Способ контроля размеров дорожек качения колец двухрядных и однорядных радиально-упорных шарикоподшипников
Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству радиально-упорных подшипников. Способ контроля размеров дорожек качения колец двухрядных и однорядных радиально-упорных шарикоподшипников заключается в том, что в наружных и внутренних кольцах контролируют шаблоном радиус кривизны поверхности желоба дорожки качения, измеряют в произвольном осевом сечении кольца отклонения комплектовочного размера
P вдоль прямых, составляющих с перпендикулярами к оси кольца углы контакта
в шарикоподшипнике, и диаметра желоба
Dж дорожки качения от номинальных величин, результаты измерения преобразуют в параметр
f, характеризующий смещение линий контакта в кольцах по формуле
f = (
Dж
ctg
-
P/sin
)
K, где K = 1 для двухрядного кольца, K = 0,5 для однорядного кольца, и сравнивают его с допускаемыми значениями. Технический результат - повышение точности измерения в кольцах смещения линии контакта и в упрощении способа измерения. 4 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к контролю размеров деталей подшипников на операциях обработки дорожек качения.
Известен способ контроля размеров рабочих поверхностей колец двухрядных радиально-упорных шарикоподшипников (патент RU N 2085842, кл. G 01 B 21/20, F 16 C 43/04, Бюл. N 21, 1997 г.), заключающийся в том, что измеряют радиус кривизны поверхности желоба, затем в произвольном осевом сечении кольца измеряют диаметр d желоба и сумму расстояний P от оси кольца до образующих желоба, которые измерены по линиям, размещенным под углом контакта
в подшипнике, вычисляют отклонения диаметра
d и суммы расстояний
P от номинальных значений, вычисляют параметр
f по формуле:
f =
P-
dcos
, где
f - смещение линии контакта, и сравнивают его с допускаемыми значениями. В наружном кольце: - сумма расстояний Pн от оси кольца до образующих желоба Pн= Dжcos
+2R(1-cos
)-Lжsin
, - отклонение суммы расстояний
P от номинальной величины
Pн=
Dжcos
+2
R(1-cos
)-
Lжsin
, (1) - смещение линий контакта
fн=
Pн-
Dжcos
= -
Lжsin
+2
R(1-cos
), (2)где Dж - диаметр желоба дорожки качения,
R - радиус кривизны поверхности желоба,
Lж - расстояние между желобами. Так как выражение (2) показывает, что знак смещения линии контакта будет противоположным действительному, то погрешность измерения отклонения расстояния
Lk между линиями контакта будет определяться выражением
ПLk= (-1)
fн-
Lk.Так как
Lk=
Lж-2
Rsin
, (3)то

Во внутреннем кольце:
- сумма расстояний Pв от оси кольца до образующих желоба
Pв= dжcos
-2r(1-cos
)-2lжsin
,- отклонение суммы расстояний
Pв от номинальной величины
Pв= dжcos
-2
r(1-cos
)-2
lжsin
, (5)- смещение линии контакта
fн=
Pв-
dжcos
= -2
lжsin
-2
r(1-cos
), (6)где dж - диаметр желоба дорожки качения,
r - радиус кривизны поверхности желоба,
lж - расстояние между базовым торцом и осевым положением желоба. Так как выражение (6) показывает, что знак смещения линий контакта будет противоположным действительному, то погрешность измерения отклонения расстояния
lk между линией контакта и базовым торцом будет определяться выражением
Пlk= (-1)
0,5
fн-
lk.Так как
lk=
lж+
rsin
, (7)то

При угле контакта
= 36o в подшипнике будем иметь(cos
+sin
-1) = 0,396;(1-sin
) = 0,413,

Из выражений (9) и (10) следует, что, например, при
Lж =
0,04 мм;
lж =
0,02;
R =
r =
0,04 мм максимальная погрешность полученных
Lk и
lk будет
ПLk = 0,4 (2
0,04 + 0,04) =
0,048 мм,
Пlk = -0,4 (0,04+0,02) =
0,024 мм,погрешность полученных
Lk и
lk при
R = 0;
r = 0; будет:
ПLk = -0,04
0,04 =
0,016 мм,
Пlk = -0,04
0,02 =
0,008 мм. Таким образом, недостатком способа измерения по патенту RU N 2085842 является очень большая погрешность измерения в кольцах смещения линий контакта, несоответствующий действительному знак смещения линий контакта и наличие действий: измерение радиуса кривизны поверхности желоба, диаметра желоба дорожки качения, суммы расстояний P от оси кольца до образующей желоба вдоль луча угла контакта и вычисление отклонений этих величин от номинальных значений. Технической задачей изобретения является повышение точности измерения в кольцах радиально-упорных подшипников смещения линий контакта и упрощение способа измерения. Для достижения данного технического результата в способе контроля размеров дорожек качения колец двухрядных и однорядных радиально-упорных шарикоподшипников, контролируют шаблоном радиус кривизны поверхности желоба дорожки качения, измеряют отклонения комплектовочного размера
P вдоль прямых, составляющих с перпендикулярами к оси кольца углы контакта
в подшипнике, и диаметра желоба
Dж дорожки качения от номинальных величин, результаты измерения преобразуют в параметр
f, характеризующий смещение линий контакта в кольцах по формуле
fн= (
Dж
ctg
-
Pн/sin
)
K, (11)где K = 1 для двухрядного кольца;
K = 0,5 для однорядного кольца,
и сравнивают его с допускаемыми значениями. Технический результат изобретения:
- повышение точности измерения достигается за счет вычисления параметра, характеризующего смещение линий контакта в кольцах, по иным формулам;
- упрощение способа измерения достигается за счет измерения в кольцах отклонений от номинальных величин диаметра желоба дорожки качения и комплектовочного размера. Предлагаемый способ поясняется чертежами. На фиг. 1 изображена схема способа измерения наружного кольца, на фиг. 2 - размерная цепь измеряемых отклонений размеров в наружном кольце, на фиг. 3 - схема способа измерения внутреннего кольца, на фиг. 4 - размерная цепь измеряемых отклонений размеров во внутреннем кольце. Способ измерения наружного двухрядного кольца (см. фиг. 1) заключается в том, что кольцо 1 базируют торцом и наружной цилиндрической поверхностью на неподвижные опоры и так как в наружном двухрядном кольце шлифуют одновременно две дорожки качения для получения разноразмерности их диаметров и радиусов кривизны поверхности желобов не более 0,005 мм, то отклонения диаметра желобов дорожек качения измеряют измерительными устройствами 3 (A и B), отклонение комплектовочного размера кольца измеряют измерительными устройствами 4 (C и E) вдоль (см. фиг. 2) прямых (O1K3), составляющих с перпендикулярами (O1N2) к оси кольца углы контакта
0, в блоке 5 суммируются сигналы измерительных устройств 3 (A + B), в блоке 6 суммируются сигналы измерительных устройств 4 (C + E), в блоке 7 алгебраически суммируются сигналы с блоков 5 и 6, причем сигнал с блока 5 с коэффициентом передачи, пропорциональным ctg
0, а сигнал с блока 6 с коэффициентом передачи, пропорциональным минуc 1/sin
0. Индикатор 8 показывает величину и знак смещения линии контакта, индикатор 9 показывает величину и знак отклонения диаметра желоба дорожки качения измеряемого кольца. На фиг. 1 и 2 обозначены в наружном кольце:
0 - номинальный угол контакта шариков с дорожками качения колец в подшипнике;Dж0, Dж - номинальный и возможный диаметр желоба дорожки качения;
Lж0, Lж - номинальное и возможное расстояние между желобами;
Dkо, Dk - номинальный и возможный диаметр дорожки качения в сечении, соответствующем номинальному углу контакта (диаметр линии контакта);
Lk0, Lk - номинальное и возможное расстояние между сечениями, соответствующими номинальному углу контакта (расстояние между линиями контакта);
R - радиус кривизны поверхности желоба;
R - отклонение радиуса кривизны поверхности желоба;
Dж - отклонение диаметра желоба дорожки качения;
Dk - отклонение диаметра линии контакта;
Lk - отклонение расстояния между линиями контакта;
P - отклонение комплектовочного размера. На фиг. 2 изображены в кольце профиль желоба дорожки качения с номинальными размерами сплошной линией и с отклонениями размеров - прерывистой линией. На фиг. 2 видно, что измеряемый устройством A размер 0,5 (Dж - Dж0) = 0,5
Dж равен расстоянию между точками N1N2 и измеряемый устройством C размер 0,5
P равен расстоянию между точками K1K3. Из треугольников K1K3K5 и К2К4К5 следует, что
Так как К1K4 = 0,5 (Dк - Dк0); K2K4 = 0,5 (Lк0 - Lк),
то
0,5
P = 0,5(Dk-Dk0)
cos
0+0,5(Lk0-Lk)
sin
0.Так как в блоке 6 (см. фиг. 1) выполняется операция C + E, то в наружном кольце
Pн=
Dk
cos
0-
Lk
sin
0. (12)Но так как
Dk=
Dж-2
R(1-cos
0), (13)то
Pн=
Dж
cos
0-2
R(1-cos
0)cos
0-
Lksin
0 (14)Так как в блоке 5 (см. фиг. 1) выполняется операция A + B, то на выходе блока 7 будет сигнал смещения линии контакта

знак которого соответствует действительному. Способ измерения наружного однорядного кольца, которое является половиной двухрядного, заключается в том, что кольцо базируют базовым торцом и наружной цилиндрической поверхностью на неподвижные опоры и измеряют отклонения диаметра желоба дорожки качения измерительными устройствами (см. фиг. 1) 3 (A и B), отклонение комплектовочного размера измерительными устройствами 4 (C и E) вдоль (см. фиг. 2) прямых (O1K3), составляющих с перпендикуляром (O1N2) к оси кольца углы контакта
0, в блоке 5 суммируются сигналы измерительных устройств 3 (A + B), в блоке 6 суммируются сигналы измерительных устройств 4 (C + E), в блоке 7 алгебраически суммируются сигналы с блоков 5 и 6, причем сигнал с блока 5 с коэффициентом передачи, пропорциональным 0,5
ctg
0, а сигнал с блока 6 с коэффициентом передачи, пропорциональным минус 0,5/sin
0.Отклонение комплектовочного размера наружного однорядного кольца будет определяться выражением
Pн=
Dk
cos
0-2
lk
sin
0, (16)где
lk - отклонение расстояния между базовым торцом и линией контакта. Выражение (16) с учетом выражения (13) примет вид
На выходе блока 7 будет сигнал смещения линии контакта в наружном однорядном кольце

знак которого соответствуют действительному. Способ измерения внутреннего однорядного кольца (см. фиг. 3) заключается в том, что кольцо 2 базируют базовым торцом и наружной цилиндрической поверхностью на неподвижные опоры и измеряют отклонение диаметра желоба дорожки качения измерительными устройствами 3 (A и B), отклонение комплектовочного размера кольца измеряют измерительными устройствами 4 (C и E) вдоль (см. фиг. 4) прямых (O1K3), составляющих с перпендикуляром (O1N2) к оси кольца угол контакта
0, в блоке 5 суммируются сигналы измерительных устройств 3 (A + B), в блоке 6 суммируются сигналы измерительных устройств 4 (C + E), в блоке 7 алгебраически суммируются сигналы с блоков 5 и 6, причем сигнал с блока 5 с коэффициентом передачи, пропорциональным 0,5
ctg
0, a сигнал с блока 6 с коэффициентом передачи, пропорциональным минус 0,5/sin
0.Индикатор 8 показывает величину и знак смещения линии контакта, индикатор 9 показывает величину и знак отклонения диаметра желоба дорожки качения измеряемого кольца. На фиг. 3 и 4 обозначены во внутреннем кольце:
0 - номинальный угол контакта шариков с дорожками качения колец в подшипнике;dж0, dж - номинальный и возможный диаметр желоба дорожки качения;
lж0, lж - номинальное и возможное расстояние между базовым торцом и желобом дорожки качения;
dk0, dk - номинальный и возможный диаметр дорожки качения в сечении, соответствующем номинальному углу контакта (диаметр линии контакта);
lk0, lk - номинальное и возможное расстояние между базовыми торцом и сечением, соответствующим номинальному углу контакта (между базовым торцом и линией контакта);
r - радиус кривизны поверхности желоба;
r - отклонение радиуса кривизны поверхности желоба;
dж - отклонение диаметра желоба дорожки качения;
lж - отклонение расстояния между базовым торцом и желобом дорожки качения;
dk - отклонение диаметра линии контакта;
lk - отклонение расстояния между линией контакта и базовым торцом;
P - отклонение комплектовочного размера. На фиг. 4 изображен в кольце профиль желоба дорожки качения с номинальными размерами сплошной линией и с отклонениями размеров - прерывистой линией. На фиг. 4 видно, что измеряемый устройством A размер 0,5 (dж0 - dж) равен расстоянию между точками N1N2 и измеряемый устройством C размер 0,5
P равен расстоянию между точками К1К3. Из треугольников K1K3K5 и К2К4К5 следует, что
Так как K1K4 = 0,5 (dk0 - dk); К2К4 = 0,5(lk - lk0), то
0,5
P = 0,5(dk0-dk)
cos
0+0,5(lk-lk0)
sin
0.Так как в блоке 6 (см. фиг. 3) выполняется операция C + E, то
Pв=
dk
cos
0-2
lk
sin
0 (19)Но так как
dk=
dж+2
r(1-cos
0), (20)то

Так как в блоке 5 (см. фиг. 3) выполняется операция A + B, то на выходе блока 7 будет сигнал смещения линии контакта

знак которого соответствует действительному. Перед началом измерений колец настраивают показания индикаторов 8 и 9 на "ноль" при измерении образцовой детали, имеющей номинальные размеры радиуса кривизны поверхности желоба, диаметр желоба дорожек качения, расстояния в наружном двухрядном кольце между сечениями, в наружном однорядном между базовым торцом и сечением, во внутреннем кольце между базовым торцом и сечением, которые соответствуют номинальному углу контакта шариков с дорожками качения колец в подшипнике. Погрешность измерения смещения линий контакта:
- в наружном кольце

- во внутреннем кольце

При угле контакта
0 = 36o будем иметь(1-cos
0)
ctg
0= 0,262.Максимальная погрешность при
R =
r =
0,04 мм;
ПLk= 2
0,04
0,262 =
0,021 мм;
Пlk= -0,04
0,262 =
0,010 мм.
Формула изобретения
P вдоль прямых, составляющих с перпендикулярами к оси кольца углы контакта
в шарикоподшипнике, и диаметра желоба
Dж дорожки качения от номинальных величин, результаты измерения преобразуют в параметр
f, характеризующий смещение линий контакта в кольцах по формуле
f = (
Dж
ctg
-
P/sin
)
Kгде К = 1 для двухрядного кольца;
К = 0,5 для однорядного кольца,
и сравнивают с допускаемыми значениями.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4





















