Гирокомпас
Авторы патента:
Использование: в морском приборостроении, в навигационных системах подвижных объектов. Сущность изобретения: устройство содержит центральный прибор 1, прибор управления и коррекции 2, таймер 3, ключ 4, масштабирующий усилитель 5, компаратор 6, инвертор 7, первый 8 и второй 9 элементы И, триггер 10, логический блок 11 со счетчиком 12, элементом ИЛИ 13, третьим элементом И 14 и триггером 15. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к морскому приборостроению и может использоваться в системах навигации подвижных объектов для определения курса.
Известен гидрокомпас "Вега" (1), который содержит основной прибор НГ-1А с трехстепенным поплавковым гироскопом и индикатором горизонта, следящими системами стабилизации, схемами управления и терморегулирования, прибор питания ВГ-2А с реле, контакторами, выключателями, сигнальными лампами и штурманский пульт ВГ-3А, в котором производится выработка сигналов коррекции при ручном вводе скорости и широты, дистанционное переключение режимов работы "Гирокомпас" (ГК) "Гироазимуту" (ГА). ВГ-3А содержит вычислительное устройство, выполненное на вращающихся трансформаторах, рукоятки ввода и широты и скорости объекта, переключатель режимов в ГК и ГА, а также световую индикацию с надписями "Гирокомпас", "Гироазимут", "Подготовка", Перегрев". Недостатками известного гирокомпаса являются: наличие устаревшей элементной базы; ручное переключение режима работы ГК-ГА; наличие энергоемкой системы термостабилизации гироблока. Наиболее близким по технической сущности является гирокомпас SKR-80 (2), построенный на двухосном индикаторном гиростабилизаторе с динамически настраиваемым гироскопом и двух акселерометрах, являющихся индикаторами горизонта и вертикали. Динамически настроенный гироскоп (ДНГ) благодаря своей конструкции прост в изготовлении, более надежен и имеет более низкую стоимость в сравнении с трехстепенным поплавковым гироскопом. В составе двухосного индикаторного гиростабилизатора ДНГ функционирует как трехстепенной, свободный гироскоп, а использование второго акселерометра вызвано применением двухосной, а не трехосной схемы гироплатформы и, как следствие, необходимость учета в показаниях компаса ошибок из-за наклона палубы вокруг оси кинетического момента гироскопа. Гирокомпас SKP-80 содержит центральный прибор со встроенным прибором управления и коррекции, который в свою очередь содержит таймер, элемент И и триггер, причем выход индикатора горизонта соединен с первым входом прибора управления и коррекции, выход которого через элемент И соединен с управляющим входом триггера, второй вход прибора управления и коррекции соединен с первым выходом таймера, второй выход последнего соединен со вторым элементом И, третий выход таймера соединен со вторым входом триггера, а выход триггер соответствует режиму "Гирокомпас". Таймер определяет временную диаграмму работы гирокомпаса: формирование командных сигналов "Подготовка" третий выход таймера, "Горизонтирование" - первый выход таймера, "Гироблок" определяет частоту питающего напряжения гироблока и его запуск, а также формирует временной интервал задержки в режиме автоматического приведения "АП", что соответствует второму выходу таймера. После выполнения команд "Гироблок", "Подготовка" гирокомпас начинает работу в режиме "АП", который характеризуется более коротким периодом собственных колебаний компаса по сравнению с ходовым режимом "ГК". Итак, таймер своим вторым выходом осуществляет задержку режима "АП", так как элемент И блокирует работу триггера на временном интервале, реализованном таймером. По истечении задержки, что для SKR-80 составляет 54 мин, элемент И разблокирует схему и триггер переводит гирокомпас из режима "АП" в ходовой режим "ГК". Недостатками известного гирокомпаса являются: 1. Отсутствие устройства, которое бы сигнализировало о приходе компаса в меридианы с указанной наперед точностью, что в конечном итоге затягивает процесс прихода. 2. Зависимость периода собственных колебаний компаса от широты места, что приводит к различному времени прихода компаса в меридианы на различных широтах. 3. Отсутствие устройства, которое бы автоматически переводило горокомпас в режим хранения меридиана, т.е. режим "Гироазимут" "ГА" при совершении объектом маневра или при ускоренном движении. Техническим результатом от использования изобретения является увеличение точности прихода в меридиан, отсутствие зависимости периода собственных колебаний компаса от широты места, обеспечение автоматического перевода горокомпаса в режим хранения меридиана. Это достигается тем, что в гирокомпас, содержащий последовательно соединенные центральный прибор с трехстепенным гироскопом и индикатором горизонта и прибор управления и коррекции, таймер, подключенный первым выходом ко второму входу прибора управления и коррекции, последовательно соединенные первый элемент И и первый триггер, выход которого является выходом гирокомпаса, при этом второй и третий выходы таймера подключены, соответственно, к первому входу первого элемента И и второму входу первого триггера, введены последовательно соединенные ключ, масштабирующий усилитель, компаратор, инвертор и второй элемент И, а также логический блок, при этом первый и второй выходы прибора управления и коррекции подключены к соответствующим входам ключа, управляющий вход которого соединен с первым выходом первого триггера, выход второго элемента И подключен ко второму входу первого элемента И к первому входу логического блока, подключенного вторым, третьим, четвертым и пятым входами, соответственно, ко второму выходу первого триггера, первому выходу первого триггера, четвертому выходу таймера и выходу компаратора, пятый выход таймера соединен со вторым входом второго элемента И, а первый и второй выходы логического блока являются, соответственно, вторым и третьим выходами гирокомпаса. Логический блок выполнен в виде последовательно соединенных элемента ИЛИ, счетчика, третьего элемента И и второго триггера, при этом первый и второй входы элемента ИЛИ, второй вход второго триггера, второй вход счетчика и второй вход третьего элемента И, соединены, соответственно, с первым, вторым, третьим, четвертым и пятым входами логического блока, а первый и второй выходы второго триггера подключены, соответственно, к первому и второму выходам логического блока. Покажем, что переход от управления гирокомпасом по сигналу














Учитывая, что w




Следовательно, переход к управлению гирокомпаса по сигналу
























1. Приход гирокомпаса в меридиан с заданной точностью становится известным по сигнализации "Готовность", что позволяет сократить время готовности гирокомпаса. 2. Гирокомпас автоматически переходит из режима "ГК" в "ГА" при действии ускорения. Допускается некоторая инвариантность компаса к ускорениям. 3. Управление гироскопом по сигналу


Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3
Похожие патенты:
Изобретение относится к технической физике и может быть использовано в геодезическом и маркшейдерском оборудовании при создании гиротеодолитов различных типов
Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в современных гироскопических компасах для морских и речных судов
Изобретение относится к схемам управления одногироскопных корректируемых курсоуказателей
Гирокомпас с внешней коррекцией // 2063611
Гирогоризонткомпас для подвижного объекта // 2062985
Изобретение относится к области технической физики и может быть использовано для построения горизонтальной географической системы координат на сухопутных и морских подвижных объектах, а также на летательных аппаратах
Маятниковый гирокомпас // 2046288
Изобретение относится к точному машиностроению, а именно к маятниковым гироскопам
Изобретение относится к области гироскопического ориентирования и может быть использовано при разработке гирокомпасов и определения азимутов визуальными гирокомпасами
Гирокомпас // 2022233
Изобретение относится к гироскопическому приборостроению и предназначено для определения направления истинного меридиана
Изобретение относится к области морского навигационного приборостроения и может быть использовано в современных морских гироскопических компасах с автономным, плавающим в жидкости чувствительным элементом
Устройство для гироскопических измерений // 2124183
Способ коррекции гирокомпаса // 2153152
Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для определения и компенсации широтной погрешности двухрежимных одногироскопных курсоуказателей - гирокомпасов (ГК)
Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов и систем для стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники
Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов для стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники
Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано при создании прецизионных одногироскопных корректируемых гирокомпасов
Система курсокреноуказания // 2171450