Присадка к топливу на основе азотсодержащего углеводорода и производные азометина
Изобретение относится к присадке к топливу, которую получают путем взаимодействия продукта гидроформилирования длинноцепного олефина со средним молекулярным весом 250-5000 с полиамином формулы I где m = 1-10; R1 - неразветвленный или разветвленный алкилен с 2-6 атомами углерода, причем радикалы R1 могут быть различными, если m >1, R2 и R3 независимы друг от друга и означают водород, алкил с 1-6 атомами углерода или гидроксиалкил с 1-6 атомами углерода или R2 и R3 вместе с азотом, с которым они связаны, образуют азотсодержащее гетероциклическое кольцо с последующим каталитическим гидрированием получаемого продукта в присутствии водорода и, в случае необходимости, аммиака. При взаимодействии продукта гидроформилирования с полиамином формулы II в качестве промежуточного продукта получают производное азометина общей формулы II.
где m, R1, R2, R3 указаны выше, а R4 - алкильный остаток со средним молекулярным весом 250-5000. Производное общей формулы I или II в качестве присадки обеспечивает чистоту клапанов и карбюратора двигателя. 2 с. и 4 з. п.ф-лы, 4 табл.



где R4-алкильный остаток со средним молекулярным весом 250-5000, имеющий боковые алкильные группы, a R1, R2 R3 и m имеют вышеуказанное значение. Каталитическое гидрирование обычно проводят при 50 - 300oC под давлением. Новые азометины, являющиеся дальнейшим объектом изобретения, можно также использовать в качестве высокоактивной присадки к топливу и смазочному веществу. Для получения предлагаемой присадки в качестве олефинов предпочтительно используют полиизобутены, получаемые из изобутена или его смеси, содержащей до 30% по весу н-бутена. В качестве полиаминов для получения предлагаемой присадки можно использовать N, N-диалкилалкиленполиамины, такие, как, например, N,N-диметилпропилендиамин и N,N-диметилдиэтилентриамин, полиалкиленполиамины, такие, как, например, этилендиамин, диэтилентриамин, триэтилентетрамин, тетраэтиленпентамин, дипропилентриамин, этиленпропилентриамин и этилендипропилентетрамин, а также технические смеси олигоэтиленполиаминов, N-оксиалкилалкиленполиамины, такие, как, например, аминоэтилэтаноламин (N-оксиэтилэтилендиамин), и полиамины с N-гетероциклом, такие, как, например, аминоэтилпиперазин. В качестве полиаминов общей формулы (I) предпочтительно используют соединения, в которых R1 - этилен, R2 и R3 - водород и m-1-5. Особенно предпочтительными являются этилендиамин, диэтилентриамин, триэтилентетрамин и тетраэтиленпентамин. Образующийся при гидроформилировании кроме Шиффово основания спирт может оставаться в реакционной смеси, так как он не мешает на последующей реакционной стадии. Взаимодействие продукта гидроформилирование с полиамином, осуществляемое после предварительного отделения катализатора гидроформилирования, проводят предпочтительно в среде растворителя, позволяющего азеотропную отгонку воды из реакционной смеси. Пригодным растворителем является, например, циклогексан. Гидрирование проводят аналогично известным методам, при этом в качестве катализатора можно использовать обычные катализаторы, такие, как, например, никель Ренея или кобальт Ренея. Гидрирование обычно осуществляют в автоклаве при температуре 50 - 300oC под давлением. Если гидрирование проводят в присутствии аммиака, то можно достичь превращения образовавшихся в качестве побочных продуктов спиртов в амины. Предлагаемая присадка проявляет не только свойства детергента в впускной системе, но и свойства диспергатора в моторном масле. Благодаря указанным свойствам предлагаемая присадка может использоваться в топливах любой марки, в частности в топливах для двигателей внутреннего сгорания с посторонным зажиганием. Присадку добавляют к топливу предпочтительно в количестве 10 - 5000 ч/мил, предпочтительно 50 - 1000 ч/мил. Если в первую очередь должны использоваться диспергирующие свойства предлагаемой присадки, то ее можно также комбинировать с обычными детергентами. Принципиально возможен любой известный детергент. Предпочтительно же используют азотсодержащие детергенты, например, соединения, содержащие амин или амид. В частности, пригодны полиизобутиламины, амиды и/или имиды этилендиаминтетрауксусной кислоты. Если в первую очередь должны использоваться свойства детергента, то предлагаемую присадку можно также комбинировать с маслами в качестве носителя. Такие масла известны и в частности пригодны масла на основе полигликоля, например, соответствующие простые эфиры и/или сложные эфиры. Нижеследующий пример иллюстрирует получение предлагаемой присадки и ее испытание на пригодность в качестве средства обеспечения чистоты клапанов двигателя машин марок ФВ-Поло и Опель-Кадетт 1,2 л, а также двигателя М 102 машины марки Мерцедес-Бенц. Пример. 1. Получение азометинов. 1.1 Гидроформилирование полиизобутена. В автоклаве емкостью 2,5 л, снабженном мешалкой, 500 г полиизобутена (ПИБ) со средним молекулярным весом 950, 300 г додекана и 2,8 г октакарбонила кобальта нагревают до температуры 185oC в течение 5 ч при давлении окиси углерода и водорода, равном 280 бар. Затем охлаждают до комнатной температуры и катализатор удаляют 400 мл 10%-ной водной уксусной кислоты. Получаемый таким образом продукт содержит прежде всего альдегид ПИБ, но и спирт ПИБ. 1.2 Образование азометина:
1,7 кг (1 моль) вышеприведенного продукта ПИБ смешивают с 0,5 моль диэтилентриамина. После добавления 500 мл циклогексана реакционную воду азеотропно удаляют. После реакции сигнал 1H-ЯМР для группы CH=N получается при 7,45 ч/мил (CDCl3). 2. Испытание:
Обеспечение чистоты впускных клапанов
Двигатель машины марки Опель-Кадетт 1,2 л
Топливо: бензин марки Ойросупер без присадки олова
Количество предлагаемой присадки: 800 ч/мил
Результаты испытания сведены в табл. 1. Данные табл. 1 четко показывают очистительное действие предлагаемого азометина. 3. Гидрирование азометина. В автоклав подают 1 кг получаемого согласно п. 1. азометина и 100 г никеля Ренея. Гидрирование осуществляют при 200oC и давлении 250 бар в течение 4 ч. После удаления содержащихся в реакционной смеси легколетучих компонентов определяют указанные в табл. 2 аминовые числа. Кроме гидрирования проводят также аминирование азометина в условиях гидрирования. При этом 500 г соответствующего азометина подвергают взаимодействию с 500 г никеля Ренея и 500 г аммиака в течение 4 ч. Переработку реакционной смеси осуществляют тем же образом, что и в случае гидрирования. 4. Испытание:
Обеспечение чистоты впускных клапанов
4.1 Двигатель: M 102 E машины марки Мерцедес-Бенц
Топливо: бензин марки Ойросупер 169 без присадки олова
Количество предлагаемой присадки: по 600 ч/мил
Результаты испытания сведены в табл. 3. Данные табл. 3 четко показывают, что предлагаемая присадка обеспечивает получение очень хороших результатов по чистоте клапанов. 4.2 Двигатель машины марки ФВ-Поло 1,05 л
Топливо: бензин марки Ойросупер 174 без присадки олова
Количество предлагаемой присадки: по 400 ч/мил
Результаты испытания сведены в табл. 4. Данные табл. 4 показывают, что предлагаемая присадка позволяет получить те же результаты по чистоте клапанов, что и присадка по прототипу, но кроме того, она также проявляет свойства диспергатора шлама. Поэтому общая картина свойств предлагаемой присадки более выгодна.
Формула изобретения

где m = 1 - 10, R1 - неразветвленный или разветвленный алкилен с 2 - 6 атомами углерода, причем радикалы R1 могут быть различными, если m > 1, R2 и R3 независимы друг от друга и означают водород, алкил с 1 - 6 атомами углерода или гидроксиалкил с 1 - 6 атомами углерода или R2 и R3 вместе с азотом, с которым они связаны, образуют азотсодержащее гетероциклическое кольцо, который затем подвергают каталитическому гидрированию в присутствии водорода и, в случае необходимости, аммиака. 2. Присадка к топливу по п.1, отличающаяся тем, что в качестве олефина гидроформируют полиизобутен, получаемый из изобутена или его смеси, содержащей до 30 вес. % н-бутена. 3. Присадка к топливу по п.1, отличающаяся тем, что в полиамине формулы (I) R1 означает этилен, R2 и R3 - водород, а m - 1 - 5. 4. Производное азометина общей формулы II

где m = 1 - 10, R1 - неразветвленный или разветвленный алкилен с 2 - 6 атомами углерода, причем радикалы R1 могут быть различными, если m > 1, R2 и R3 независимы друг от друга и означают водород, алкил с 1 - 6 атомами углерода или гидроксилалкил с 1 - 6 атомами углерода или R2 и R3 вместе с азотом, с которым они связаны, образуют азотсодержащее гетероциклическое кольцо, R4 - алкильный остаток со средним молекулярным весом 250 - 5000, имеющий боковые алкильные группы. 5. Производное азометина формулы II по п.4, в которой R4 означает полиизобутил, получаемый из изобутена или его смеси, содержащей до 30 вес.% н. -бутена. 6. Производное азометина формулы II по п.4, в которой R1 - этилен, R2 и R3 - водород и m = 1 - 5.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4