Способ контроля размеров рабочих поверхностей колец двухрядных радиально-упорных шарикоподшипников
Использование: для обработки рабочих поверхностей радиально-упорных двухрядных шарикоподшипников путем предварительного выбора подлежащих измерению параметров и математической обработки результатов измерения. Сущность изобретения: контролируют радиус желоба, затем в произвольном осевом сечении кольца измеряют диаметр желоба и сумму расстояний от оси кольца до образующей желоба, измеренных по прямым, составляющим с перпендикулярами к оси кольца углы контакта в подшипнике. Далее определяют отклонения диаметра Dd и суммы расстояний от номинальных значений (
P) , вычисляют разность отклонения указанной суммы и произведения отклонения диаметра на косинус угла контакта f =
P-
d
cos
. Эта разность f равна смещению линии контакта кольца под влиянием отклонения радиуса и осевого положения желоба в направлении, образующем угол контакта с перпендикуляром к оси кольца. 8 ил.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к контролю размеров деталей подшипников на операциях обработки рабочих поверхностей.
Широко известен способ, состоящий в измерении диаметра желоба, радиуса желоба и положения желоба относительно базового торца кольца. Способ позволяет налаживать желобошлифовальный станок на получение каждого из размеров в отдельности и независимо от других (Подшипники качения./Под ред. Н.А. Спицина и др. М. Машиностроение, 1961, с. 700). Однако точность обработки при этом такова, что позволяет собирать лишь однорядные радиально-упорные подшипники, когда высоких требований к взаимному осевому расположению наружного и внутреннего колец не предъявляется и отклонения угла контакта, связанные с отклонениями радиусов желобов, считаются допустимыми. Кроме того, на кольцах двухрядных радиально-упорных подшипников формируют только одну сторону желоба, и измерение осевого положения желоба усложняется. Известен способ, по которому контролируют диаметры дорожек качения наружных и внутренних колец по линиям контакта колец и шаров в подшипнике, а также расстояние между линиями контакта у наружных колец и расстояние от базового торца до линии контакта у внутренних колец. Диаметр линии контакта зависит от трех размеров и не представляет интереса при операционном контроле. Расстояние между линиями контакта или расстояние от торца до линии контакта несет информацию об осевом положении центра кривизны и радиуса желоба и может быть использовано для наладки станка. Однако способ не содержит приемов, позволяющих измерить указанные расстояния (авт. св. СССР N 540074, кл. F 16 C 43/04, 1976). Технической задачей изобретения является повышение точности контроля, а следовательно, и точности обработки рабочих поверхностей радиально-упорных двухрядных шарикоподшипников за счет выбора подлежащих измерению параметров и математической обработки результатов измерения. Для достижения данного технического результата в способе контроля размеров рабочих поверхностей колец двухрядных радиально-упорных шарикоподшипников, состоящем в измерении параметров, характеризующих поверхности контакта шариков с дорожками качения внутреннего и наружного колец шарикоподшипника, измеряют диаметр желоба d и сумму расстояний от оси кольца до образующих желоба P, которые замерены по линиям, размещенным под углом контакта в подшипнике









L расстояние между центрами кривизны образующих желобов наружного кольца;
a угол контакта. Аналогично для внутреннего кольца 6 (фиг. 7)

где d диаметр желоба внутреннего кольца;
r радиус желоба внутреннего кольца;
l расстояние от базового торца до центра кривизны образующей желоба. Зависимость расстояния от точки пересечения осей симметрии до касательной и образующей желоба в точке контакта от диаметра, радиуса и осевого положения желоба для наружного кольца:
PP1 l + g h,
где

Аналогично для внутреннего кольца (фиг. 7)
PP11.1 r m n,
где

Отсюда следует алгоритм вычислений, позволяющий получить отклонение диаметра желоба и смещение линии контакта, не зависящее от отклонений диаметра и являющееся функцией отклонений осевого положения и радиуса желоба (фиг. 8). В соответствии с алгоритмом суммируют сигналы головок A и B, вычитают из полученной суммы ее номинальное значение и этим получают














fmax (Pmax Pном),
fmin (Pmin Pном),
тогда

P = P1.1+P1.2= d





запишем


где


Формула изобретения


f =




где f смещение линии контакта,
и сравнивают его с допускаемыми значениями.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8PD4A - Изменение наименования обладателя патента Российской Федерации на изобретение
Номер и год публикации бюллетеня: 12-1998
(73) Новое наименование патентообладателя:
Открытое акционерное общество "Саратовский подшипниковый завод"
Извещение опубликовано: 27.04.1998
MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 14.09.2000
Номер и год публикации бюллетеня: 15-2002
Извещение опубликовано: 27.05.2002