Способ восстановления изношенных шеек валов
Способ может быть использован для ремонта ступенчатых и коленчатых валов в изделиях широкого круга наименований. Изношенную поверхность детали предварительно обрабатывают и устанавливают на нее предварительно нагретый до 350 - 450oС ремонтный элемент. Прикатывают его к поверхности шейки вала плоскими прикатывателями с приложением к валу крутящего момента. Прихватывают кромки элемента контактной сваркой. Приварку осуществляют сварочными точками в шахматном порядке. Возможно расположение точек в виде сетки со стороной ячейки 10 - 20 мм. Заполняют стыковой зазор между кромкам и ремонтного элемента высокотемпературным твердым припоем. Способ позволяет достичь высокого качества восстановления поверхностных слоев и высоких эксплуатационных показателей. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к ремонтной технологии машиностроения и может быть использовано для восстановления ступенчатых и коленчатых валов в изделиях достаточно широкого круга наименований: двигателей внутреннего сгорания, компрессоров, вакуумных насосов, коробок передач и других механизмов.
Известны многочисленные способы восстановления изношенных поверхностей (шеек) валов наплавкой, напылением, электролитическим наращиванием слоев, навивкой проволоки, ленты с последующим их креплением на поверхности электроконтактной сваркой (электроконтактной наплавкой), установкой разрезных втулок, гильз с последующим их закреплением склеиванием, пайкой, сваркой или комбинациями этих процессов. Достаточно перспективны способы восстановления поверхностных слоев на изношенных деталях из целостного материала: широкой ленты, полосы, полувтулок и полугильз (оболочек), который покрывает цилиндрическую поверхность ступени или шейки вала полностью. Данные способы обеспечивают наиболее полное восстановление механических, технологических и эксплуатационных свойств. Известны способы восстановления изношенных поверхностей составными полувтулками: а. с. 1597256, 1636168, 1690970, 1706828, 1734957, 1756090, 1756089, 1754388, 1785862, 1792817, 1814605, 1830327, 2007287, 2047457, 2062204 и другие. Известны способы восстановления изношенной поверхности лентой: а.с. 1433739, 1459887, 1710259 и другие. Общим недостатком перечисленных способов является низкая технологичность их осуществления, производительность, надежность, трудность предотвращения коробления и поводок деталей при достаточно большом объеме электросварочных работ. Наиболее близким к предлагаемому способу восстановления изношенных поверхностей является а.с. 1278171 "Способ восстановления изношенных поверхностей", который принят за прототип. Способ-прототип имеет своей целью повышение качества восстановления деталей машин путем предотвращения деформации ленты в поперечном направлении и снижении энергозатрат при электроконтактной сварке. Эта цель согласно описанию существа способа достигается нанесением насечки на подготовленную шлифованием поверхность детали, заполнением образующихся в результате насекания ячеек пастообразным припоем перед укладкой ленты и воздействием сварочного тока по схеме роликовой двухточечной электроконтактной сварки. Сцепление ленты и восстанавливаемой поверхности детали достигается за счет припаивания в области ячеек и образования сварных точек в области выступов (гребешков) на краях ячеек. Прототип в технологическом отношении несовершенен, так как результаты механического переноса схемы роликовой сварки тонких листов на сварку деталей, где тонкий лист заменен цилиндром, неодинаковы. Выполнение насечки на поверхности детали является неудачной в техническом отношении попыткой реализовать схему рельефной сварки в комбинации с роликовой. Выполнение насечки на поверхности ответственных валов является нежелательным, так как местные углубления на шейках валов могут явиться концентраторами напряжений с последующим развитием усталостных микро- и макротрещин. Известно, что галтели шеек и их цилиндрические поверхности специально подвергают обкатыванию шариками или роликами, которые завальцовывают микротрещины, образующиеся в результате предыдущих обработок. Представленная в прототипе технологическая схема обвертывания поверхности лентой возможна лишь для тонкого материала. При использовании толстых полос (лент) возможно проскальзывание ролика по поверхности детали или ленты. О применении тонких лент в прототипе свидетельствует и поставленная цель - предотвращение деформации профиля ленты в поперечном сечении. Режим пайки и сварки в прототипе в первом полуобороте детали будет отличаться от их параметров во втором полуобороте, так как сварочные точки должны получаться у нижнего ролика, а затем после контакта ленты со вторым роликом одновременно и у нижнего, и у верхнего роликов. Во втором полуобороте из-за одностороннего контакта роликов с лентой, из-за деформации под действием усилий сжатия и наличия припоя - проводника будет затруднительно создать высокую плотность тока в отдельных точках-гребешках, а следовательно, и концентрацию тепла, необходимую для размягчения стали. Следовательно, практически будет иметь место расплавление припоя и образование только паяного соединения, а не паяно-сварного. Осуществлению сварки по типу рельефной в значительной степени будет препятствовать масштабный фактор, так как при рельефной сварке контактные выступы, которые специально штампуют, имеют более значительные размеры, чем ячейки при насекании в прототипе. Расход энергозатрат по способу-прототипу во втором полуобороте детали значительно возрастет при одновременном снижении эффективности сцепления ленты с восстанавливаемой поверхностью. Увеличение толщины ленты ведет к еще большему снижению качества закрепления ленты на детали и эффективности использования энергозатрат при сварке по сравнению с использованием тонкого материала из-за затруднений с созданием локальных участков с высокой плотностью тока и, следовательно, концентрированного выделения тепла, вызывающего создание сварочных точек. Результатом использования способа-прототипа явится возникновение искажений структурно-напряженного состояния поверхностных слоев восстановленных деталей и недостаточная их надежность. Задачей предлагаемого изобретения является совершенствование способа восстановления изношенных деталей, достижение высокого качества восстановленных поверхностных слоев, уменьшение отклонений в расположении поверхностей изделий и высокие эксплуатационные показатели качества, надежности и долговечности детали в целом. Поставленная задача достигается последовательным выполнением ряда операций, из которых часть является общей с прототипом, а другие составляют существо предлагаемого изобретения. Общими операциями являются предварительное шлифование изношенной поверхности для устранения отклонений ее формы: овальности, огранки, местных углублений, укладка ленты или полосы на восстанавливаемую поверхность, ее соединение с изношенной деталью, заключительное шлифование и упрочнение поверхностных слоев восстановленных поверхностей. Специфическими операциями, составляющими существо изобретения, являются прикатывание мерной нагретой полосовой заготовки к восстанавливаемой цилиндрической поверхности с одновременным регламентным соединением ее с деталью одноточечной контактной сваркой и использование в качестве заполнителя стыковочного шва высокотемпературного (твердого) припоя. Прикатывание (прикатка) осуществляется двумя плоскими плашками (прикатывателями), между которыми устанавливается деталь для восстановления поверхности. Нагретая мерная заготовка полосы или ленты подается с подогревателя под верхним прикатывателем на деталь и ее концевой участок соединяется с восстанавливаемой поверхностью точечной сваркой. Прикатывающие плашки совершают встречное поступательное движение и одновременно сжимают между собой восстанавливаемую деталь. Создаваемая схема сил и изгибающих моментов в зоне контакта верхнего прикатывателя с листовой заготовкой приводит к появлению растягивающих напряжений в ее наружных слоях и сжимающих напряжений во внутренних. Это приводит к плотному прилеганию мерной заготовки к восстанавливаемой поверхности детали в результате ее изгиба. Для исключения возможности скольжения прикатывателей по поверхности детали при прокатке достаточно толстых полос к валу следует приложить дополнительный крутящий момент. На фиг. 1 показана деталь в начальный момент прикатывания к ней мерной заготовки; на фиг. 2 - продолжение прикатывания; на фиг. 3 - завершающий ее момент, где 1 - верхний прикатыватель; 2 - нижний прикатыватель; 3 - восстанавливаемая деталь; 4 - мерная заготовка; 5 - нагреватель; 6 - электрод. Закрепление заготовки на детали осуществляется в два этапа. Первый этап ускоренный и состоит в приварке точечной сваркой начальных и конечных участков мерной заготовки к восстанавливаемой поверхности. Длительность этого этапа определяется скоростью вращения восстанавливаемой детали и временем приварки. Ускоренное проведение приварки необходимо для предотвращения резкого снижения температуры заготовки. Второй этап заключается в окончательной приварке прикатанной заготовки, сжимающей подобно бандажу восстановленную поверхность ступени или шейки. Сварка ведется, как и на первом этапе, по одноточечной схеме изолированными друг от друга сварочными точками. Сварочный ток подводится к электроду, которым при сварке упираются в поверхность привариваемой заготовки, и к контакту на детали вне прикатанной полосы. Это обеспечивает получение одной сварочной точки в момент прижатия электрода в любой фазе поворота восстанавливаемой детали. Сплошного перекрытия сварочных точек между восстанавливаемой деталью и прилегаемой к ней заготовкой не требуется, так как опыт использования напресованных втулок и гильз в машиностроении показывает достаточность размещения нескольких точек крепления в виде штифтов, заклепок и сварочных точек. Расположение сварочных точек осуществляют в шахматном порядке или в виде сетки со стороной ячейки 10 - 20 мм. Предварительный нагрев мерной заготовки осуществляется до температуры 350 - 450oC для достижения необходимой длины заготовки, равной длине окружности восстанавливаемой поверхности детали. Нагретая заготовка при плотном прилегании к детали обеспечивает при ее последующем охлаждении натяг средней величины, что способствует упрочнению восстановленной поверхности и созданию однородного структурно-напряженного состояния в поверхностных слоях восстанавливаемой детали. Мерные заготовки получают отрезкой по упору на гильотинных ножницах. Длину заготовки рассчитывают по формуле Lзаг =




После установки и закрепления элемента диаметры шеек составили 46,5 и 44 мм соответственно. Стык на поверхности шеек заполняется высокотемпературным припоем. Дальнейшая обработка ведется по обычному технологическому маршруту шлифованием и обкаткой роликом.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3