Способ диагностирования и прогнозирования технического состояния двигателей внутреннего сгорания в процессе их работы
Изобретение относится к области измерительной техники и предназначено для диагностирования и прогнозирования двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет упростить диагностирование двигателей, их агрегатов и прогнозировать техническое состояние двигателя и элементов, узлов механизмов, объединенных в одну конструктивную схему. Предлагается способ диагностирования и прогнозирования технического состояния двигателей внутреннего сгорания в процессе их работы, при котором сигнал с оптического датчика преобразуют в комплексный оптический спектр, а сигнал с акустического датчика преобразуют в комплексный акустический спектр, определяют относительный комплексный показатель путем деления акустического спектра на оптический, по величине которого судят о техническом состоянии двигателей внутреннего сгорания в процессе их работы и прогнозируют процессы разрушения материала деталей двигателя. 1 ил.
Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для диагностирования и прогнозирования двигателей внутреннего сгорания.
Известен способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания, в котором преобразовывают светоизлучение процесса сгорания топлива в изменение сигнала, а затем регистрируют осциллографом и осуществляют диагностику систем и механизмов двигателя (см. а.с. СССР N 436991, кл. G O1 M 15/00, 1974 г.), принятый за прототип. К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного способа, принятого за прототип, относится то, что известному способу присущи многочисленные внешние и внутренние возмущающие факторы, сложность обработки и неоднозначность результатов технического диагностирования. Технический результат - упрощение диагностирования двигателей, их агрегатов и возможность прогнозирования технического состояния двигателя и его элементов, узлов, механизмов, объединенных в одну конструктивную схему. Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что, в известном способе диагностирования технического состояния двигателей внутреннего сгорания в процессе их работы производят измерение и преобразование сигналов, возникающих в результате взрыва топливной смеси в камере сгорания. Особенность заключается в том, что сигнал с оптического датчика преобразуют в комплексный оптический спектр, а сигнал с акустического датчика преобразуют в комплексный акустический спектр, определяют относительный комплексный показатель (ОКП) путем деления акустического спектра на оптический, по величине которого судят о техническом состоянии двигателей внутреннего сгорания в процессе их работы и прогнозируют процессы разрушения материала деталей двигателя. Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации, и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявленного изобретения, позволил установить, что заявитель не обнаружил источник, характеризующийся признаками, тождественными всем существенным признакам заявленного изобретения. Определение из перечня выявленных аналогов прототипа как наиболее близкого по совокупности признаков аналога позволил установить совокупность существенных по отношению к усматриваемому заявителем техническому результату отличительных признаков в заявленном способе, изложенных в формуле изобретения. Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию "новизна". Для проверки соответствия заявленного изобретения условию "изобретательский уровень" заявитель провел дополнительный поиск известных решений, чтобы выявить признаки, совпадающие с отличительными от прототипа признаками заявленного способа. Результаты поиска показали, что заявленное изобретение не вытекает для специалиста явным образом из известного уровня техники, поскольку из уровня техники, определенного заявителем, не выявлено влияние предусматриваемых существенными признаками заявленного изобретения преобразований для достижения технического результата, в частности заявленным изобретением не предусматриваются следующие преобразования: - дополнение известного средства какой-либо известной частью, присоединяемой к нему по известным правилам, для достижения технического результата, в отношении которого установлено влияние именно такого дополнения; - замена какой-либо части известного средства другой известной частью для достижения технического результата, в отношении которого установлено влияние именно такой замены; - исключение какой-либо части средства с одновременным исключением обусловленной ее наличием функции и достижением при этом обычного для такого исключения результата (упрощение, уменьшение массы, габаритов, материалоемкости, повышение надежности и пр.); - увеличение количества однотипных элементов, действий для усиления технического результата, обусловленного наличием в средстве именно таких элементов, действий; - выполнение известного средства или его части из известного материала для достижения технического результата, обусловленного известными свойствами этого материала; - создание средства, состоящего из известных частей, выбор которых и связь между которыми осуществлены на основании известных правил, рекомендаций, и достигаемый при этом технический результат обусловлен только известными свойствами частей этого средства и связей между ними. Описываемое изобретение не основано на изменении количественного признака (признаков), представлении таких признаков во взаимосвязи либо изменении ее вида. Имеется в виду случай, когда известен факт влияния каждого из указанных признаков на технический результат и новые значения этих признаков или их взаимосвязь могли быть получены исходя из известных зависимостей, закономерностей. Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию "изобретательский уровень". На чертеже представлена структурная схема реализации способа. Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения с получением вышеуказанного технического результата, заключаются в следующем. Источниками информации диагностирования двигателей внутреннего сгорания являются световое излучение, образующееся в камере сгорания 1 двигателя внутреннего сгорания 2 при горении (взрыве) топливной смеси, и акустический сигнал, возникающий в результате взрыва этой же смеси в камере сгорания 1. Световое излучение, являющееся опорным сигналом, регистрируют оптическим датчиком 3, а акустический сигнал - датчиком 4, которые встроены в корпус двигателя внутреннего сгорания 2. Датчики 3 и 4 электрически связаны с устройством спектрального преобразования 5, в котором сигналы, поступающие с датчиков 3 и 4 преобразуются соответственно в комплексный оптический спектр S1(






- для заявленного способа в том виде, как он охарактеризован в независимом пункте изложенной формулы изобретения, подтверждена возможность его осуществления с помощью описанных в заявке или известных методов до даты приоритета средств и методов. Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию "промышленная применимость".
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1