Гирокомпас
Изобретение относится к морскому приборостроению, а именно к гирокомпасам. Цель изобретения - упрощение конструкции и уменьшение потребляемой мощности и времени готовности прибора. Гирокомпас содержит динамически настраиваемый гироскоп 4 с датчиками моментов и углов, который расположен на платформе 2 в кардановом подвесе 3. Датчики угла гироскопа через усилители 13, 14 соединены с датчиками моментов 9, 10, установленными в цапфах подвеса платформы. На платформе размещен датчик наклона 11 платформы относительно ее горизонтальной оси вращения и термодатчик 16, которые через вычислитель 15 соединены с датчиками моментов гироскопа. В случае изменения температуры окружающей среды в вычислителе по информации термодатчика формируется сигнал, пропорциональный дрейфу гироскопа, зависящему от изменения температуры. 2 ил.
Изобретение относится к морскому приборостроению и может использоваться в системах навигации подвижных объектов для определения курса.
Известен однороторный корректируемый гирокомпас, который содержит трехстепенной гироскоп с датчиками угла, подвешенный с помощью упругих торсионов в следящей сфере, заполненной вязкой жидкостью (1). Следящая сфера находится в кардановом подвесе, стабилизируемом относительно вертикальной и поперечной горизонтальной осей с помощью двигателей стабилизации по сигналам датчиков углов гироскопа, а относительно продольной горизонтальной оси с помощью маятниковости следящей сферы. На последней установлен индикатор горизонта физический маятник, являющийся датчиком угла наклона следящей сферы относительно горизонта. Управление положением чувствительного элемента осуществляется закруткой вертикальных и горизонтальных торсионов поворотом следящей сферы, производимым двигателями стабилизации. Формирование сигналов управления и коррекции происходит в счетно-решающем приборе по сигналам индикатора горизонта и информации о скорости объекта, его широте и текущем курсе. Недостатком известного гирокомпаса является то, что использование поплавкового подвеса гироскопа, сложного в изготовлении и требующего системы термостабилизации, приводит к повышению стоимости прибора. Указанный недостаток устраняется использованием в качестве чувствительного элемента динамически настраиваемого гироскопа, который благодаря своей конструкции прост в изготовлении, более надежен и имеет низкую стоимость. Наиболее близким по технической сущности является гирокомпас Robertson SKR-80, построенный на индикаторном гиростабилизаторе, использующем динамически настраиваемый гироскоп (2). Чувствительный элемент данного прибора расположен на платформе с двухосным кардановым подвесом, стабилизируемым датчиками моментов, расположенными в цапфах кардановых рам, по сигналам датчиков углов динамически настраиваемого гироскопа (ДНГ). Управление положением ротора гироскопа осуществляется датчиками моментов ДНГ по сигналам двух акселерометров, расположенных взаимно-перпендикулярно на платформе и внешней информации о скорости, широте и текущем курсе объекта. Первый акселерометр аналог индикатора горизонта у гирокомпаса с жидкостно-торсионным подвесом чувствительного элемента расположен так, что его ось чувствительности параллельна главной оси гироскопа. Второй акселерометр является датчиком угла наклона платформы вокруг оси вращения ротора ДНГ. Недостатком известного гирокомпаса является наличие системы термостабилизации гироскопа, которая приводит к увеличению потребляемой мощности. Для устранения указанного недостатка прототипа в гирокомпас, содержащий корпус с установленным на платформе в кардановом подвесе динамически настраиваемым гироскопом с датчиками моментов и углов, датчики моментов, установленные в цапфах подвеса платформы, датчик наклона платформы относительно горизонтальной оси вращения и датчик угла, установленный на вертикальной оси карданова подвеса, причем датчики угла гироскопа через усилители соединены с датчиками моментов, установленными в цапфах подвеса платформы, а датчик наклона и датчик угла, установленный на вертикальной оси карданова подвеса через блок формирования управляющих сигналов с датчиками момента гироскопа введен блок термокомпенсации дрейфов гироскопа, зависящих от температуры окружающей среды. Данное устройство содержит термодатчик, расположенный на платформе, и формирователь сигнала, расположенный в блоке формирования управляющих и корректирующих сигналов (вычислителе), причем выход термодатчика соединен со входом формирователя сигнала, выход которого соединен с датчиками моментов гироскопа. Тепловые процессы оказывают влияние практически на все известные механизмы формирования уводящих моментов (3). Во всех случаях эффективный отвод тепла от гироскопа с наружным кардановым подвесом представляет собой нелегкую инженерную задачу. Совсем по-другому обстоит дело в гироскопе с упругим вращающимся подвесом, где все тепловыделяющие элементы монтируются непосредственно на корпусной детали. В результате его собственный перегрев в рабочем режиме оказывается очень небольшим. Слабый перегрев и незначительные температурные градиенты сами по себе являются благоприятными с точки зрения точности гироскопа факторами. Во многих применениях, однако, рабочая температура прибора выбирается выше максимально возможной температуры окружающей среды, чтобы обеспечить однозначные условия работы без использования сложных активных охлаждающих устройств. В этом случае прогрев до рабочей температуры производится с помощью системы терморегулирования, включающей датчик температуры и нагревательные элементы, установленные на гироскопе. Сравнительно небольшая теплоемкость малогабаритного гироскопа с упругим вращающимся подвесом и хорошая теплопроводность деталей его конструкции позволяют с помощью нагревателей умеренной мощности (до 100 Вт) разогреть прибор от комнатной температуры до 60-70oC за несколько минут. В случаях когда по условиям эксплуатации затраты энергии на разогрев гироприбора и поддержание его рабочей температуры нежелательны, можно идти по пути измерения температуры гироскопа и ввода поправок на температурные зависимости его точностных параметров. Достаточно четкий характер и высокая стабильность таких зависимостей в ДНГ делают подобный подход популярным среди разработчиков приборов и систем. Известно, что тепловые процессы описываются дифференциальными уравнениями первого порядка, решения которых представляют собой экспоненциальные выражения. Исследуем в качестве примера уход гироскопа, вызванный осевой разбалансировкой ротора (4). Допустим, что в начальный момент температура снаружи и внутри гироскопа равна t1oC. При этом плечо силы Р или величина осевой разбалансировки ротора равна а, а дрейф гироскопа


















Формула изобретения
Гирокомпас, содержащий корпус с установленным на платформе в кардановом подвесе динамически настраиваемым гироскопом, снабженным двумя датчиками угла и двумя датчиками момента, расположенные на платформе датчик наклона платформы относительно горизонтальной оси вращения и термодатчик, установленные по осям карданова подвеса платформы, третий и четвертый датчики момента, установленный на вертикальной оси карданова подвеса третий датчик угла, два усилителя и блок формирования управляющих и корректирующих сигналов, при этом выходы первого и второго датчиков угла гироскопа соединены через соответствующие усилители с третьим и четвертым датчиками момента, выход датчика наклона платформы соединен с первым входом блока формирования управляющих и корректирующих сигналов, третий, четвертый и пятый входы которого соединены соответственно с выходом третьего датчика угла, источником сигнала о широте места и источником сигнала о скорости объекта, а выходы подключены к первому и второму датчикам момента гироскопа, отличающийся тем, что в блок формирования управляющих и корректирующих сигналов введен формирователь сигнала термокомпенсации, через который выход термодатчика связан с выходами блока формирователя управляющих и корректирующих сигналов, второй вход которого является входом формирователя сигнала термокомпенсации.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2