручную и его погрузку в автомобиль за спинку сиденья [1, с. 252-253]. При такой схеме требуются достаточная сноровка и относительно большие трудозатраты пользователя, а иногда и посторонняя помощь. ИТС при этом должно быть складным и легким, исключается возможность использования в качестве ИТС электрических пермобилей, скутеров, кресел-колясок второго поколения, самоходных медицинских аппаратов и др. аналогичных машин. Вторая схема предполагает использование микроавтобуса или близкого по конструкции, просторного спецавтомобиля со свободным подъездом на ИТС по опущенным сзади аппарелям через весь салон на место водителя за рулем автомобиля. Таким образом, эта схема близка к обычной схеме транспортировки транспортных средств другим транспортным средством [2,3]. Наиболее близким к заявленному изобретению по назначению и совокупности существенных конструктивных признаков является устройство для размещения индивидуального транспортного средства с человеком за рулем автомобиля (прототип), содержащее аппарели и устройство фиксации индивидуального транспортного средства в положении за рулем автомобиля [4]. Погрузка-разгрузка осуществляются по упомянутой второй схеме. В этом случае все операции в ту и другую сторону водитель ИТС может проделывать без посторонней помощи и без существенных трудозатрат. Однако необходимость в относительно больших габаритах салона при сопутствующем низком коэффициенте использования салона или в спецавтомобиле типа микроавтобуса существенно удорожает транспортный комплекс в целом и ограничивает возможности такой схемы. Желательно самостоятельное размещение человека за рулем серийных автомобилей различных марок с минимальной их модернизацией, причем без пересадки и с погрузкой ИТС через переднюю дверь со стороны органов управления автомобилем. Задачей являлось расширение возможностей пользователя (водителя) ИТС путем обеспечения беспересадочной погрузки-выгрузки за руль автомобиля вместе с ИТС через открытую переднюю дверь. Поставленная задача решается тем, что устройство для размещения индивидуального транспортного средства с человеком за рулем автомобиля, содержащее по крайней мере одну аппарель и устройство фиксации индивидуального транспортного средства в положении за рулем автомобиля, выполнено в виде опорно-поворотной платформы с отбортовкой, задний борт которой конструктивно совмещен с аппарелью и связан с приводом ее поворота в вертикальной плоскости с возможностью опоры на грунт, платформа передней своей частью прикреплена к автомобилю, например к его раме, посредством шарнира с вертикальной осью и связана с реверсивным приводом поворота платформы относительно упомянутой оси шарнира в сторону ближайшей боковой двери автомобиля, при этом предусмотрены фиксаторы положения платформы по крайней мере в двух крайних ее положениях. Поставленная задача решается также за счет следующей совокупности конструктивных признаков описанного устройства. Во-первых, опорно-поворотная платформа может быть выполнена по крайней мере с одним, со стороны ближайшей боковой двери автомобиля, скосом переднего торца, образующим его заострение в горизонтальной плоскости. Это обеспечивает свободу поворота платформы на достаточно большой угол в горизонтальной плоскости при максимально возможном утапливании ее переднего торца в нишу с ножными органами управления. Во-вторых, в переднем борту опорно-поворотной платформы слева и справа от шарнира ее крепления могут быть предусмотрены вырезы для размещения опор для ног как части индивидуального транспортного средства. Это позволяет оптимизировать компоновку ИТС в автомобиле и одновременно его фиксацию. В-третьих, привод поворота платформы может быть выполнен электромеханическим и включать в себя лебедку, гибкая связь которой прикреплена к платформе и запассована в роликовые направляющие. Это позволяет использовать штатное электрооборудование автомобиля и добиться высокой компактности. В-четвертых, лебедка может быть установлена в багажном отделении автомобиля, что позволяет использовать свободные объемы в багажном отделении для размещения элементов привода, не загромождать салон. В-пятых, устройство может быть снабжено двумя дублирующими друг друга пультами управления, установленными в районе руля (стационарный) и на ИТС, при этом по крайней мере последний - съемно. Это облегчает управление погрузкой-выгрузкой, в большей степени отвечает требованиям техники безопасности. На фиг.1 представлен общий вид устройства для размещения ИТС с человеком за рулем автомобиля, в положении готовности к погрузке ИТС; на фиг.2 - схема поворота платформы в горизонтальной плоскости при погрузке-выгрузке ИТС, вид в плане, где




Формула изобретения
1. Устройство для размещения индивидуального транспортного средства с человеком за рулем автомобиля, содержащее по крайней мере одну аппарель и устройство фиксации индивидуального транспортного средства в положении за рулем автомобиля, отличающееся тем, что оно выполнено в виде опорно-поворотной платформы с отбортовкой, задний борт которой конструктивно совмещен с аппарелью и связан с приводом ее поворота в вертикальной плоскости с возможностью опоры на грунт, платформа передней своей частью прикреплена к автомобилю, например, к его раме, посредством шарнира с вертикальной осью, и связана с реверсивным приводом поворота платформы относительно упомянутой оси шарнира в сторону ближайшей боковой двери автомобиля, при этом предусмотрены фиксаторы положения платформы по крайней мере в двух крайних ее положениях. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что опорно-поворотная платформа выполнена по крайней мере с одним, со стороны ближайшей боковой двери автомобиля, скосом переднего торца, образующим его заострение в горизонтальной плоскости. 3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в переднем борту опорно-поворотной платформы слева и справа от шарнира ее крепления предусмотрены вырезы для размещения опор для ног как части индивидуального транспортного средства. 4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что привод поворота платформы выполнен электромеханическим и включает в себя лебедку, гибкая связь которой прикреплена к платформе и запасована в роликовые направляющие. 5. Устройство по п. 4, отличающееся тем, что лебедка установлена в багажном отделении автомобиля. 6. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено двумя дублирующими друг друга пультами управления, установленными в районе руля и на индивидуальном транспортном средстве, при этом по крайней мере последний - съемно.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4