Способ подготовки к эксплуатации валков листопрокатной клети кварто
Изобретение относится к области металлургии, конкретно, к листопрокатному производству. Для придания валкам листопрокатной клети кварто надлежащей износостойкости их перед эксплуатацией подвергают холостой обкатке в клети при взаимном сжатии под нагрузкой, превышающей усилие прокатки, с подачей на валки смазочно-охлаждающей жидкости. При этом смазочно-охлаждающую жидкость направляют струями под давлением в зоны контакта так, что направление каждой струи совпадает с направлением окружной скорости валков в соответствующей зоне их контакта. Предварительно валки шлифуют, формируя шероховатость поверхности по 6 классу. Изобретение позволяет существенно увеличить глубину наклепа, повысить твердость поверхности, а следовательно и срок службы валков. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к области металлургии, конкретно, к эксплуатации валков листопрокатной клети кварто.
Одной из главных эксплуатационных характеристик как рабочих, так и опорных валков клети кварто является износостойкость. Для получения необходимых характеристик износостойкости проводят - различными методами - упрочнение поверхностного слоя валков. При этом важным фактором является глубина упрочненного слоя, определяющая в большой степени время возможной межперевалочной работы валка, до момента его износа в такой степени, что требуется восстановление его эксплуатационных свойств. Известны способы подготовки к эксплуатации валков прокатной клети путем поверхностного упрочнения их средствами термической обработки (см., например, Л. И. Боровик, А.И. Добронравов. Технология подготовки и эксплуатации валков тонколистовых станов, М., Металлургия, 1984, с. 62-66). Однако эти способы достаточно трудоемки, требуют специального оборудования и дополнительных энергозатрат. При этом глубина упрочненного слоя в ряде случаев оказывается недостаточной для продолжительной межперевалочной кампании. При повторной подготовке валка к последующей эксплуатации полностью удаляется остаток упрочненного слоя, что уменьшает общий срок службы валка. Более практичными являются способы подготовки к эксплуатации валков прокатной клети посредством механического упрочнения поверхностного слоя за счет наклепа. Известен способ подготовки к эксплуатации валков листопрокатной клети, в котором поверхностное упрочнение (наклеп) осуществляется посредством обработки поверхности валка с помощью дробеметной установки (см., например, авторское свидетельство СССР N 1424890, кл. B 21 B 28/02, 1988). Данный способ, однако, не позволяет получить большую глубину и, что существенно, равномерность наклепа, требует опять-таки специального оборудования, в том числе для подготовки дроби. Известен способ подготовки к эксплуатации валков прокатной клети, в котором поверхностное упрочнение (наклеп) осуществляют посредством накатки роликом (см. , например, авторское свидетельство СССР N 1794513, кл. B 21 B 28/02, 1993). Данный способ обеспечивает более равномерное упрочнение поверхности валка, однако, усилие прижатия ролика, а следовательно, и глубина наклепа недостаточны для существенного повышения износостойкости. Кроме того, отсутствие охлаждения и смазки в зоне контакта поверхности валка и накатного ролика приводит к нежелательному нагреву валка и неблагоприятным напряжениям трения в этой зоне, что препятствует смещению максимальных контактных напряжений внутрь валков, в результате чего уменьшается глубина слоев с упрочненной структурой. Более совершенным и наиболее близким по технической сущности к настоящему изобретению является способ подготовки к эксплуатации валков листопрокатной клети кварто, описанный, например, в патенте РФ N 2096103, кл. B 21 B 28/02, 1997. Указанный известный способ включает в себя установку опорных и рабочих валков в клеть, приложение к ним усилия взаимного прижатия в плоскости осей валков, превышающего усилие прокатки, совместное вращение валков под нагрузкой с регламентированными скоростью и временем вращения и подачу к рабочим и опорным валкам смазочно-охлаждающей жидкости. Подача на валки смазочно-охлаждающей жидкости позволяет частично решить проблему нежелательного нагрева валков и снизить трение в зоне контакта валков, создавая тем самым более благоприятное напряженное состояние металла валков в этой зоне, способствующее смещению максимальных значений контактных напряжений внутрь валков, т. е. увеличению глубины слоев с упрочненными границами зерен микроструктуры. Недостатком известного способа является отсутствие регламентации условий подачи смазочно-охлаждающей жидкости на валки и недостаточно эффективное воздействие этой подачи на глубину упрочненного слоя. Дело в том, что указанная эффективность определяется не просто предупреждением разогрева всей массы валков, а температурой именно в зоне их контакта. При произвольной подаче смазочно-охлаждающей жидкости к валкам не гарантируется ее эффективное проникновение в зону контакта валков в количестве, достаточном для необходимого снижения температуры в этой зоне. Трение в зоне контакта валков при наличии жидкой смазки хотя и действительно несколько снижается в сравнении с режимом сухого трения, однако, резервы снижения трения путем создания режима гидродинамического трения остаются. Для создания же такого режима необходимы дополнительные мероприятия, в известном способе не предусмотренные. Задачей изобретения является устранение вышеуказанных недостатков, т.е. обеспечение более глубокого проникновения упрочнения и одновременно релаксации остаточных напряжений, предотвращающей склонность упрочненного слоя к охрупчиванию, и как результат, повышение эксплуатационной стойкости как опорных, так и рабочих валков. Указанная задача решается тем, что в способе подготовки к эксплуатации валков листопрокатной клети кварто, включающем установку опорных и рабочих валков в клеть, приложение к ним усилия взаимного прижатия в плоскости осей валков, превышающего усилие прокатки, и совместное вращение валков под нагрузкой с регламентированной скоростью и временем вращения и подачу к рабочим и опорным валкам смазочно-охлаждающей жидкости, согласно изобретению, смазочно-охлаждающую жидкость направляют струями под давлением в зоны контакта вращающихся валков, при этом направление подачи каждой струи совпадает с направлением окружной скорости валков в соответствующей зоне их контакта, а перед установкой валков в клеть им придают поверхностную шероховатость по 6 классу. Кроме того, рабочие валки при необходимости дополнительно профилируют после упрочнения. Направленная подача в зоны контакта вращающихся валков струй смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ) под давлением с направлением каждой струи, совпадающим с направлением окружной скорости валков в зоне их контакта (см. фиг. 1) более эффективно, чем в прототипе, обеспечивает режим жидкостного трения между валками при их обкатке, т.е. при совместном вращении под нагрузкой, поскольку струя СОЖ бьет непосредственно в зону силового контакта валков, а поверхности валков, двигаясь в направлении струи, способствуют ее захватыванию и попаданию СОЖ в зону контакта между валками. Режим жидкостного трения гораздо более эффективен в этом случае, чем при неорганизованной подаче СОЖ. Наличие на поверхности валков более высоких микронеровностей (Ra = 1,6 мкм, что соответствует 6 классу), чем при чистой шлифовке (Ra
Формула изобретения
1. Способ подготовки к эксплуатации валков листопрокатной клети кварто, включающий установку опорных и рабочих валков в клеть, приложение к ним усилия взаимного прижатия в плоскости осей валков, превышающего усилие прокатки, совместное вращение валков под нагрузкой, с регламентированной скоростью и временем вращения и подачу к рабочим и опорным валкам смазочно-охлаждающей жидкости, отличающийся тем, что смазочно-охлаждающую жидкость направляют струями под давлением в зоны контакта вращающихся валков, при этом направление подачи каждой струи совпадает с направлением окружной скорости валков в соответствующей зоне их контакта, а перед установкой валков в клеть им придают поверхностную шероховатость по 6 классу. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что рабочие валки дополнительно профилируют после упрочнения.РИСУНКИ
Рисунок 1