Изобретение относится к авиационному приборостроению и может быть использовано в составе бортового оборудования летательных аппаратов, обеспечивающего их навигацию, управление и наведение. Предлагаемая система содержит спутниковый датчик скорости, инерциально-спутниковый и инерциально-доплеровский фильтры. Дополнительно введены моделирующий фильтр, блок выделения погрешности курса и блок запоминания. Эти элементы системы обеспечивают повышение точности формирования составляющих путевой скорости в инерциально-доплеровском фильтре. Вследствие этого изобретение позволяет повысить точность управления, наведения и в результате - эффективность применения летательных аппаратов, оснащенных предлагаемой системой. 1 ил.
Изобретение относится к области авиационного приборостроения и предназначено для использования в составе бортовых комплексов навигации и управления летательных аппаратов (ЛА).
Из известных систем наиболее близким аналогом является система, содержащая инерциальный датчик скорости (ИДС), доплеровский датчик скорости (ДДС), спутниковый датчик скорости (СДС), инерциально-спутниковый фильтр (ИСФ), инерциально-доплеровский фильтр (ИДФ), описание которой приведено в книге [1] Бабича О. А. "Обработка информации в навигационных комплексах", Москва, Машиностроение, 1991 г., стр. 419-432, стр. 476-485.
В ИСФ осуществляется выделение погрешности ИДС по скорости, при этом откорректированные составляющие путевой скорости стремятся к действительным значениям, однако при отказах (отключениях) СДС и изменениях составляющих скорости движения ЛА имеет место погрешность, определяемая ошибкой ИДС по географическому курсу
o. В ИДФ откорректированные составляющие путевой скорости формируются с погрешностью, определяемой суммарной ошибкой ИДС по географическому курсу (
o) и ошибкой неточности установки ДДС относительно продольной строительной оси ЛА (

). Задачей изобретения является повышение точности работы системы.
Достигается это тем, что в комплексную систему, содержащую последовательно соединенные спутниковый датчик скорости и инерциально-спутниковой фильтр, последовательно соединенные инерциальный датчик скорости, доплеровский датчик скорости и инерциально-доплеровский фильтр, второй вход которого объединен со вторым входом инерциально-спутникового фильтра и вторым выходом инерциального датчика скорости, дополнительно введены последовательно соединенные моделирующий фильтр, блок выделения погрешности курса и блок запоминания, выход которого подключен ко второму входу доплеровского датчика скорости, причем выход инерциально-спутникового фильтра подключен к входу моделирующего фильтра и ко второму входу блока выделения погрешности курса, на третий вход которого подключен выход инерциально-доплеровского фильтра, а второй выход спутникового датчика скорости подключен ко второму входу блока запоминания.
На чертеже представлена блок-схема предлагаемой системы, содержащей: 1 - спутниковый датчик скорости (СДС), 2 - инерциальный датчик скорости (ИДС), 3 - доплеровский датчик скорости (ДДС), 4 - инерциально-спутниковый фильтр (ИСФ), 5 - инерциально-доплеровский фильтр (ИДФ), 6 - моделирующий фильтр (МФ), 7 - блок выделения погрешности курса (БВПК),
8 - блок запоминания (БЗ).
Связи между блоками осуществляются, например, по последовательному коду.
СДС 1 измеряет составляющие путевой скорости в географических осях

;

(здесь V
1, V
2 - действительные значения,

высокочастотные центрированные погрешности, [1] стр. 477) с первого выхода СДС 1 поступают на первый вход ИСФ 4, со второго выхода СДС 1 сигнал U
o (U
o < 0 - исправность, U
o 
0 - отказ СДС 1) поступает на второй вход БЗ 8.
ИДС 2 измеряет и выдает:
- сигнал угла гироскопического курса (угла между продольной осью ИДС 2 и продольной осью ЛА)
и, который с первого выхода ИДС 2 поступает на первый вход ДДС 3,
- составляющие путевой скорости в осях ИДС 2
V
1и= V
1cos
o+V
2sin
o+
1;
V
2и= V
2cos
o-V
1sin
o+
2,
(здесь
o - погрешность по географическому курсу
1=

a
i
t
i,
2=

b
i
t
i, a
i= const, b
i= const), которые со второго выхода ИДС 2 поступают на второй вход ИСФ 4 и на второй вход ИДФ 5.
ДЦС 3 измеряет составляющие путевой скорости в собственных осях:

(здесь

- погрешность установки ДДС 3 относительно продольной оси ЛА), которые через
и приводятся к осям ИДС 2:

(здесь

высокочастотные центрированные погрешности), которые с выхода ДДС 3 поступают на первый вход ИДФ 5.
В ИСФ 4 формируются откорректированные составляющие путевой скорости:

где P - оператор дифференцирования,
r=1+T
1P+...+T
n-1n-1
P
n-1,
R=r+T
nnP
n=1+T
1P+...+T
nnP
n, T
1,...,T
n - постоянные времени,
и, если за время совместной коррекции
1=

a
it
i,
2=

b
it
i, V
1=

C
it
i, V
2=

d
it
i,
n

i+1, и T
1, ...,T
n выбраны таким образом, что обеспечивается качество переходного процесса и подавление

до величин, близких к нулю, то

эти сигналы с выхода ИСФ 4 поступают на вход МФ 6 и на второй вход БВПК 7.
В ИДФ 5 формируются откорректированные составляющие путевой скорости при

сигналы

с выхода ИДФ 5 поступают на третий вход БВПК 7.
МФ 6 реализует передаточную функцию

пример реализации приведен в книге [2] Тетедьбаума И.М,, Шнейдера Д.Р. "400 схем для АВМ", Москва, Энергия, 1978 г., стр. 10, стр. 25.
Сформированные в МФ 6 сигналы

поступают на первый вход БВПК 7.
БВПК 7 реализуется на стандартном арифметическом устройстве (см. книгу [3] Преснухина Л. Н. , Нестерова П. В. "Цифровые вычислительные машины", Москва, Высшая школа, 1981 г., стр. 16), в котором по поступившим сигналам формируется сигнал (при малых углах

< 5
o)

который с выхода БВПК 7 поступает на первый вход БЗ 8.
БЗ 8 по техническому исполнению является стандартным блоком запоминания (см. [2], стр. 124), в котором при отказе (отключении) СДС 1 (сигнал U
o
0 на втором входе БЗ 8) запоминается сигнал

который с выхода БЗ 8 поступает на второй вход ДДС 3, в котором и формируются с учетом

Сигналы V
19, V
2g поступают на первый вход ИДФ 5, в котором соответственно формируются сигналы откорректированных составляющих путевой скорости:

Сигналы

выдаются потребителям - в бортовые системы навигации и управления.
Формула изобретения
Комплексная система формирования составляющих путевой скорости, содержащая последовательно соединенные спутниковый датчик скорости и инерциально-спутниковый фильтр, последовательно соединенные инерциальный датчик скорости, доплеровский датчик скорости и инерциально-доплеровский фильтр, второй вход которого объединен с вторым выходом инерциального датчика скорости и вторым входом инерциально-спутникового фильтра, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены последовательно соединенные моделирующий фильтр, блок выделения погрешности курса и блок запоминания, выход которого подключен к второму входу доплеровского датчика скорости, причем выход инерциально-спутникового фильтра подключен к входу моделирующего фильтра и к второму входу блока выделения погрешности курса, на третий вход которого подключен выход инерциально-доплеровского фильтра, а второй выход спутникового датчика скорости подключен к второму входу блока запоминания.
РИСУНКИ
Рисунок 1