Способ эксплуатации прокатного валка
Изобретение относится к прокатному производству и может использоваться при эксплуатации валков станов горячей и холодной прокатки. Задача изобретения - повышение стойкости валка путем уменьшения отколов и выкрашивания поверхности бочки валка. Валок эксплуатируют в клети и периодически (через 1 - 7 кампаний) проводят принудительный отдых, состоящий из нагрева, выдержки и охлаждения, причем выдержку проводят двухступенчатой: при температуре (0,29 - 0,44) Ас3 в течение 10 - 180 мин и при температуре (0,16 - 0,23) Ас3 в течение 2 - 36 ч, где температура Ас3 взята для материала рабочей поверхности валка. При этом выдержка при высокой температуре может предшествовать выдержке при низкой и наоборот. 3 з.п. ф-лы, 1 табл.
Изобретение относится к прокатному производству и может использоваться при эксплуатации валков станов горячей и холодной прокатки.
Известен способ эксплуатации прокатных валков, позволяющий повысить их срок службы (авт. св. СССР N 1235572, кл. B 21 B 28/02, 1986). Уменьшение интенсивности повреждения валков добиваются тем, что в начале кампании валков производят прокатку партии металла с наибольшей энергоемкостью, а в дальнейшем прокатывают партии металла с удельной энергоемкостью, уменьшающейся от партии к партии. Недостаток такого способа - не всегда возможно выполнение регламентированных условий эксплуатации, а снижение вероятности отказа валков по причине усталостного разрушения снижается незначительно. Известен способ эксплуатации прокатных валков (авт. св. СССР N 1186663, кл. C 24 D 9/38, 1984), в котором наплавленные валки эксплуатируют на 80 - 90% от нормы прокатываемого металла, затем им производят отпуск в интервале температуры: температура рекристаллизации основного металла - температура отпуска наплавленного металла. Недостатком известного способа эксплуатации является низкая стойкость валков, не подвергавшихся наплавке, а также валков, наплавленных сплавом с невысоким уровнем легирования. Для этих валков нагрев выше 400oC (как предлагается в известном способе) нежелателен, так как при этом снижается твердость и повышается износ бочки валка. Наиболее близким является способ эксплуатации прокатного валка (патент РФ N 2015757, кл. B 21 B 28/02, 1984), который включает низкотемпературный отпуск валка перед вводом его в эксплуатацию в течение (0,33 - 0,48) D, ч, работу валка в клети и периодический отдых, состоящий из нагрева со скоростью 25 - 80oC/ч, выдержки при 160 - 190oC в течение (13 - 17) N, ч и охлаждения со скоростью 10 - 60oC/ч, при этом отдых проводят через 3 - 6 кампаний эксплуатации валка, где D - диаметр бочки валка, мм; N - количество кампаний. В результате такого режима эксплуатация валка снижается уровень остаточных напряжений и повышается стойкость валка путем уменьшения количества отслоений и выкрашивания активного слоя валка. Недостатком известного технического решения является низкая стойкость валков, так как температура отдыха 160 - 190oC недостаточна для значительного снижения уровня остаточных напряжений. Цель изобретения - повышение стойкости валка путем уменьшения отколов и выкрашивания поверхности бочки валка. Цель достигается тем, что валок эксплуатируют в клети и периодически (через 1 - 7 кампаний) проводят принудительный отдых, состоящий из нагрева, выдержки и охлаждения, причем выдержку проводят двухступенчатой: при температуре (0,29 - 0,44) Ac3 в течение 10 - 180 мин и при температуре (0,16 - 0,23) Ac3 в течение 2 - 36 ч, где температура Ac3 взята для материала рабочей поверхности валка. При этом выдержка при высокой температуре может предшествовать выдержке при низкой и наоборот. Исследованиями установлено, что проведение только низкотемпературного отпуска (160 - 190oC) при эксплуатации валка не позволяет значительно повысить его стойкость ввиду низкой температуры отпуска и вводимой тепловой энергии часто бывает недостаточно для снятия остаточных эксплуатационных напряжений и залечивания микродефектов. С другой стороны, продолжительная выдержка выше 200oC значительно снижает уровень остаточных напряжений, но при этом наблюдается снижение твердости рабочей поверхности валка, что является во многих случаях (особенно для рабочих валков холодной прокатки) недопустимым. В то же время установлено, что кратковременный нагрев (несколько минут) выше 220oC не снижает твердости бочки валка, но в то же время способствует протеканию диффузионного процесса. При дальнейшем понижении температуры ниже 190oC диффузионный процесс продолжается, в результате снижаются уровень остаточных напряжений и залечиваются микродефекты. Проведение отдыха в обратном порядке - сначала выдержка при низкой температуре, а затем - при высокой, также позволяет повысить стойкость валка, так как кратковременная выдержка при высокой температуре дополнительно снижает уровень остаточных напряжений. Выдержка при высокой температуре принята равной (0,29 - 0,44) Ac3, где температура Ac3 взята для материала рабочей поверхности валка. Нижний предел - 0,29 Ac3 принят для сталей, имеющих невысокий уровень легирования, а, следовательно, быстро снижающих твердость при нагреве выше 200oC. Например, для валковой стали типа 60ХН температура фазового перехода


Формула изобретения
1. Способ эксплуатации прокатного валка, включающий работу валка в клети и периодический принудительный отдых, состоящий из нагрева, выдержки и охлаждения, отличающийся тем, что выдержку проводят двухступенчатой: при температуре (0,29 - 0,44) Ас3 в течение 10 - 180 мин и при температуре (0,16 - 0,23) Ас3 в течение 2 - 36 ч, где температура Ас3 взята для материала рабочей поверхности валка. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что валок сначала выдерживают при высокой температуре, а затем - при низкой. 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что валок сначала выдерживают при низкой температуре, а затем - при высокой. 4. Способ по любому из пп.1 - 3, отличающийся тем, что отдых проводят через 1 - 7 кампаний эксплуатации валка.РИСУНКИ
Рисунок 1