Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых зубчатых передачах. В эвольвентной зубчатой передаче соотношение параметров входа ((SVS)вх)0,5 и выхода ((SVS)вых)0,5 зацепления выбрано из условия: (H1/H2)0,25((SVS)вых)0,5/ ((SVS)вх)0,5 = 1,0 - 1,7, где Н1/H2 - отношение твердостей поверхностей зубьев ведущего и ведомого колес; S= Sтр/(
Pb + 0,1WS)0,5; Sтр - путь трения кромочного контакта с учетом точности изготовления и деформации под нагрузкой Ws; Vs - относительная скорость в кромочном контакте;
Pb - разность шагов зацепления колеса, контактирующего кромкой зуба, и парного колеса в фазе кромочного контакта. Перекрытие
к в эвольвентном зацеплении выбрано из условия:
к= 
к
к
1,05, где 
к,
к - соответственно профильное и продольное перекрытие в эвольвентном зацеплении с учетом износа в фазе кромочного контакта на пути Sтр. Устранение кромочного контакта на пути Sтр осуществляется модификацией профиля головок или ножек зубьев. Передача позволяет увеличить нагрузку заедания (износостойкость), уменьшить потери и виброактивность. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых зубчатых передачах.
Известен метод расчета нагрузки заедания (адгезионного износа) по проекту ISO/DP 6336.4 [Entwicklung der Tragfahigkeits-berechnung, Winter H. "2 Congr. mod. engren. , Paris, mars, 1986, Textes conf., Vol.1" s. 1-19, Экспресс-информация "Детали машин", Москва, 1987, N26], учитывающий только температуру в эвольвентной фазе эвольвентного зацепления.
Известно также [Копф И. А., Корнилов В.В., Ефимов Е.В. Нестационарная термомеханическая модель заедания и износа эвольвентных зубчатых передач, Техника машиностроения, N1, 1998, с.54-59], что температура в фазе кромочного контакта в два-четыре раза превышает наибольшую температуру в фазе эвольвентного контакта и именно она определяет условия заедания (износа) передачи, чем и опровергается возможность выбора оптимальных по износостойкости параметров передач по указанному проекту.
Известна эффективность приработки зубчатой передачи для повышения ее износостойкости.
Однако, как показала обработка известных экспериментальных данных, такая приработка приводит к отрицательному результату, если коэффициент эвольвентного перекрытия приработанной передачи меньше единицы, т.е. в некоторых фазах осуществляется только кромочный контакт.
Известна эффективность модификации эвольвентного профиля зубьев для повышения износостойкости передачи, например модификации по ГОСТ 13755-81.
Однако такая модификация не связана непосредственно с особенностями кромочного контакта при заедании в передаче, что снижает ее эффективность.
Наиболее близкой конструкцией и принятой за прототип является эвольвентная зубчатая передача, содержащая ведущее и ведомое колеса (см. авторское свидетельство СССР N1 714 248, Б.И. 1992 N7, кл. F 16 H 1/06).
Однако, эта конструкция не отражает влияния изменения модуля зацепления, изменения параметров исходного контура, не позволяет оценить оптимальное значение суммарного коэффициента смещения исходного контура X

, смещения исходного контура ведущего и ведомого колес, связь указанных параметров справедлива только для цилиндрических прямозубых передач.
В предложенной конструкции эвольвентной зубчатой передачи, содержащей ведущее и ведомое колеса соотношение параметров входа ((SV
s)
вх)
0,5 и выхода ((SV
s)
вых)
0,5 зацепления выбрано из условия (H
1/Н
2)
0,25((SV
s)
вых)
0,5/ ((SV
s)
вх)
0,5=1,1 - 1,5, (1) где H
1/H
2 - отношение твердостей поверхностей зубьев ведущего и ведомого колес, S = S
тр/(

p
b+0,1w
s)
0,5, S
тр, мм - путь трения кромочного контакта с учетом точности изготовления и деформаций под нагрузкой w
s, H/мм,

p
b, мкм - разность шагов зацепления колеса, контактирующего кромкой зуба, и парного колеса в фазе кромочного контакта, V
s, м/с - относительная скорость в кромочном контакте.
Перекрытие
к в эвольвентном зацеплении с учетом приработочного износа в фазе кромочного контакта выбрано из условия
к =

к
к 
1,05, (2) где

к,

к - соответственно профильное и продольное перекрытия в эвольвентном зацеплении с учетом износа в фазе кромочного контакта на пути S
тр, точности изготовления и деформаций под нагрузкой. При этом устранение кромочного контакта на пути S
тр может быть осуществлено и модификацией профиля головок или ножек зубьев, модифицированный участок профиля зубьев плавно сопрягается с эвольвентным профилем, перекрытие в зацеплении

выбрано из условия

=




1,05, (3) где


,


- соответственно профильное и продольное перекрытия в эвольвентном зацеплении с учетом модификации профиля.
Предлагаемая эвольвентная передача обеспечивает: - равные условия выхода и входа зацепления, т.е. передача становится оптимальной по износостойкости, обеспечивается наибольшая нагрузка заедания передачи, минимальные потери и виброактивность передачи. Обеспечивается учет разнотвердости колес передачи, подбор параметров, позволяющих получить ((SV
s)
вых, вх)
min, обеспечивает наилучший результат,
- приработку передачи, обычно повышающую ее нагрузочную способность, без потери эвольвентного перекрытия, а следовательно, и резкого снижения нагрузочной способности,
- сохранение эвольвентного перекрытия в передаче в процессе приработки и дальнейшей работы.
Для пояснения предложенного изобретения на фиг.1 приведены графики зависимостей удельной погонной нагрузки заедания w
s от ((SV
s)
вых)/(SV
s)
вх))
0,5 для одного базового масла с 0 - 0,5% антизадирной присадки и H
1/H
2=1. Как видно из фиг. 1, наибольшая экспериментально достигнутая величина нагрузки заедания соответствует диапазону
((SV
s)
вых)
0,5/(SV
s)
вх))
0,5 = 1,1 - 1,5.
Для передач с параллельными, пересекающимися и скрещивающимися осями колес, выполняя условие (1), используют эквивалентные по геометрокинематическим свойствам параметры прямозубых цилиндрических передач в соотношении

где
p1,2,
a1,2 - радиусы кривизны нижних, верхних активных точек ведущего, ведомого колес передачи, l
1,2 =
a1,2-
w1,2,
w1,2 - радиусы кривизны эвольвентного профиля на начальной окружности ведущего, ведомого колес.
Данные, приведенные на фиг.1, подтверждают справедливость соотношения (1).
На фиг. 2 приведены графики зависимостей w
s от относительной мощности трения F = 10
-3w
s(SV
s)
0,5. Как видно из фиг.2, для экспериментальных передач, смазываемых маслами классов GL1-GL2, при
к < 1 нагрузка заедания составляет w
sk 
200 Н/мм и не зависит от относительной мощности трения F. При
к 
1w
s > 200 Н/мм и соответствует F
s
5.
Для передач с параллельными и пересекающимися осями колес соотношение параметров (2) выражается условием
к = ((
w1-
k1)+(
w2-
k2))/(mcos
0)

1,05,
где

r
b1,2 - радиусы базовых окружностей ведущего, ведомого колес.
Данные на фиг.2 подтверждают справедливость соотношения (2).
Для передачи m=6,

= 0, z
1=12, z
2=50, x
1=0,62, x
2=0,62 из условия (1) получаем x
1= 0,24, x
2= 1,00, следовательно, в исходной передаче опасен по заеданию и адгезионному износу выход зацепления. По условию (3) графически определены следующие параметры модификации: высота модификации профиля головки h
f1
0,1 m = 0,6 мм, радиус закругления профиля головки r
f1 = 0,15 m = 0,9 мм, что обеспечивает сохранение эвольвентного перекрытия
эв = 1,15 . Модификация профиля головок зубьев колес передачи по ГОСТ 13755-81 вообще не обеспечивает модификацию профиля головки зуба шестерни (h
f1
0, глубина модификации
1 
0 , но образует не нужную по заеданию модификацию профиля головки зуба колеса (h
f2
0,25 m = 1, 25 мм,
2 
0,01 m = 0,06 мм), приводящий к опасному по заеданию снижению эвольвентного перекрытия в передаче до
эв 
1,0..
Предлагаемая эвольвентная передача может быть изготовлена по существующим технологиям с применением стандартного зуборезного инструмента, оптимальные параметры передачи иногда достигаются применением специального исходного контура.
Примеры проектирования и использования прямозубой цилиндрической и конической спиральнозубой передач по данному изобретению. Пример 1: цилиндрическая передача m = 6,

= 0, z
1=12, z
2=50, x
1=0,62, x
2=0,62, n
1=1465, w
max=P
max/b=625 кг/см, сталь 20X2H4A, 56-62HRC, точность изготовления 9-8-8Х по ГОСТ 1643-81; заедание при заводских испытаниях возникало как при использовании масла Индустриальное-45, так и масла ТАП-15В, стандартная модификация профиля головки зуба шестерни также качественно не изменяло картину. Модифицированная по условию (1) передача параметров m=5,

= 0, z
1=14, z
2= 60, x
1 = 0,54, x
2=1,2, [((SV
s)
вых)
0,5/ ((SV
s)
вх)
0,5=1,15,
к = 1,1] не заедала ни на одном из упомянутых масел. Пример 2: коническая передача с круговым зубом X
1=0,45, X
2=-0,45 не прошла промышленных испытаний из-за сильного адгезионного износа, не помогла и модификация головок зубьев. По условию (1) получено m
n= 13,5, z
1= 13, z
2= 24, x
1=0,55, x
2=0,95 [для среднего сечения ((SV
s)
вых)
0,5/, ((SV
s)
вх)
0,5 = 1,15,
к > 1 ], что позволило избавиться от износа как при заводских испытаниях, так и в эксплуатации.
Таким образом предлагаемая эвольвентная передача позволяет по сравнению с выполненной по национальным стандартам или стандартам ISO увеличить нагрузку заедания (износостойкость), уменьшить потери и виброактивность.
Формула изобретения
1. Эвольвентная зубчатая передача, содержащая ведущее и ведомое колеса, отличающаяся тем, что соотношение параметров входа ((SV
s)
вх)
0,5 и выхода ((SV
s)
вых)
0,5 зацепления выбрано из условия
(H
1/H
2)
0,25 ((SV
s)
вых)
0,5 / ((SV
s)
вх)
0,5 = 1,1 - 1,5,
где H
1/H
2 - отношение твердостей поверхностей зубьев ведущего и ведомого колес;
S = S
тр/(

p
b+0,1W
s)
0,5;
S
тр, мм - путь трения кромочного контакта с учетом точности изготовления и деформаций под удельной погонной нагрузкой w
s, Н/мм;
V
s, м/с - относительная скорость в кромочном контакте;

p
b, мкм - разность шагов зацепления колеса, контактирующего кромкой зуба, и парного колеса в фазе кромочного контакта.
2. Эвольвентная зубчатая передача по п.1, отличающаяся тем, что перекрытие
к в эвольвентном зацеплении с учетом приработочного износа в фазе кромочного контакта выбрано из условия
к=

к
к
1,05,
где

к,

к - соответственно профильное и продольное перекрытие в эвольвентном зацеплении с учетом износа в фазе кромочного контакта на пути S
тр.
3. Эвольвентная зубчатая передача по п.1, отличающаяся тем, что устранение кромочного контакта на пути S
тр осуществлено модификацией профиля головок или ножек зубьев, перекрытие в зацепление

выбрано из условия

=





1,05,
где


,


- профильное и продольное перекрытие в эвольвентном зацеплении с учетом модификации профиля.
РИСУНКИ
Рисунок 1,
Рисунок 2