Способ восстановления упругости пружины
Способ относится к ремонтному производству, в частности к способам восстановления упругости пружин качающего узла гидростатической трансмиссии. Способ восстановления упругости пружины заключается в том, что после растяжения пружины равномерно по длине в шахматном порядке располагают с натяжением по диаметру проволоки эластичные элементы, соприкасающиеся с соседними витками пружины и выполненные в виде куба со сквозным отверстием, с величиной грани, равной шагу витка, при этом эластичные элементы устанавливают с зазором в направляющие пазы дополнительной корончатой тонкостенной втулки, охватывающей пружину по наружному диаметру, с толщиной стенки S, удовлетворяющей неравенству t-d/2S
i, где t - шаг витка пружины, мм; d -диаметр проволоки пружины, мм; i - радиальный зазор между пружиной и внутренней поверхностью посадочного отверстия корпусной детали, мм, причем количество направляющих пазов определяют из выражения: n =
D/2t,, где D - средний диаметр пружины, мм. Данный способ восстановления обеспечивает нелинейное повышение упругих свойств пружины при ее сжатии, а также способствует повышению качества восстановления за счет исключения искривлений и перекосов витков, предотвращения соприкосновения витков пружины и внутренней поверхности корпусной детали, сползания эластичных элементов вниз по проволоке. 4 ил.
Изобретение относится к ремонтному производству, в частности к способам восстановления упругости пружин качающего узла гидростатической трансмиссии.
Известен способ восстановления упругости пружин, заключающийся в нагреве витков пропусканием через них электрического тока заданной величины и обжатии роликами с определенным усилием с последующей изотермической закалкой (А.с. 1547929, МКИ В 21 F 35/00, опубл. 07.03.90, бюлл. N 9). Однако для осуществления этого способа требуется дополнительное оборудование: радиально-сверлильный станок и мощный трансформатор. Известен процесс восстановления упругости пружины и гашения динамических нагрузок с помощью эластичного покрытия из вязкоупругого материала, вступающего во взаимодействие с соседними витками пружины при нагружении, что повышает плавность рабочей характеристики упругого элемента (А.с. 1392273, МКИ F 16 F 3/00, опубл. 30.04.88, бюлл. N 16). Однако из-за отсутствия фиксации упругих элементов на витках пружины возможно их соскальзывание по виткам при воздействии на пружину переменных нагрузок. Установка вместо потерявших упругость пружин жестких распорных втулок, например, при ремонте гидростатической трансмиссии комбайна резко уменьшает ресурс гидронасоса и гидромотора. Наиболее близким к предлагаемому способу является способ восстановления упругости пружины, включающий растяжение пружины последовательно по виткам, нагрев и обжатие роликами (А.с. 1055574, В 21 F 35/00, C 21 D 9/02, опубл. 23.11.83, бюлл. N 43 - прототип). Известный способ энергоемок и не обеспечивает стабильного повышения упругих свойств пружины, что отрицательно сказывается на рабочих свойствах узлов, имеющих повышенные требования к диапазону изменения жесткости. Технической задачей изобретения является повышение качества восстановления пружин за счет увеличения упругости. Поставленная задача достигается тем, что в способе восстановления упругости пружины после растяжения равномерно по длине пружины в шахматном порядке располагают с натягом по диаметру проволоки эластичные элементы, соприкасающиеся с соседними витками пружины и выполненные в виде куба со сквозным отверстием, с величиной грани, равной шагу витка, при этом эластичные элементы устанавливают с зазором в направляющие пазы дополнительной корончатой тонкостенной втулки, охватывающей пружину по наружному диаметру, с толщиной стенки S, удовлетворяющей неравенству:


d - диаметр проволоки пружины, мм;
i - радиальный зазор между пружиной и внутренней поверхностью посадочного отверстия корпусной детали, мм. Если не будет выполняться левая часть неравенства, то возможно затирание упругих элементов о стенки посадочного отверстия. При превышении толщины стенки радиального зазора произойдет заклинивание пружины в отверстии при сжатии. Количество направляющих пазов во втулке определяют по формуле:

округляя результаты в меньшую сторону до ближайшего целого числа. Соблюдение данного условия исключает перехлест упругих элементов друг с другом в осевом направлении. Таким образом, использование изобретения позволяет достичь следующих результатов. 1. Способ восстановления упругости пружины обеспечивает восстановление упругих свойств без применения энергоемких технологических операций (сквозного нагрева, обработки давлением и др.). 2. Изготовленная по результатам расчетов, приведенных в описании способа, дополнительная ремонтная деталь - корончатая втулка позволила избежать продольного искривления пружины при сжатии и обеспечить фиксацию упругих элементов в первоначальном положении. 3. Благодаря применению упругих элементов кубической формы достигается 2-х кратное увеличение упругости пружины. 4. Предлагаемый способ легко осуществляется в условиях большинства ремонтных предприятий. Реализация потенций предлагаемого изобретения позволяет упростить процесс восстановления упругих свойств пружин при ремонте качающего узла гидронасоса ГСТ за счет исключения трудоемких операций, расширить диапазон типоразмеров восстанавливаемых пружин и облегчить процесс внедрения на ремонтных предприятиях отрасли.
Формула изобретения

t - шаг витка пружины, мм;
d - диаметр проволоки пружины, мм;
i - радиальный зазор между пружиной и внутренней поверхностью посадочного отверстия корпусной детали, мм,
причем количество направляющих пазов n определяют выражения

D - средний диаметр пружины, мм.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4