Червячная цилиндрическая передача
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах и механизмах, содержащих силовые и кинематические червячные передачи. Червячная цилиндрическая передача содержит архимедов, эвольвентный или конволютный червяк и полувенцовое червячное колесо. Наибольший диаметр полувенца составляет 1,8 - 2,0 межосевого расстояния передачи. Один торец червячного колеса расположен от главной плоскости передачи на расстоянии, превышающем размер наружного радиуса червяка. Ширина червячного колеса выбрана таким образом, что его другой торец расположен от главной плоскости передачи на расстоянии 0,2 - 0,4 наружного радиуса червяка. Повышена нагрузочная способность передачи. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах и механизмах, содержащих силовые и кинематические червячные передачи.
Червячные передачи широко применяются в приводах подъемно-транспортных машин, станков, судовых машинах и в других механизмах. Широкое распространение червячных передач связано с возможностью получения больших передаточных чисел, высокой плавностью, бесшумностью работы и возможностью точных делительных перемещений. При этом высокая скорость скольжения в зацеплении обуславливает в указанных червячных передачах наличие существенных недостатков, а именно: - повышенный износ зубьев, что ограничивает срок службы большинства червячных передач; - повышенную склонность к заеданию, что приводит к существенному ограничению передаваемой нагрузки, особенно в случае применения чугунов и безоловянистых высокопрочных бронз при скоростях скольжения больше 2 м/с; - заедание при твердых материалах колес происходит в ярко выраженной форме со значительными повреждениями поверхностей и последующим быстрым изнашиванием зубьев частицами материала колеса, приварившимися к червяку, а при мягких материалах колес (оловянных бронз) - материал колеса (бронза) "намазывается" на червяк; - низкий КПД из-за больших потерь мощности в зацеплении. Все это существенно ограничивает нагрузочную способность червячных передач. Повышение нагрузочной способности червячной передачи осуществляется применением в сопряжении червяк - колесо антифрикционных пар материалов (высокотвердый стальной червяк и колесо из оловянистой бронзы) и оптимизацией геометрии зацепления. Оптимизация геометрии зацепления ведется в направлении снижения контактных напряжений путем увеличения приведенного радиуса кривизны и увеличения суммарной длины контактных линий, а также в направлении обеспечения в зацеплении условий для возникновения масляного клина и перехода от режима граничного трения к жидкостному. Последнее обеспечивается приданием червяку и колесу такой формы, чтобы контактные линии в передаче располагались под углами, близкими к 90o к векторам скорости скольжения. Наиболее полно указанные требования выполняются в глобоидных передачах, у которых расположение контактных линий является наиболее близким к идеальному, т.е. эти линии составляют с вектором относительной скорости скольжения угол, очень близкий к 90o. Этим благоприятным расположением контактных линий и большим коэффициентом перекрытия зубьев объясняется очень высокая нагрузочная способность глобоидных передач (Решетов Д.Н. "Детали машин. Учебник для ВУЗов.", М, изд. Машиностроение, 1989 г., стр. 246-248). Однако технология изготовления и сборки глобоидных передач сложна, требует дорогостоящего специального оборудования. Эти передачи очень чувствительны к осевому сдвигу червяка, деформациям валов и подшипников и требуют выверки точного положения вдоль оси не только червячного колеса, но и червяка. Поэтому область применения глобоидных передач сильно ограничена. Известны также цилиндрические спироидные передачи (Крайнев А.Ф. "Детали машин. Словарь-справочник", М, изд. Машиностроение, 1992 г., стр. 344-345), которые позволяют получать передаточные отношения до 300 и более, характеризуются высокой несущей способностью и кинематической точностью, позволяют регулировать боковой зазор в зацеплении осевым перемещением колеса. Однако спироидным передачам присущи недостатки: - большая длина вала червяка, а также ограничение его диаметра, вызванное необходимостью расположения вала над поверхностью вершин зубьев колеса обуславливают низкую жесткость червяка, что ограничивает несущую способность передач этого типа; - они сложны в изготовлении и требуют специального инструмента для нарезки зубьев колеса; - при увеличении передаточного отношения более 25, КПД передачи существенно уменьшается. Вследствие перечисленных недостатков спироидные передачи широкого распространения не получили. Известны червячные цилиндрические передачи (типа ZT), имеющие нелинейчатую винтовую поверхность червяка с вогнутым профилем его витков в сочетании с выпуклыми зубьями колеса, описанные, например, в А.св. СССР N 139531 на изобретение "Способ образования винтовой поверхности червяка" автор (Литвина Ф.Л.) с приоритетом от 26.01.1960г" опубликованном в "Бюллетене изобретений" N 13 за 1961 г.), а также описанные в книге Кривенко И. С. "Новые типы червячных передач на судах (расчет и проектирование)" изд. Судостроение, Ленинград, 1967 г. (передачи с АДО- и КДО - червяками), и типа CAVEX (Cavex: Schneckrad satze (Flender International.- S.n., 1968 - Katalog K889D/EN 3.88 - 595]. Применение червяка с вогнутой нелинейчатой винтовой поверхностью позволяет значительно уменьшить контактные напряжения благодаря увеличению приведенного радиуса кривизны, а также существенно улучшить условия для жидкостного трения, т. к. у такой передачи область малых значений угла между вектором относительной скорости и контактной линией значительно меньше, чем у обычных червячных передач. Однако технология изготовления таких передач достаточно сложна и дорогостояща, так как требует шлифования червяка тороидальным кругом, что ограничивает практическое применение передач типа ZT и специального инструмента для нарезания колеса. Известны также цилиндрические червячные передачи с замкнутыми линиями контакта, например, из описаний : к А.св. СССР N 257246 на изобретение "Червячная передача" (заявитель Московский станкоинструментальный институт, автор Коростелев Л.В.) с приоритетом от 25.10.1968г" опубликованному 11.11.1968 г. в Бюллетене изобретений N 35,а также к А. св. СССР N 744169 на изобретение "Червячная передача" на имя того же института, автор Лагутин С. А., с приоритетом от 07.12.1977 г., опубликованному 30.06.1980 г. в Бюллетене изобретений N 24. Эти червячные передачи выполнены таким образом, что в каждый момент зацепления линия контакта зуба колеса с витком червяка имеет замкнутый контур. При этом смазка оказывается заклиненной между ними и становится третьим телом, передающим усилия. Контактные напряжения в зацеплении снижаются за счет распределения передаваемого усилия по всей площади, ограниченной периметром замкнутой линии контакта. КПД такой передачи повышается за счет обеспечения в ней чисто жидкостного трения. Однако реализация этих достоинств требует высокой точности изготовления, в связи с чем указанные червячные передачи практически не используются. Наиболее распространены цилиндрические передачи с линейчатой винтовой поверхностью витка червяка: с архимедовым, эвольвентным или конволютным червяками (см. , например, Решетов Д.Н. "Детали машин. Учебник для ВУЗов" М, изд. Машиностроение, 1989 г.), которые являются наиболее близкими по технической сущности к заявляемой передаче - прототип. Эти червяки достаточно просты в изготовлении. Червячные колеса нарезают червячными фрезами, режущие кромки которых лежат на поверхности, идентичной поверхности витков червяка, в связи с чем сопряженный профиль колеса получается автоматически. Наряду с простотой изготовления и достаточно высокими эксплуатационными параметрами, основными недостатками таких передач являются следующие особенности геометрии зацепления, которые обуславливают их невысокую нагрузочную способность:
- контакт происходит между двумя выпуклыми поверхностями с относительно малым приведенным радиусом кривизны;
- в любой точке контакта угол между вектором относительной скорости скольжения и касательной к контактной линии значительно отличается от 90o, что крайне неблагоприятно для создания условий жидкостного трения между рабочими поверхностями витков червяка и зубцов колеса. Нагрузочная способность перемещающихся одна по другой смазанных поверхностей может быть значительно повышена, если обеспечить между ними клиновидный зазор в направлении относительной скорости. Для цилиндрических поверхностей с линейным начальным касанием это соответствует условию, что вектор скорости перпендикулярен линии контакта или имеет значительную составляющую, перпендикулярную к этой линии. При этом смазочный материал затягивается в клиновой зазор и воспринимает частично или полностью действующую нагрузку. Происходит переход от граничного трение металлов к жидкостному. Если у цилиндрических поверхностей скольжение происходит вдоль линии контакта, масляный клин в контактной зоне образоваться не сможет. У всех передач с обычным цилиндрическим червяком подавляющее большинство контактных линий расположено так, что среднее (по длине контактной линии) значение угла между касательной к контактной линии и вектором относительной скорости скольжения (угол





а - для передач типа ZT,
б - для передач с архимедовым или эвольвентным червяком. Из этого рисунка видно, что для всех типов червячных передач, на входной и выходной зонах контакта, контактные линии расположены под достаточно большим углом к векторам скорости скольжения, а в средней части зуба червячного колеса имеется зона, в которой скольжение происходит вдоль контактных линий (зона неблагоприятных углов







- появляется возможность нарезать зубья червячного колеса при осевой подаче червячной фрезы (вдоль оси колеса), что позволяет ускорить процесс нарезания зубьев, т. к. рабочий ход фрезы не превышает 2,5 модуля, а также исключает необходимость применения тангенциальной подачи фрезы при нарезании колес для передач с большим углом подъема витка червяка без срезания части рабочих поверхностей зубьев;
- упрощается сборка передачи, т.к. при этом достаточно обеспечить возможность только осевого перемещения колеса;
- упрощается регулировка или выборка мертвого хода передачи путем осевого перемещения колеса;
- уменьшаются габариты передачи;
- уменьшается расход материала (оловянистой бронзы) на изготовление зубчатого колеса примерно в два раза, появляется возможность применения безоловянистой бронзы или чугуна;
- ускоряется приработка передачи;
- обеспечивается более равномерное распределение нагрузки вдоль контактных линий в зацеплении за счет уменьшения ширины зубчатого венца. Таким образом, в червячной цилиндрической передаче, состоящей из архимедова, эвольвентного или конволютного червяка и сопряженного с ним червячного колеса, предложенное техническое решение, при котором в червячном полувенцовом колесе, его наибольший диаметр увеличен до размера почти двух межосевых расстояний, при одновременном расположении одного торца червячного колеса на расстоянии от главной плоскости передачи, превышающем наружный радиус червяка, а второго торца червячного колеса - на расстоянии 0,2...0,4 наружного радиуса червяка, активная поверхность зуба червячного колеса располагается в зоне увеличения радиусов приведенной кривизны в зацеплении. При этом даже при полувенцовом колесе и при уменьшении длины его зубьев со стороны главной плоскости передачи, как указано выше, площадь благоприятных контактных зон, и, следовательно, длина контактных линий, не только не становится меньше этих показателей обычных червячных передач, но и несколько превышает их. Все это и приводит к увеличению нагрузочной способности заявляемой передачи по сравнению с обычными червячными цилиндрическими передачами. На фиг. 1 представлена цилиндрическая червячная передача:
а) - заявляемая передача с увеличенным диаметром полувенцового колеса;
б) - прототип. На фиг. 2 представлены положения контактных линий на поверхностях зуба колеса:
а) - поверхности, соответствующей входной зоне зуба аналогичной передачи с полновенцовым колесом;
б) - поверхности, соответствующей выходной зоне зуба аналогичной передачи с полновенцовым колесом. Заявляемая червячная цилиндрическая передача (фиг. 1) состоит из цилиндрического червяка 1 с линейчатой винтовой поверхностью витка (архимедовой, эвольвентной или конволютной) и полувенцового червячного колеса 2. При этом составляющие червячной передачи имеют следующие основные геометрические соотношения, приведенные ниже. Диаметр вершин червячного колеса (dam2) составляет 90-100% удвоенного межосевого расстояния (аw), т.е. dам2 = (1.8-2.0)





межосевое расстояние - 63 мм
модуль - 2 мм
коэффициента диаметра червяка - 16
число заходов червяка - 1
число зубьев колеса - 53
коэффициент смещения червяка - (-3)
наибольший диаметр колеса - 118 мм
расстояние до дальнего торца колеса от главной плоскости передачи - 22 мм
ширина венца колеса - 8 мм
материал червяка - сталь 12ХНЗА
материал зубчатого венца колеса - бронза Бр010Ф1 (или чугун ВЧ-60)
Сборка такой передачи осуществляется проще, чем сборка передачи с полновенцовым червячным колесом, т.к. при этом для достижения требуемого сопряжения червяка с колесом, достаточно только осевого перемещения колеса. С помощью осевого перемещения червячного колеса в указанной передаче обеспечивается также регулировка или выборка мертвого хода передачи. Использование указанной передачи с вышеприведенными параметрами позволяет увеличить нагрузочную способность в 1,2 раза по сравнению с обычными цилиндрическими передачами с полновенцовым червячным колесом и имеющими такое же передаточное число и осевое расстояние.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 04.03.2004
Извещение опубликовано: 27.11.2004 БИ: 33/2004