Способ управления ракетой
Изобретение относится к оборонной технике и может быть использовано в комплексах танкового и противотанкового вооружения, а также малогабаритных зенитных комплексах. Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности управления малоустойчивыми и неустойчивыми в полете ракетами с аэродинамическими рулями, а также повышение маневренности ракет. Сущность изобретения: команды управления ракетой формируются в виде трехпозиционного широтно-импульсного модулированного сигнала Uвх с одним нулевым и двумя равными по модулю и противоположными по знаку ненулевыми уровнями, а отклонение рулей производят в соответствии с зависимостью: =
m
signUвх при ненулевых уровнях Uвх;
= -
при нулевом уровне Uвх, где
- угол отклонения рулей относительно продольной оси ракеты;
m - максимальный угол отклонения рулей;
- угол между продольной осью и вектором скорости ракеты. 3 ил.
Изобретение относится к области разработки систем управления ракетами с аэродинамическими рулями и может быть использовано в комплексах танкового и противотанкового вооружения, а также малогабаритных зенитных комплексах.
Известен способ управления ракетой [1], заключающийся в создании управляющего аэродинамического момента относительно центра масс ракеты под действием подъемной силы, возникающей на рулях при их отклонении на определенный угол в соответствии с командами управления. Особенность такого способа управления состоит в том, что ракета должна обладать необходимым запасом статической устойчивости в диапазоне рабочих углов атаки. Это означает, что суммарный момент аэродинамических сил, возникающий при угловом отклонении ракеты от положения равновесия, должен быть направлен в сторону положения равновесия. Это обеспечивается соответствующим выбором формы и размеров аэродинамических рулей и стабилизаторов, положением центра масс ракеты, расстоянием от центра масс ракеты до стабилизаторов и т.п. Следует отметить, что конструктивное выполнение указанных элементов при ограничениях на габариты и вес является сложной задачей, поскольку в комплексах танкового вооружения длина ракеты, как правило, ограничена заряжающим механизмом, а размеры стабилизаторов - необходимостью складывания. Кроме того, ракета должна обладать необходимой маневренностью, оцениваемой величиной т. н. "перегрузок". Располагаемые ракетой "перегрузки", а следовательно и маневренность, будут тем больше, чем больше балансировочные углы атаки и скольжения, характеризующие положение продольной оси ракеты относительно направления вектора скорости. Однако балансировочные углы атаки и скольжения ограничены предельно допустимыми значениями по аэродинамической устойчивости в полете управляемой ракеты. Как следствие, ограниченными являются и развиваемые ракетой перегрузки. Таким образом, увеличение перегрузок, например, с помощью увеличения площади аэродинамических рулей или расстояния от центра масс ракеты до рулей неизбежно ведет к потере управляемой ракетой устойчивости в полете. И наоборот, всякое увеличение запасов устойчивости ведет к уменьшению маневренности. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является способ управления ракетой с аэродинамическими рулями [2], заключающийся в формировании команд управления, подаче их на рулевой привод ракеты и отклонении аэродинамических рулей в соответствии с управляющими сигналами. Известный способ обладает тем же основным недостатком, а именно, он применим только к статически устойчивым в полете ракетам. При этом всякое повышение запасов статической устойчивости приводит к снижению располагаемых и развиваемых перегрузок ракеты. Задачей предлагаемого изобретения является управление малоустойчивыми и неустойчивыми в полете ракетами с аэродинамическими рулями, а также повышение маневренности ракет. Поставленная задача достигается за счет того, что в способе управления ракетой, заключающемся в формировании команд управления, подаче их на рулевой привод ракеты и отклонении аэродинамических рулей в соответствии с управляющими сигналами, - команды управления формируются в виде трехпозиционного широтно-импульсного модулированного сигнала Uвх с одним нулевым и двумя равными по модулю и противоположными по знаку ненулевыми уровнями, а отклонение рулей производят в соответствии с зависимостью:































Формула изобретения
Способ управления ракетой с аэродинамическими рулями, включающий формирование команд управления, подачу их на рулевой привод ракеты и отклонение аэродинамических рулей в соответствии с управляющими сигналами, отличающийся тем, что команда управления формируется в виде трехпозиционного широтно-импульсного модулированного сигнала Uвх с одним нулевым и двумя равными по модулю и противоположными по знаку ненулевыми уровнями, а отклонение рулей производится в соответствии с зависимостью:




где



РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3