Способ коррекции гирокомпаса
Способ относится к области навигационного приборостроения и может быть использован для определения и компенсации широтной погрешности двухрежимных одногироскопных курсоуказателей - гирокомпасов. После запуска гирокомпаса и выдержки его в течение времени, необходимого для достижения установившегося теплового и электрического состояния, разворачивают платформу вокруг вертикальной оси так, чтобы горизонтальная ось чувствительности гирокомпаса была направлена на север. Включают режим гироазимута. Подают на горизонтальный датчик момента ток, реализующий максимальную скорость вращения платформы в азимуте. Измеряют ток в вертикальном датчике момента, пропорциональный угловой скорости вращения платформы вокруг горизонтальной оси. Подают в горизонтальный датчик момента ток первоначальной величины, но обратного знака, реализующий противоположную угловую скорость вращения платформы в азимуте. Измеряют ток в вертикальном датчике момента, пропорциональный новой угловой скорости вращения платформы вокруг горизонтальной оси. Вычисляют поправку и подают ток компенсационной поправки на вертикальный датчик момента. Обеспечивается повышение точности гирокомпаса за счет компенсации широтной погрешности. 1 ил.
Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для определения и компенсации широтной погрешности двухрежимных одногироскопных курсоуказателей - гирокомпасов (ГК).
Целью изобретения является повышение точности определения и компенсации широтной погрешности двухрежимного гирокурсоуказателя. Известен способ коррекции ГК, заключающийся в запуске ГК, выдержке его в течение времени, необходимого для достижения устойчивого теплового и электрического состояния, сравнении курса ГК с истинным курсом стенда или полученным, например, пеленгованием известного ориентира; формировании поправки, равной разности курсов и добавлении ее к выходному курсу ГК [1]. Недостатком способа является возникновение дополнительных погрешностей, связанных, например, с изменением широты места плавания. Погрешность гирокомпаса








где











+



измеряют ток в вертикальном датчике момента, пропорциональный новой угловой скорости вращения платформы ГК вокруг горизонтальной оси



где



вычисляют компенсационную поправку в виде тока по формуле

где Kgm - передаточный коэффициент датчика момента по току,
H - кинетический момент,
подают ток Ik на вертикальный датчик момента ГК. Теоретическое обоснование предлагаемого способа заключается в следующем. В режиме гироазимута ток в вертикальном датчике момента пропорционален угловой скорости платформы ГК вокруг горизонтальной оси:







где

k - значение курса. Задавая разное движение в азимуте на курсе k = 90o и измеряя токи в вертикальном датчике момента или угловые скорости платформы вокруг горизонтальной оси, получаем два уравнения:












из которых находится величина невыставки:

Установка платформы ГК на румб 90o осуществляется либо вручную, либо подачей большого тока в горизонтальный датчик момента ГК, либо подачей слабого сигнала в усилитель азимутальной следящей ГК. Для определения поправки с точностью 0,005o/ч достаточно установить платформу на север с погрешностью 1-2o. Операции способа, связанные с определением невыставки, реализуются инструкцией по регулировке и калибровке ГК при его изготовлении, а операция формирования поправки реализуется в конструкции ГК путем подачи на вертикальный датчик момента дополнительной составляющей тока, пропорциональной широтной поправке. Предложенный способ может быть реализован, например, в конструкции гирокомпаса, структура которого представлена на чертеже блок-схемой. Гирокомпас содержит:
- платформу 1
- гироскоп 2
- вертикальный и горизонтальный датчики момента 3, 4
- датчик угла 5
- электронный блок 6
- пульт оператора 7
- акселерометр 8. КГ работает следующим образом. Гирокомпас удерживает платформу 1 в северном направлении благодаря подаваемым в горизонтальный 3 и вертикальный 4 датчики момента токам, формируемым в электронном блоке 6 по сигналу акселерометра 8. Компенсирующая широтную погрешность составляющая тока в горизонтальный датчик момента формируется в электронном блоке 6 по сигналам невыставки


1. Коган В. И. , Чичинадзе М. В. Судовой гироазимуткомпас "Вега". М: Транспорт, 1983, с. 87, с. 100.
Формула изобретения




где



формируют компенсационную поправку в виде тока по формуле

где Kдм - передаточный коэффициент датчика момента по току;
H - кинетический момент;
U скорость вращения Земли;

и подают ток Ik на вертикальный датчик момента гирокомпаса.
РИСУНКИ
Рисунок 1