Многоцелевая пластичная смазка для узлов трения машин и механизмов
Изобретение относится к области производства и применения смазочных материалов, конкретно к композициям многоцелевых пластичных смазок для узлов трения машин и механизмов. Предложено использование известной рецептуры уплотнительной пластичной смазки для газовой аппаратуры в качестве многоцелевой пластичной смазки для узлов трения машин и механизмов. Технический результат - улучшение трибологических, адгезионных характеристик, показателей механической стабильности при длительном воздействии повышенных температур, водостойкости, воздействия на резиновые уплотнения, увеличение межремонтного цикла работы самых разнообразных узлов трения, а также высокая степень унификации и совместимости со смазками аналогичного назначения. 5 табл.
Изобретение относится к области производства и применения смазочных материалов, конкретно к композициям многоцелевых пластичных смазок.
Многоцелевые смазки, как правило, можно применять в основных узлах трения самых разнообразных механизмов и машин. Традиционно в качестве многоцелевых смазок используются композиции на основе нефтяных масел средней вязкости (V050 = 20-70 мм2/с), загущенные литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты (12-LioSt). Практически всегда подобные композиции содержат антиокислительные, реже антикоррозионные, а также присадки других типов (противоизносные, вязкостные, адгезионные и т.п.). В России наиболее широкое распространение в качестве многоцелевых смазок получили такие известные рецептуры, как Литол-24, Литол-24РК, семейство смазок Фиол и др. - В.В. Синицын. "Подбор и применение пластичных смазок". 1974, с. 338). В качестве подобных, за рубежом наибольшее распространение получили многоцелевые смазочные композиции семейства Retinax (фирма Шелл, Англия), Multipurpose (фирма Экссон, США), Glissando (фирма Тексако, США), Energrease (фирма Бритиш Петролеум, Англия) и др. [2]. - В.В. Синицын. "Пластичные смазки за рубежом" (справочник). 1983, с. 240). Известна пластичная смазка Литол-24 (ГОСТ 21150-75). Смазка представляет собой смесь нефтяных масел (веретенного (АУ) и индустриальных И-20А и И-50А), загущенную литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты и содержащую присадки: антиокислительную ( фенил-
При этом заявляемое техническое решение допускает эквивалентную замену ряда признаков ингредиентов композиции (вещества). В качестве так называемых технических, "очевидных эквивалентов", которые не изменяют сущности технического решения и обеспечивают достижение заданного результата, предполагается использование в тех же интервалах, в мас.%:
- в качестве антикоррозионной добавки (ингредиент известной композиции - окисленный петролатум) возможно применение смеси пентаэритритового эфира жирных кислот и жидких масляных отходов кумольного производства фенола и ацетона (компонент ингибитора коррозии по ТУ 301-04-006-94, см. пример 3),
- в качестве адгезионной добавки (ингредиент известной композиции полиизбутилен м.м. 1500-15000) возможно применение масляных концентратов полиизопреновых каучуков, например марок ЛКИ-СМ, МЭПС, БКМ-СМ и т.п. (см. пример 2),
- в качестве антиокислительной добавки (4-метил-2,6-дитребутилфенол в известной рецептуре) возможно применение эквивалентных по действию соединений фенольного типа, например присадок соответствующих ТУ 38.590.1237-90, ТУ 38.1011003-87. В качестве дисперсионной среды возможно использование минерального масла с вязкостью 62-70 мм2/с при 50oC, которую можно получить, например, смешением остаточного масла с вязкостью 18 - 21 мм2/с при 100oC с дистиллятным маслом с вязкостью 10 - 20 мм2/с. Применяемый в качестве структурообразующего загустителя аэросил, предпочтительно использовать в предлагаемом изобретении в количестве 2,0 - 2,1 мас.%. Заявленную рецептуру смазки приготавливают известным способом [4]. Ниже приведены примеры конкретного применения, а именно результаты экспериментальной проверки работоспособности образца уплотнительной смазки для газовой аппаратуры по патенту РФ N 1806176 в качестве многоцелевой пластичной смазки для узлов трения самого различного назначения в сравнении с известными рецептурами многоцелевых смазок Литол-24 (Россия) и Retinax A (Англия). Пример 1. Испытанию на стендах АО АВТОВАЗ подвергался конкретный образец смазки, соответствующий примеру 1 по патенту РФ N 1806176 и имеющий следующий состав, в мас.%
12-оксистеарат лития - 11,8
Аэросил - 2,3
Полиизобутилен м.м. 1500-15000 - 4,0
Полимер винил-н-бутилового эфира м.м. 9000-12000 - 8,0
4-метил-2,6-дитретбутилфенол - 1,1
Окисленный петролатум - 0,25
Сульфонат кальция - 0,25
Металлилдиэтилдитиокарбамат - 2,5
Минеральное масло - до 100
Результаты испытаний приведены в таблице 1. Как видно из результатов испытаний, предлагаемая смазка обладает лучшими реологическими (структурно-механическими) свойствами, чем смазки Литол-24 (прототип) и Retinax A (аналог):
- структура предлагаемой смазки лучше удерживает масло, что следует из значительно более низкого значения показателя коллоидной стабильности, определяемого в процентах отпрессованного масла (п. 3);
- смазка имеет более высокую температуру каплепадения (п. 2) при сопоставимых значениях пенетрации (показатель консистентности смазки) при промежуточном между прототипом и аналогом значением предела прочности на сдвиг (показатель характеризует способность смазки удерживаться в негерметизированных узлах трения, сбрасываться под действием нагрузок, улучшение возможности запуска механизмов). Предлагаемая рецептура смазки характеризуется более высокими, чем у Литол-24, трибологическими (противозадирными и противоизносными) свойствами (п. 10), способностью к иглоудержанию (адгезионными свойствами п. 7) и водостойкостью (п. 9); а также превосходит отечественный прототип и зарубежный аналог по степени воздействия на резину (п. 11). По вязкостно-температурным свойствам испытуемая смазка находится на уровне смазки Литол-24 и существенно превосходит зарубежный аналог - смазку Retinax A. Пример 2. Результаты испытаний на подшипниковом стенде "Коцимер". Для испытаний использован образец смазки по примеру 1, отличающийся тем, что вместо полиизобутилена в рецептуре произведена эквивалентная замена на полиизопреновый каучук марки ЛКИ-СМ (ТУ 8.303-02-55-92) в количестве 3,5 мас. %, а также аэросил - 2,1 мас.%. Испытание проводилось в сопоставлении со смазкой Литол-24. Физико-химические показатели испытуемых образцов смазок приведены в таблице 2. Испытания проводились в 2 сериях на одной головке, при равном количестве внесенной в подшипник смазки (150 г). Подшипник после каждого испытания тщательно промывался и высушивался перед закладкой новой порции смазки. Первая серия испытаний проводилась без дополнительного подогрева, при нагрузках на подшипник (осевой и радиальной) 500 кг, скорости вращения 1100-1200 об/мин, общей продолжительностью

1. Работоспособность образцов предлагаемой смазки в подшипниках качения при средних нагрузках и скоростях при повышенной температуре (100 - 110oC), существенно выше работоспособности смазки Литол-24. 2. Предлагаемая рецептура смазки обладает лучшими реологическими и адгезионными свойствами, чем смазка Литол-24 (так, сброс смазки при повышенной температуре ниже, чем Литола-24, см. таблицу 4)
3. Предлагаемая смазка обладает высокой механической стабильностью. В частности, наблюдается незначительное изменение сброса смазки из подшипника и физико-механических свойств через 50 и 200 часов работы (таблица 5)
4. Предлагаемая рецептура смазки хорошо совместима со смазкой Литол-24. Так сброс из подшипника и максимальная температура в узлах трения практически не изменяются при смешении смазок (таблица 4, графа 4). Пример 3. Эксплуатационные испытания предлагаемой рецептуры на перегрузочной технике морского торгового порта. Испытанию подвергалась близкая по составу к примеру 10 патента РФ 1806176 с эквивалентной заменой ингредиента "окисленный петролатум" на смесь пентаэритритового эфира жирных кислот и жидких масляных отходов кумольного производства фенола и ацетона при следующем соотношении компонентов в мас.%:
12-оксистеарат лития - 11,5
Аэросил - 2,1
Полимер винил-н-бутилового эфира - 8,0
Полиизобутилен м.м. 9000-15000 - 3,5
4-метил-2,6-дитретбутилфенол - 1,1
Сульфонат кальция - 0,25
Смесь пентаэритритового эфира жирных кислот и масляных отходов - 0.25
Металлилдиэтилдитиокарбамат - 2,5
Минеральное масло - 70,8
Испытания проводились под контролем и наблюдением ЦНИИ морского флота по разработанной программе с целью определения способности предлагаемой рецептуры обеспечить работоспособность и повышение износостойкости подшипниковых узлов перегрузочной техники морского торгового порта по сравнению применяемой штатной смазкой Литол-24. Смазка испытана в подшипниках скольжения и качения автопогрузчиков грузоподъемностью от 1,5 до 16 т производства фирм Японии: "Тоета", "Кальмар", "Мицубиси" (образующих мощностной ряд) и в различных эксплуатационных условиях (включая осенне-зимний период) в течение года. Для сравнения контрольные узлы выбирались: парные (в один узел закладывалась предлагаемая смазка, в другой, Литол-24), одинаково нагруженные, а также отвечающие условиям доступности для контроля элементов подшипника. Предлагаемая смазка испытана кроме того в подшипниках скольжения опор балки заднего моста, опор рамки и вил, поворотного кулачка рулевой тяги, а также в роликовых подшипниках ступиц колес заднего моста. Периодически, в соответствии с правилами технической эксплуатации подъемно-транспортного оборудования, производился контроль технического состояния подшипниковых узлов путем выборочных разборок. При обследовании обнаружено, что подшипники, работающие на предлагаемой смазке, в хорошем состоянии, смазка однородная, мягкая. Потеков через резиновые уплотнения и сальники не обнаружено. По результатам опытной эксплуатации образца смазки вышеприведенного состава сделано заключение о том, что предлагаемая смазка может обеспечить долговременную работу подшипников качения при средних нагрузках и скоростях в температурном диапазоне от -50 до +130oC (для сравнения Литол-24: от -40 до +120oC). Высокие водостойкость, механическая стабильность и трибологические свойства смазки по настоящему изобретению способствуют значительному увеличению межремонтного цикла эксплуатации подшипников скольжения и качения в узлах трения самого различного назначения и условий эксплуатации. Это позволяет, в свою очередь, существенно снизить трудозатраты при обслуживании и, с учетом хорошей совместимости смазки (не требуется тщательной промывки узла трения при замене смазки), дает заметное повышение общего технико-экономического эффекта при использовании. Пример 4. Результаты эксплуатационных испытаний образцов смазки по примерам 1 - 3 в подшипниковых узлах эскалаторов С.-Петербургского метрополитена. Испытания проводились эскалаторной службой С.-Петербургского метрополитена с целью исследования возможности уменьшения приобретаемого метрополитеном ассортимента смазок для подшипников входных и промежуточных валов редукторов, работающих в широком диапазоне нагрузок, влажности, температур, свойственных эксплуатационным условиям работы эскалаторов (это штатные смазки Литол-24, солидол, жировые, специальные). Контрольными параметрами при испытаниях являлись: нагрев смазочного слоя вблизи контакта поверхности трения и состояние подшипникового узла, оцениваемое визуально, через 250, 500 и 1000 часов. Испытания проведены на механизмах эскалаторов N 1, 2, 3 типа ЭТ-2М станции метро "Садовая". Контрольные осмотры состояния смазки и подшипников эскалаторов показали, что нагрев подшипников и смазки в пределах нормы, дорожка качения и тела качения видимых дефектов не имеют; смазочный слой вблизи контакта поверхности трения в пределах нормы, вымывание смазки маслом МС-20 не наблюдалось. Подтверждена работоспособность указанных образцов смазки в подшипниках эскалаторов, и их высокая степень унификации и совместимости. Таким образом, вышеизложенные сведения свидетельствуют, что при использовании заявленного изобретения выполняется следующая совокупность условий:
- рецептура, воплощающая заявленное вещество при ее использовании, может быть применена в основных узлах трения самых разнообразных конструкций и назначений механизмов и машин;
- для заявленного вещества в том виде, как оно охарактеризовано в формуле изобретения, подтверждена возможность его осуществления с помощью упомянутых в заявке и известных до даты приоритета средств и методов (см. примеры 1-4);
- рецептура, воплощающая заявленное вещество, при его осуществлении, способна обеспечить достижение усматриваемого заявителем технического результата, выражающегося в улучшении трибологических, адгезионных характеристик многоцелевой смазки, показателей механической стабильности при длительном воздействии скоростей и температур, водостойкости, снижения воздействия на резиновые уплотнения, совместимости с другими видами смазок аналогичного назначения, высокой степени унификации. Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию "промышленная применимость".
Формула изобретения
12-Оксистеарат лития - 10,2 - 12,5
4-Метил-2,6-ди-трет.бутилфенол - 1,0 - 1,5
Окисленный петролатум - 0,2 - 0,25
Сульфонат кальция - 0,2 - 0,25
Аэросил - 2,0 - 2,5
Продукт полимеризации винил-н-бутилового эфира м.м. 9000 - 12000 - 7,5 - 8,5
Полиизобутилен м.м. 1500 - 15000 - 3,5 - 4,5
Металлилдиэтилдитиокарбамат - 2,0 - 3,0
Минеральное масло - Остальное
в качестве многоцелевой пластичной смазки для узлов трения машин и механизмов.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 08.07.2001
Номер и год публикации бюллетеня: 14-2003
Извещение опубликовано: 20.05.2003