Баллистический способ определения коэффициента лобового сопротивления тела
Изобретение относится к области баллистических испытаний и может быть применено для определения коэффициента лобового сопротивления тел, имеющих различную аэродинамическую форму, которые могут быть использованы в ракетостроении, артиллерии и других областях техники, занимающихся изучением движения тел в газообразных и жидких средах. Баллистический способ определения коэффициента лобового сопротивления тела заключается в том, что одновременно с метанием исследуемого тела производят параллельное метание с той же начальной скоростью контрольного тела, последовательно регистрируют координаты их характерных точек относительно неподвижной системы координат в дискретные моменты времени, находят величины перемещений характерных точек исследуемого и контрольного тел, их массы, площади миделевого сечения, плотность газовой среды. Коэффициент лобового сопротивления исследуемого тела рассчитывают по формулам. Формулы выведены на основании решения уравнений движения центров масс исследуемого и контрольного тел. Коэффициент лобового сопротивления исследуемого тела зависит только от перемещений характерных точек исследуемого и контрольного тел. Способ позволяет повысить точность определения коэффициента лобового сопротивления исследуемого тела, уменьшить количество измерений в одном опыте. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к области баллистических испытаний и может быть применено для определения коэффициента лобового сопротивления тел, имеющих различную аэродинамическую форму, которые могут быть использованы в ракетостроении, артиллерии и других областях техники, занимающихся изучением движения тел в газообразных и жидких средах.
Известен способ определения коэффициента лобового сопротивления тела, основанный на принципе обращенного движения, в котором исследуемое тело неподвижно закрепляют с помощью державок в рабочей части аэродинамической трубы и обдувают искусственно созданным потоком газа, имеющим заданные газодинамические параметры [1]. Величину коэффициента лобового сопротивления определяют либо прямым способом нахождения значения силы лобового сопротивления на аэродинамических весах и последующим его расчетом по формуле:



где xи1, xи2 - величины перемещения характерных точек исследуемого тела относительно неподвижной системы координат за последовательные дискретные промежутки времени t1 и t2 соответственно;
xк1, xк2 - величины перемещения характерных точек контрольного тела относительно неподвижной системы координат за последовательные дискретные промежутки времени t1 и t2 соответственно;
сxи - коэффициент лобового сопротивления исследуемого тела;
сxк - коэффициент лобового сопротивления контрольного тела;



Sи, Sк - площадь миделевого сечения исследуемого и контрольного тела и соответственно,
mи, mк - масса исследуемого и контрольного тела соответственно. Полученное значение коэффициента лобового сопротивления исследуемого тела относят к скорости

Если в качестве контрольного тела выбирают тело, имеющее ту же аэродинамическую форму, что и исследуемое тело, и отличающееся от него значениями площади миделевого сечения и массы, тогда коэффициент лобового сопротивления исследуемого тела определяют из соотношения:

Если в качестве контрольного тела выбирают тело с известным значением коэффициента лобового сопротивления, тогда коэффициент лобового сопротивления исследуемого тела определяют из соотношения

Сущность изобретения поясняется на фигурах 1 - 3, где на фиг.1 дана схема реализации предлагаемого способа на измерительном участке траектории, а на фиг. 2 и 3 приведен пример реализации способа. Схема реализации предлагаемого способа на измерительном участке траектории приведена на фиг. 1. Oxy - неподвижная система координат; 1 - исследуемое тело; 2 - контрольное тело; 3, 4, 5 - соответственно начальное, первое и второе сечения регистрации координат исследуемого и контрольного тел в дискретные промежутки времени. Способ реализуется следующим образом. Исследуемое тело 1 метают с помощью метательной установки. Одновременно с метанием исследуемого тела 1 производится параллельное метание контрольного тела 2 с той же начальной скоростью V0 начальном сечении регистрации 3, что и у исследуемого тела 1. На измерительном участке траектории производят одновременно регистрацию координат их характерных точек в начальном 3, первом 4 и втором 5 сечениях регистрации относительно неподвижной системы координат Oxy в дискретные моменты времени t1 и t2, например, путем фотографирования. Здесь t1 - время между моментами регистрации координат в начальном 3 и первом 4 сечениях регистрации, t2 - время между моментами регистрации координат в начальном 3 и втором 5 сечениях регистрации. Без уменьшения общности считают, что в начальном сечении регистрации 3 t0 = 0, x0 = 0. Поэтому определяют величины перемещения характерных точек исследуемого 1 и контрольного 2 тел между начальным 3 и первым 4 сечениями регистрации равные xи1 и xк1 соответственно за время t1 и величины перемещения характерных точек исследуемого 1 и контрольного 2 тел между начальным 3 и вторым 5 сечениями регистрации, равные xи2 и xк2 соответственно за время t2. Коэффициенты лобового сопротивления сxи исследуемого 1 и сxк контрольного 2 тел полагают постоянными на измерительном участке траектории [3]. Это предположение выполняется достаточно точно, так как измерительный участок баллистической трассы имеет небольшую протяженность, порядка нескольких метров, замедление тел на нем невелико и, следовательно, мало падение скорости на измерительном участке. Учитывая сказанное, дважды интегрируют уравнение движения тела

где m - масса тела;
сx - коэффициент лобового сопротивления тела;
S - площадь миделевого сечения тела;
V - скорость движения тела;

t - время движения тела при начальных условиях: t0 = 0, x0 = О, V = V0. В результате получают зависимость для перемещения тела

или
xbcx = ln(bcxV0t+1). (6)
Запишем уравнение (6) для перемещений исследуемого тела - xи1 и контрольного тела xк1, за промежуток времени t1 между начальным 3 и первым 4 сечениями регистрации
xи1bиcxи = ln(bиcxиV0t1 + 1)
xк1bкcxк = ln(bкcxкV0t + 1). (7)
Система уравнений (7) соответствует сущности изобретения, когда одновременно с метанием исследуемого тела 1 производят параллельное метание с той же начальной скоростью V0 контрольного тела 2 и регистрируют величину их перемещений за одно и то же время t1. Потенцируя систему (7), после преобразования получают следующее уравнение:

Аналогично (7) составляют систему уравнений для перемещений исследуемого тела xи2 и контрольного тела xк2 за время t2 между начальным 3 и вторым 5 сечениями регистрации, которая после преобразований имеет вид

Уравнения (8) и (9) образуют систему двух уравнений с двумя неизвестными коэффициентами лобового сопротивления исследуемого тела сxи и контрольного тела ски. Величины, входящие в систему уравнений (8), (9) p, mи, mк, Sи, Sк определяются до опыта. Величины перемещений характерных точек исследуемого тела 1 и контрольного тела 2 xи1, xи2, xк1, xк2 за дискретные промежутки времени t1, и t2 получают в опыте с точностью, определяемой разрешающей способностью фотоматериалов и юстировкой баллистической трассы [7]. При этом методическая ошибка предлагаемого способа обусловлена предположением равенства начальной скорости V0 исследуемого тела 1 и контрольного тела 2 в начальном сечении регистрации и предположением о постоянстве коэффициентов сxи и сxк на измерительном участке траектории. В уравнения (8) и (9) не входят значения начальной скорости V0 и времени t1 и t2. Значение t1 необходимо только для расчета скорости V0 по (2). При реализации предлагаемого способа в качестве контрольного тела может быть выбрано тело произвольной аэродинамической формы с неизвестным до опыта коэффициентом лобового сопротивления; тело, имеющее ту же аэродинамическую форму, что и исследуемое тело, и отличающееся от него значениями миделевого сечения и массы; тело с заранее известным с большой точностью значением коэффициента лобового сопротивления. Выбор той или иной аэродинамической формы контрольного тела может быть обусловлен потребностями практики, условиями проведения эксперимента, наличием необходимых метательных устройств. Реализация предлагаемого способа, когда в качестве контрольного тела выбирают тело с произвольной аэродинамической формы описана выше. В случае, когда в качестве контрольного тела выбирают тело, имеющее ту же аэродинамическую форму, что и исследуемое тело, уменьшается число сечений регистрации до двух, отпадает необходимость в определении величин перемещений характерных точек исследуемого и контрольного тел xи2, xк2. При этом повышается точность определения сxи, а система уравнений (8) и (9) преобразуется в уравнение (3). Уменьшается число измеряемых кинематических параметров и повышается точность определения коэффициента лобового сопротивления исследуемого тела сxи и в случае, когда в качестве контрольного тела выбирают тело с заранее известным с большой точностью значением коэффициента лобового сопротивления контрольного тела сxк. Искомый коэффициент сxи находят из уравнения (4). Оценку относительной ошибки определения коэффициента лобового сопротивления исследуемого тела сxи производят традиционным способом [8], дифференцируя (1), (3) или (4). Тогда, например, для (4) получают






где через

1. Прикладная аэродинамика. /Под редакцией Н.Ф.Краснова. - М.: Высшая школа. - 1974. - c. 7-23, c. 250-268. 2. Горлин С. М. Экспериментальная аэродинамика. - М.: Высшая школа. - 1970. - c. 189- 261. 3. Баллистические установки и их применение в экспериментальных исследованиях. / Под ред. Н.А. Златина и Г.И. Мишина. - М.: Наука. - 1974. - с. 7-11, с. 241-249, с. 278-279, с. 285- 289. 4. Физико-газодинамические баллистические исследования. /Под редакцией Г.И.Мишина. - Л.: Наука. - 1980. - с.9-24. 5. Аэрофизические исследования сверхзвуковых течений. /Под редакцией Ю. А.Дунаева. М. - Л.: Наука. - 1967. - с. 163-169, с. 190-192. 6. Дмитриевский А.А. Внешняя баллистика. - М.: Машиностроение. - 1972. - с. 541-543. 7. Оптические методы исследований в баллистическом эксперименте. /Под ред. Г.И. Мишина - М.: Наука. - 1979. - с. 21-31. 8. Фихтенгольц Г.М. Основы математического анализа. - М.: Физматгиз. - 1960. - 440 с.
Формула изобретения


где xu1, xu2 - величины перемещения характерных точек исследуемого тела относительно неподвижной системы координат за последовательные дискретные промежутки времени t1 и t2 соответственно;
xk1, xk2 - величины перемещения характерных точек контрольного тела относительно неподвижной системы координат за последовательные дискретные промежутки времени t1 и t2 соответственно;
cxu - коэффициент лобового сопротивления исследуемого тела;
cxk - коэффициент лобового сопротивления контрольного тела;



su, sk - площадь миделевого сечения исследуемого и контрольного тела соответственно;
mu, mk - масса исследуемого и контрольного тела соответственно,
и относят полученные значения коэффициентов лобового сопротивления исследуемого тела и контрольного тела к скорости

2. Баллистический способ определения коэффициента лобового сопротивления тела по п. 1, отличающийся тем, что в качестве контрольного тела выбирают тело, имеющее ту же аэродинамическую форму, что и исследуемое тело, и отличающееся от него значениями площади миделевого сечения и массы, а коэффициент лобового сопротивления исследуемого тела определяют из соотношения

3. Баллистический способ определения коэффициента лобового сопротивления тела по п. 1, отличающийся тем, что в качестве контрольного тела выбирают тело с известным значением коэффициента лобового сопротивления, а коэффициент лобового сопротивления исследуемого тела определяют из соотношения

РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3