Смазочный материал для резьбовых соединений
Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к смазкам для резьбовых соединений, работающих в зоне действия высоких температур. Состав содержит графит, гидрофобизированный силикагель, медный порошок и керосин как основу. Технический результат: многократное использование резьбового соединения в зоне высоких температур и сокращение трудоемкости ремонта, включающего его разборку и сборку. 1 табл., 1 ил.
Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к смазкам для резьбовых соединений, работающих в зоне действия высоких температур.
Известен смазочный материал для газовых кранов (а.с. N 1715834. Смазка для газовых кранов. /Б. И. N 8, 1992) следующего состава (мас.%): кубовый остаток производства алкенилянтарного ангидрида 15-25; экстракт селективной очистки нефтяных масел 26-48; церезин 2-5; аэросил 3-10; окись меди 2-4; нефтяное масло остальное. Известен уплотнительный смазочный материал (а.с. N 897839. Уплотнительная пластичная смазка. 15.01.1982.) следующего состава (мас.%): литиевое мыло синтетических жирных кислот фракции C17 - C20 3,6-4,0; литиевое мыло монтановой кислоты 0,9-1,0; кальциевое мыло кислот растительного масла 2,5-3,0; полиизобутилен молекулярной массы 9000-15000 2,5-3,0; осерненный полимер олефинов фракции C3 - C6 4,5-5,0; цинковый порошок 45-46; графит 14-15; минеральное масло остальное. Известен смазочный материал "ГС-5" для резьбовых соединений (а.с. N 1546470. Смазка "ГС-5" для резьбовых соединений./ Б.И. N 8, 1990), содержащий, мас.%: фенольную смолу 10-20; побочный продукт дистилляции диметилдиоксана (из процесса производства изопренового каучука) 8-17; порошок цинка 3-7; порошок графита 4-8; аэросил 9-12; окись меди 2-8; масляный гудрон 3-6; церезин 4-6 и нефтяное масло остальное. Наиболее близким является уплотнительная смазка для резьбовых соединений (а. с. N 1684317 А 1. Уплотнительная смазка для резьбовых соединений. 15.10.91. ), содержащая в мас.%: графит 15-20, синтетический этилен-пропиленовый каучук 2-10 и органический растворитель, в том числе керосин, в качестве основы 70-93. Известные смазочные материалы при разборке резьбового соединения, проработавшего долгое время в зоне действия высоких температур, не обеспечивают приемлемых, с точки зрения разрушения соединения, значений величины крутящего момента, так как происходит схватывание поверхностей контакта, вследствие выгорания и деструкции с повреждением разделительной пленки. Задачей изобретения является создание смазочного материала, создающего под действием высоких температур мягкую разделительную пленку на поверхностях контакта в резьбовом соединении. Для решения поставленной задачи предлагается следующий смазочный материал, мас.%: Графит - 6-10 Медный порошок - 6-10 Гидрофобизированный силикагель - 6-10 Керосин - До 100 Известно использование в качестве неорганических антифрикционных наполнителей гидрофобизированного силикагеля и графита для расширения температурного интервала работоспособности (Смазочные материалы: Антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Спр-к/ P.M. Матвеевский, В.Л. Лашхи, И. А. Буяновский и др. - М.: Машиностроение, 1989). Также известно, что введение в смазки порошков мягких металлов, их оксидов и солей некоторых металлов улучшает триботехнические свойства (там же). Существенным отличительным признаком предлагаемого смазочного материала является использование сочетания графита, гидрофобизированного силикагеля и медного порошка, которые именно при работе в зоне высоких температур образуют на поверхности деталей разделительный металлокомпозиционный плакирующий слой, снижающий величину крутящего момента при разборке резьбового соединения. Введение в смазочную композицию медного порошка, графита и гидрофобизированного силикагеля меньше 6% приводит к образованию тонкой, непрочной металлокомпозиционной пленки, которая обладает низкими экранирующими свойствами. Уменьшение содержания только графита и медного порошка ниже 6% приводят к росту величины крутящего момента. Снижение содержания гидрофобизированного силикагеля ведет к сужению температурного диапазона работоспособности. Превышение содержания графита, медного порошка и гидрофобизированного силикагеля выше указанных пределов приводит к загущению смазки и усложняет процедуру ее нанесения. Смазочный материал готовят следующим образом: равные весовые части графита, медного порошка и гидрофобизированного силикагеля растираются с керосином до получения пастообразного продукта. Испытания смазочного материала для высокотемпературных резьбовых соединений проводили по следующей методике. Для испытаний использовали три болтовых соединения размером М 16, установленных в одном корпусе. Материал болтов и гаек - сталь 1Х18Н10Т. Схема оснастки для проведения испытаний представлена на чертеже. На резьбовые части болтов и гаек наносили испытуемые смазочные материалы, причем в позиции 1 установлен болт без смазочного материала; в позиции 2 - смазка "ГС-5"; в позиции 3 - описываемый смазочный материал. На всех болтовых соединениях тарировочным ключом произвели одинаковую затяжку с моментом 29,4 Н м. После этого оснастку в сборе поместили в печь и нагрели до температуры 670
Формула изобретения
Смазочный материал для высокотемпературных резьбовых соединений, содержащий графит и керосин в качестве основы, отличающийся тем, что дополнительно содержит медный порошок и гидрофобизированный силикагель при следующем соотношении компонентов, мас.%: Графит - 6 - 10 Медный порошок - 6 - 10 Гидрофобизированный силикагель - 6 - 10Керосин - До 100
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2
Похожие патенты:
Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям, используемым в машиностроении при механической обработке металлов
Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям, используемым в машиностроении при механической обработке металлов
Изобретение относится к технологическим смазкам и может быть использовано при обработке металлов давлением, в частности, на операциях штамповки деталей из металла
Изобретение относится к моторным маслам для карбюраторных двигателей (ВАЗ) и может быть использовано для заводской промывки, обкатки и первой заправки до первого техосмотра (ТО-1)
Изобретение относится к защитным консервационным материалам для противокоррозионной защиты внутренних поверхностей от воздействия факторов окружающей среды
Изобретение относится к составам для приготовления эмульсии смазочно-охлаждающих жидкостей, используемых для обработке металлов резанием
Ингредиент смазочных материалов // 2131451
Изобретение относится к смазочным средствам, предназначенным для оптимизации эксплуатации трущихся механизмов
Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ), применяемым для механической обработки металлов резанием, и может быть использовано, в частности, при операции протягивания
Изобретение относится к машиностроению, в частности к твердосмазочным композициям для тяжелонагруженных узлов трения и может найти применение в подъемных кранах, оборудовании горнообогатительных комбинатов, в насосном оборудовании газо- и нефтепроводов, автомобильном и железнодорожном транспорте, оборудовании судов и др
Изобретение относится к технологическим смазкам для обработки материалов давлением и может быть использовано при холодном волочении стальной проволоки
Присадка к минеральным маслам // 2124555
Изобретение относится к составам смазочных материалов и использованию веществ в смазочных композициях и предназначено для улучшения антифрикционных и противоизносных свойств моторных масел для двигателей внутреннего сгорания
Изобретение относится к области производства и применения смазочных материалов, конкретно к композициям многоцелевых пластичных смазок для узлов трения машин и механизмов
Изобретение относится к составам для приготовления эмульсии смазочно-охлаждающей жидкости, используемой при обработке металлов резанием
Изобретение относится к составам для приготовления эмульсий смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) для механической обработки металлов
Изобретение относится к области металлообработки, в частности к смазочно - охлаждающим жидкостям (СОЖ), применяемым при обработке металлов резанием