Способ балансировки роторов
Использование: в технологических процессах балансировки роторов и в балансировочном оборудовании. Измеряют дисбалансы. Определяют параметры корректирующих воздействий, отвечающих условию равенства нулю остаточных дисбалансов в номинальных плоскостях коррекции с учетом смещений центров корректирующих масс от номинальных радиусов и плоскостей коррекции ротора через процедуру моделирования ожидаемых последствий корректирующих воздействий. Сначала для статической балансировки добиваются последовательно в каждой номинальной плоскости коррекции приведения к нулю ожидаемых остаточных дисбалансов. Затем для моментной балансировки добиваются для ротора в целом приведения к нулю ожидаемых равных по модулю и противолежащих остаточных дисбалансов. Производят корректировку масс ротора. Обеспечивается повышение точности балансировки за счет устранения методической погрешности. 3 ил., 1 табл.
Изобретение относится к области машино- и приборостроения и предназначено для использования в технологических процессах балансировки роторов и в балансировочном оборудовании.
Известен способ балансировки роторов [1] , в соответствии с которым технологический процесс балансировки разбивается на три основных перехода (прототип): измерение неуравновешенности, преобразование этой информации в величину подлежащей устранению неуравновешенной массы и устранение неуравновешенной массы (стр. 23-27). При этом отмечается, что такой способ (фиг. 1) даже при использовании высокочувствительной измерительной аппаратуры дает низкие показатели по точности и производительности. Указанный недостаток должен компенсироваться многократным повторением балансировочного цикла. Параметры корректирующих воздействий по указанному способу предлагается определять по тарировочным графикам (стр. 49). В той же работе (стр. 90-93) отмечается, что при корректировке возникают изменения массово-инерционных параметров ротора, связанные с неучитываемым смещением центров масс удаляемого материала от номинальных плоскостей и радиусов коррекции ротора. Следствием является снижение точности цикла балансировки (сохранение больших остаточных дисбалансов). Также известен аналогичный способ балансировки роторов [2], в соответствии с которым измеряют значения и углы начальных дисбалансов в каждой плоскости коррекции, рассчитывают значения корректирующих масс и проводят корректировку масс ротора (стр. 167). Если остаточные дисбалансы превышают допустимые значения, то балансировочный цикл повторяют. В примерах на стр. 179-188 приводятся методики преобразования измеренных значений дисбалансов в параметры корректирующих воздействий для разных схем корректировки масс (добавлением, перемещением и удалением массы). Общими признаками всех методик являются: - расчет параметров корректирующих воздействий (например, глубины отверстий) из условия компенсации дисбалансов раздельно в каждой плоскости коррекции; - приложение корректирующих воздействий в направлении векторов измеренных дисбалансов в каждой плоскости коррекции. Главным недостатком существующих способов балансировки является несовершенство правил преобразования измеренных дисбалансов в параметры корректирующих воздействий (пренебрежение результирующим смещением центров корректирующих масс от номинальных плоскостей и иногда - радиусов коррекции ротора). На фиг. 2 приведена одна из возможных схем корректировки масс ротора, демонстрирующая механизм возникновения нескомпенсированных статических моментов массы




где l1 и l2 - координаты плоскостей коррекции относительно центра масс ротора,
f1 и f2 - смещения центров корректирующих масс от номинальных плоскостей коррекции. Таким образом, определение параметров корректирующих воздействий по традиционной схеме (дисбаланс








2. Имитационным моделированием поочередно и независимо для каждой плоскости коррекции по формулам (1) рассчитывают значения ожидаемых остаточных дисбалансов


3. Если значения Dr1 или Dr2 превышают допуск E итерации, то суммируют найденные остаточные дисбалансы


4. Повторяют расчет с п. 1 до тех пор, пока значения ожидаемых остаточных дисбалансов Dr1 и Dr2 не будут меньше допуска E итерации. Это означает, что найденные параметры K1 и K2 обеспечивают выполнение условия статической балансировки ротора (центр масс C расположен на оси ротора Z). 5. Для найденных параметров K1 и K2 рассчитывают сначала вектор остаточного (нескомпенсированного) центробежного момента инерции


а затем противолежащие векторы остаточных дисбалансов


6. Если значения остаточных дисбалансов Dr превышают допуск E итерации, то суммируют эти дисбалансы с соответствующими исходными (текущими) дисбалансами

7. Повторяют расчет с п. 1 до тех пор, пока и значения остаточных дисбалансов Dr не будут меньше допуска E итерации. Это означает, что найденные параметры K1 и K2 корректирующих воздействий обеспечивают выполнение условия как статической, так и моментной балансировки (центр масс и главная центральная ось инерции находятся на оси ротора). После завершения итерационного расчета производят корректировку масс ротора, руководствуясь найденными точными параметрами корректирующих воздействий. В таблице приведена распечатка итерационных циклов для одной из комбинаций со следующими значениями входных данных:
исходные дисбалансы: D1 = 10 г



D2 = 30 г



диаметр сверла стандартной геометрии (в обеих плоскостях коррекции) - 5 мм,
расстояние между плоскостями коррекции - 30 мм,
радиусы коррекции (в обеих плоскостях коррекции) - 25 мм,
плотность материала ротора - 8 г/мм3,
углы наклона отверстий (в обеих плоскостях коррекции)

допуск итерации E=0,01 г



А. Несовершенство методики расчета параметров корректирующих воздействий, не учитывающей фактор смещения центра масс удаляемого (добавляемого) при балансировке материала от номинальных плоскостей и радиусов коррекции, принципиально ограничивает достижимую точность балансировочного цикла и в значительной степени предопределяет необходимость использования повторных циклов. Б. Предложенный авторами способ адаптивной балансировки, построенный на принципе опережающего расчета (оперативного имитационного моделирования) обеспечивает полное устранение методической погрешности и сведение остаточных дисбалансов балансировочного цикла к уровню инструментальных ошибок измерения и корректировки. В. Найденные авторами алгоритмические решения позволяют построить и реализовать новую концепцию измерительных балансировочных станков, повышающих эффективность балансировки за счет предоставления оператору-балансировщику информации в виде, удобном именно при корректировке масс ротора. С учетом высокой эффективности способа адаптивной балансировки его применение в автоматических балансировочных линиях (комплексах) совершенно необходимо. Литература
1. А. К. Скворчевский, Е.В.Промыслов. Уравновешивание вращающихся масс гироприборов. Ленинград, изд. "Судостроение", 1977 г. 2. М.Е.Левит, В.М.Рыженков. Балансировка деталей и узлов. Москва, Машиностроение, 1986 г.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4