Шаровая опора с винтовыми канавками
Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям артиллерийских орудий. Технический результат - повышение надежности артиллерийских орудий путем исключения сухого трения и уменьшения абразивного износа в трибосопряжениях. Новым в шаровой опоре является наличие комбинации винтовых и кольцевой канавок, наполненных твердым смазочным материалом, которые служат смазочными резервуарами и через которые удаляются абразивные частицы с поверхности трения. 2 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкциям артиллерийского вооружения, содержащим шаровые опоры в открытом исполнении.
Известна шаровая опора, содержащая центральный металлический шар, размещенный в металлической чашеобразной детали. К недостаткам известных конструкций следует отнести то, что они при эксплуатации в условиях высокой запыленности окружающей среды обладают низкой эксплуатационной надежностью. Удаление загрязнений и абразивных частиц, а также смазывание трибосопряжения невозможно без разработки, что приводит к образованию зон сухого трения, схватыванию и катастрофическому износу. Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является опора скольжения на газовой смазке, полусферическая поверхность грузового шара которой профилирована спиральными микроканавками, сообщающимися с дренажными отверстиями (1). Недостатком прототипа является невозможность использования имеющейся конструкции в тяжелонагруженных узлах трения, а также невозможность удаления абразива из нижней части зоны трения. Целью настоящего изобретения является повышение КПД механизмов артиллерийских орудий, а также повышение эксплуатационной надежности трибосопряжений за счет уменьшения абразивного износа и реализации в них режима трения при граничной смазке. Указанная цель достигается тем, что грузовой шар согласно изобретению снабжается кольцевым пазом, выполняемым на входе в рабочий зазор трибосопряжения и сообщающимся с двумя винтовыми пазами, соединенными в нижней части шара прямолинейным пазом. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид шаровой опоры (вид снизу); на фиг. 2 показан вид трибосопряжения в разрезе. Заявляемая шаровая опора работает следующим образом. Грузовой шар 1 в чашеобразной детали 3 совершает качательно-вращательные движения за счет функционирования механизмов артиллерийского орудия. Постоянное смазывание трущихся поверхностей в местах контакта обеспечивается за счет твердого смазочного материала, которым заполнены пазы 2 грузового шара. Абразивные частицы 4, проникающие в рабочий зазор 5 из окружающей среды, частично поглощаются кольцевым пазом, а частично комбинацией винтовых и прямолинейного пазов при вращении шаровой опоры. Использование заявляемой шаровой опоры позволяет обеспечить постоянное смазывание трибосопряжения в процессе его работы, тем самым исключая схватывание рабочих поверхностей, а также значительно уменьшить абразивный износ трибосопряжения. Предлагаемая конструкция обладает высокой эксплуатационной надежностью и не требует частой разборки для проведения технического обслуживания. При сохранении конструктивных размеров существующих конструкций предлагаемая схема обеспечивает увеличение ресурса трибосопряжения в 2...3 раза. Пазы заполняются твердым смазочным материалом, обеспечивающим равномерное смазывание рабочих поверхностей и реализацию режима трения при граничной смазке. Кроме этого, твердый смазочный материал в силу своих физико-механических свойств способствует удалению абразивных частиц из зоны трения путем их поглощения. Вид смазочного материала определяется в зависимости от его свойств и нагрузки, возникающей в конкретных трибосопряжениях. Сопоставительный анализ с прототипом позволяет сделать вывод, что заявляемая шаровая опора отличается конструкцией и формой пазов, а также принципиально другим способом смазки и методом удаления абразивных частиц из зоны контакта. Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует критерию "новизна". Анализ известных технических решений (аналогов) в исследуемой области и смежных областях позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходных с существенными отличительными признаками в заявляемой шаровой опоре, и признать заявляемое техническое решение соответствующим критерию "существенные отличия". Источник информации 1. Авт.cв. N 1260572, F 16 C 32/06, 1986, БИ N 36.Формула изобретения
Шаровая опора, полусферическая поверхность грузового шара которой профилирована пазами, отличающаяся тем, что грузовой шар снабжен комбинацией кольцевого паза, выполненного на входе в рабочий зазор и сообщающегося с двумя или более винтовыми пазами, соединенными прямолинейным пазом, и все пазы заполнены твердым смазочным материалом.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2
Похожие патенты:
Штативная головка // 1689719
Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для ориентации различных объектов в пространстве
Штативная головка // 1679131
Изобретение относится к приборостроению , в частности к устройствам, позволяющим устанавливать приборы и другую аппаратуру в горизонтальной плоскости или под заданным углом относительно нее
Устройство для выверки оборудования // 1643853
Изобретение относится к монтажным работам, в частности к выверке вертикальных и горизонтальных аппаратов в проектном положении, и может быть также использовано при их замене в процессе капитального ремонта и реконструкции действующего производства
Изобретение относится к машиностроение
Штативная головка // 1564462
Изобретение относится к опорным устройствам для аппаратуры кинофототехники
Штативная головка // 1249261
Штативная головка // 1227898
Регулируемая опора // 937867
Штативная головка // 315865
Изобретение относится к элементам подвески транспортных средств, к шаровым шарнирам, а именно к мерам защиты собранных узлов от засорения и повреждения их важных элементов во время хранения и транспортировки
Вкладыш шарового шарнира // 2143616
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к вкладышам шарового шарнира передней подвески транспортных средств
Опора шарнирная // 2136980
Изобретение относится к установке приборов относительно горизонтали и может найти применение для установки по уровню, например грузопоршневого манометра
Шарнирная опора // 2132979
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано как шарнирная опора в механизмах общего назначения, а также как самоустанавливающийся подшипник в механизмах с негарантированной сосностью посадочных поверхностей для подшипников
Шаровой шарнир // 2130558
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к шаровым шарнирам подвески автомобиля
Вкладыш сферического шарнира // 2130134
Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается вкладышей шаровых шарниров передней подвески и рулевого привода транспортных средств
Сферический шарнир и способ его изготовления // 2127835
Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески автомобиля
Сферический шарнир // 2127834
Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается сферического шарнира передней подвески транспортных средств
Защитный чехол шарового шарнира // 2125668
Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям защитных чехлов шаровых шарниров
Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг
Изобретение относится к элементам подвески транспортных средств, к шаровым шарнирам, а именно к мерам защиты собранных узлов от засорения и повреждения их важных элементов во время хранения и транспортировки
Вкладыш шарового шарнира // 2143616
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к вкладышам шарового шарнира передней подвески транспортных средств