Способ определения аэродинамических поправок к показаниям приемников воздушных давлений
Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и касается определения аэродинамических поправок к показаниям приемников воздушных давлений (ПВД). Способ состоит в определении поправок, связывающих показания бортовых ПВД с параметрами невозмущенного потока, а также зависимостей для определения угла атаки и влияния угла скольжения по результатам испытаний в аэродинамических трубах (АДТ). Способ реализуют путем поэтапного проведения в АДТ многократных испытаний моделей летательных аппаратов (ЛА) с моделями ПВД и датчиками местных углов отклонения потока, испытаний натурного ПВД и его моделей. По результатам этих испытаний и испытаний дренированной модели ЛА выбирают местоположение ПВД на ЛА, с использованием поправок к показаниям модели ПВД в изолированном виде определяют местные параметры потока у борта модели ЛА в месте расположения ПВД, а также различия в поправках натурного ПВД и его моделей. В окончательном виде поправки к натурным ПВД, установленным на ЛА, определяют суммированием поправок моделей ПВД в составе модели ЛА с разностью между поправками натурного ПВД и его моделью в изолированном виде с учетом местных параметров потока у борта ЛА. По зависимостям угловых коэффициентов изолированного натурного ПВД для местных углов атаки с учетом местных параметров потока определяют угловые коэффициенты натурного ПВД в составе ЛА. Технический результат реализации изобретения заключается в определении поправок к показаниям бортовых ПВД по результатам испытаний в аэродинамических трубах в случае исключения возможности их определения в летных условиях. 8 ил.
Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано для определения параметров полета летательных аппаратов (ЛА): скорости V (чисел М), высоты H, углов атаки и скольжения
.











2) высокая стоимость летных испытаний. Задачей предлагаемого изобретения является определение поправок к показаниям бортовых ПВД для введения их в бортовую систему управления ЛА до полета. Технический результат заключается в определении поправок к показаниям бортовых ПВД по результатам испытаний в аэродинамических трубах (АДТ), когда исключена возможность их определения в летных условиях, а также в существенном уменьшении затрат на создание и доводку систем высотно-скоростных параметров летательных аппаратов за счет сокращения или даже исключения этапа летных испытаний. Технический результат достигается тем, что в известном способе определения аэродинамических поправок к показаниям приемников воздушных давлений (ПВД), установленных у борта летательного аппарата (ЛА), заключающемся в том, что поправки в виде коэффициентов полного

и статического

где P0


Р0м, Pм - полное и статическое давления, измеряемые ПВД;
М - число Маха;

определяют по результатам испытаний в аэродинамических трубах (АДТ). При этом:
- проводят многократные испытания модели ЛА с установленными на ней моделями ПВД и датчиком местных углов отклонения потока и определяют средние арифметические значения поправок к показаниям моделей ПВД в виде коэффициентов полного

и статического

давлений, а также местный угол отклонения потока



где Р0м,мод, Рм,мод - полное и статическое давления, измеряемые моделью ПВД, установленной на модели ЛА,

- проводят испытания натурного ПВД в изолированном виде и определяют поправки к его показаниям в виде коэффициентов полного

и статического

давлений и угловой коэффициент

где P0м,н,из, Pм,н,из - полное и статическое давления, измеряемые натурным ПВД в изолированном виде,
P1м,н,из, P2м,н,из - давления на нижней и верхней поверхностях головной части натурного ПВД в изолированном виде;
- проводят испытания моделей ПВД в изолированном виде и определяют поправки к их показаниям в виде коэффициентов полного

и статического

где P0м,мод,из, Pм,мод,из полное и статическое давления, измеряемые моделью ПВД в изолированном виде;
- определяют местные коэффициенты полного

и статического

давлений и по ним местное число Мместн, для чего используют результаты определения поправок к показаниям модели изолированного ПВД и модели ЛА с моделями ПВД и показания датчика местных углов отклонения потока


где С - коэффициенты полного


индексы:
местн - относится к местным условиям у борта ЛА,
м, мод - к моделям ПВД, установленным у борта модели ЛА,
м, мод, из - к моделям изолированного ПВД;
- определяют поправки к показаниям натурных ПВД, установленных у борта ЛА, в виде коэффициентов полного




где

индексы мн - относятся к натурным ПВД, установленным у борта ЛА;
- определяют угловой коэффициент натурных ПВД, установленных у борта ЛА

по зависимостям изолированных ПВД




На фиг. 1-8 приведены схемы и результаты исследований по определению поправок к показаниям ПВД предлагаемым способом:
на фиг.1 - схема дренированной модели ЛА,
на фиг. 2 - зависимость коэффициента

на фиг.3 - приемник воздушных давлений ПВД-28,
на фиг.4 - модель приемника ПВД-28,
на фиг. 5 - зависимость местного угла отклонения потока, под которым находится ПВД, от угла атаки модели,
на фиг.6 - последовательность получения и введения поправок в результаты трубного эксперимента,
на фиг.7 - зависимости коэффициента

на фиг.8 - результаты сравнения летных испытаний с трубными. Предложенный способ определения поправок к показаниям бортовых ПВД осуществляют следующим образом:
1. Проводят испытания дренированной модели (фиг.1) и определяют распределение давления по ее поверхности в ряде сечений, перпендикулярных оси модели ЛА (фиг.2). 2. Выбирают оптимальное место расположения ПВД по зависимостям коэффициента статического давления








Известно, что погрешность определения среднего арифметического значения





приведена на фиг.6г. 4. Проводят испытания натурного ПВД (фиг.3) в изолированном виде по углу атаки


На фиг.6а для иллюстрации приведена только поправка

так как поправки








методом итераций вычисляют местные коэффициенты полного и статического давлений и по ним местное число Мместн. Метод итераций применяют в связи с тем, что неизвестно местное значение числа Мместн во втором члене правой части формулы. Для его определения необходимо знать местный коэффициент статического давления, вычисляемый по приведенной формуле. Известен коэффициент статического давления на поверхности модели ЛА без модели ПВД













Практически требуется выполнение не более 4-х итераций. 7. Определяют приращение поправок к показаниям изолированного натурного ПВД по сравнению с моделью ПВД при местных числах Мместн по углу атаки


8. Определяют приращение поправок к показаниям изолированного натурного ПВД по сравнению с моделью ПВД с учетом местных чисел Мместн и углов отклонения потока


9. Определяют поправки к показаниям натурного ПВД, расположенного у борта ЛА, по формуле

Последующие операции обеспечивают выполнение всего способа. 10. Определяют изменение коэффициентов давления в зависимости от угла скольжения по формуле
Cм,н(M,







Изменение углов атаки ЛА в рассматриваемом случае может происходить в диапазоне углов













используя зависимость изолированного ПВД







12. Исключают влияние углов скольжения на коэффициент давления и угловой коэффициент осреднением коэффициентов См,н и



Как показывает опыт, при изменении углов скольжения



Формула изобретения

и статического

давлений,
где P0


Р0м, Рм - полное и статическое давления, измеряемые приемником воздушного давления;
М - число М;

отличающийся тем, что поправки определяют по результатам испытаний в аэродинамических трубах, при этом проводят многократные испытания модели летательного аппарата с установленными на ней моделями приемников воздушного давления и датчиком местных углов отклонения потока и определяют средние арифметические значения поправок к показаниям моделей приемников воздушного давления в виде коэффициентов полного

и статического

давлений, а также местный угол отклонения потока



где Р0м,мод, Рм,мод - полное и статическое давления, измеряемые моделью приемника воздушного давления, установленного на модели летательного аппарата;

проводят испытания натурного приемника воздушного давления в изолированном виде и определяют поправки к его показаниям в виде коэффициентов полного

и статического

давлений и угловой коэффициент

где P0м,н,из, Pм,н,из - полное и статическое давления, измеряемые натурным приемником воздушного давления в изолированном виде;
Р1м,н,из, Р2м,н,из - давления на нижней и верхней поверхностях головной части натурного приемника воздушного давления в изолированном виде,
проводят испытания моделей приемника воздушного давления в изолированном виде и определяют поправки к их показаниям в виде коэффициентов полного

и статического

давлений,
где Р0м,мод,из, Рм,мод,из - полное и статическое давления, измеряемые моделью приемника воздушного давления в изолированном виде;
определяют местные коэффициенты полного

и статического

давлений и по ним местное число Мместн, для чего используют результаты определения поправок к показаниям модели изолированного приемника воздушного давления и модели летательного аппарата с моделями приемника воздушного давления и показания датчика местных углов отклонения потока


где С - коэффициенты полного

или статического

давлений;
индексы:
местн - относится к местным условиям у борта летательного аппарата;
м, мод - к моделям приемника воздушного давления, установленным у борта модели летательного аппарата;
м, мод, из - к моделям изолированного приемника воздушного давления;
определяют поправки к показаниям натурных приемников воздушного давления, установленных у борта летательного аппарата, в виде коэффициентов полного

и статического

давлений, для чего используют поправки к показаниям моделей приемников воздушного давления, установленных на модели летательного аппарата и разность между поправками к показаниям изолированного натурного приемника воздушного давления и его модели в местных условиях у борта модели летательного аппарата по числу Мместн и


где

индексы м н - относятся к натурным приемникам воздушного давления, установленным у борта летательного аппарата;
определяют угловой коэффициент натурных приемников воздушного давления, установленных у борта летательного аппарата

по зависимостям изолированных приемников воздушного давления




РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8