Аварийный отсекатель трубопроводов
Устройство относится к арматуростроению и может быть использовано в системах автоматической аварийной отсечки каналов возможного выхода в окружающую среду продуктов взрывной аварии в химической и атомной промышленности. Спусковой механизм запорного органа размещен в отдельной газовой полости, сообщенной трубопроводом с контролируемым объемом. Он включает полую обойму с кольцевым буртом на внутренней поверхности и подвижную в осевом направлении цангу, соединенную штоком с запорным органом. На наружной поверхности лепестков цанги выполнены выступы для зацепления с кольцевым буртом. Между лепестками цанги в распор установлена чувствительная пластинка, подпружиненная в сторону входного отверстия газовой полости. На конце трубопровода, введенном в контролируемый объем, размещен конфузор. Отсекатель обеспечивает возможность перекрытия трубопроводов, непосредственно не связанных с аварийноопасным объемом, позволяет расширить интервал допустимых параметров взрывной аварии в сторону меньших значений. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к трубопроводному арматуростроению, а именно к автоматическим отсекателям трубопроводов. Изобретение может быть использовано в системах автоматической аварийной отсечки каналов возможного выхода в окружающую среду вредных продуктов взрывной аварии в технологических установках и локализующих системах химической и атомной промышленности, а также в локализующих системах безопасности атомных реакторов.
Известно устройство для аварийного перекрытия трубопроводов [1]. Устройство состоит из корпуса с входным и выходным патрубками, в котором размещаются запорный орган, удерживаемый в исходном положении спусковым механизмом с чувствительным элементов. При обрыве трубопровода за выходным патрубком под действием образовавшегося перепада давления на чувствительном элементе происходит выдавливание фиксатора и перемещение чувствительного элемента. При этом запорный орган освобождается и перекрывает трубопровод. Данное устройство реагирует только на аварийное изменение параметров потока среды в самом трубопроводе и не может быть установлено на трубопроводы, которые непосредственно не связаны с контролируемым объемом. Наиболее близким по технической сущности является отсечной аварийный клапан [2], содержащий корпус с входным и выходным патрубками, в полости которого размещены запорный орган, спусковой механизм и чувствительный элемент. Спусковой механизм выполнен в виде шариковой защелки. Рабочие канавки защелки выполнены на хвостовике запорного органа и на стенках чувствительного элемента, который выполнен в виде стакана. Отверстия под шарики выполнены в направляющей между чувствительным элементом и запорным органом. Между запорным органом и чувствительным элементом установлен упругий элемент - приводная пружина. При подаче среды во входной патрубок она обтекает чувствительный элемент, запорный орган и попадет в выходной патрубок. При достижении расходом среды максимально допустимого значения чувствительный элемент, преодолевая усилие приводной пружины и силы трения, перемещается, и канавки в нем совмещаются с отверстиями в направляющей. При этом шарики из канавок в хвостовике запорного органа вытесняются под действием приводной пружины в канавки на чувствительном элементе, освобождая запорный орган, который под действием приводной пружины перекрывает трубопровод. Данный отсечной аварийный клапан реагирует на определенный допустимый расход среды в трубопроводе и, опять же, не может использоваться для перекрытия трубопроводов непосредственно не связанных с контролируемым аварийноопасным объемом. Данный клапан в принципе может реагировать на кратковременный импульс давления рабочей среды, передающийся по трубопроводу, например, при авариях взрывного типа. Однако, он имеет низкую чувствительность к воздействию такого типа импульсов вследствие того, что чувствительный элемент имеет большую массу и непосредственно подпружинен сильно приводной пружиной. Данное изобретение направлено на решение технической задачи обеспечения возможности перекрытия трубопроводов, непосредственно не связанных с контролируемым объемом, в котором происходит аварийный взрыв, и повышения чувствительности отсекателя. Для этого в известный аварийный отсечный клапан, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, в полости которого размещены взаимодействующие между собой чувствительный элемент, спусковой механизм и запорный орган, который приводится в движение упругим элементом (приводной пружиной), введены отличия, а именно: спусковой механизм помещен в отдельную газовую полость, сообщающуюся с контролируемым объемом посредством трубопровода с жесткими стенками, на конце трубопровода, введенного в контролируемый объем, размещен конфузор, направленный примерно на центр предполагаемого взрыва, чувствительный элемент выполнен в виде легкой пластинки, приводимой в движение импульсом давления, и спусковой механизм, срабатывающий от перемещения чувствительного элемента от исходного положения. Спусковой механизм выполнен в виде полой обоймы с входным отверстием, которое располагается напротив входного отверстия газовой полости. Обойма может быть совмещена со стенками газовой полости, в которой соосно входному отверстию размещена с возможностью осевого перемещения цанга, соединенная штоком с запорным органом и снабженная выступами на наружной поверхности лепестков со стороны входного отверстия. На внутренней поверхности обоймы выполнен кольцевой бурт для взаимодействия с выступами лепестков цанги, причем взаимодействующие поверхности бурта и выступов скошены под углом, выбранным из условия обеспечения свободного взаимного скольжения, а чувствительный элемент выполнен в виде легкой пластины, подвижно установлен между лепестками цанги в распор и упруго нагружен в сторону входного отверстия обоймы. Отличительными от прототипа являются следующие существенные признаки: 1) спусковой механизм имеет отдельную газовую полость; 2) трубопровод с жесткими стенками, соединяющий контролируемый объем с входным отверстием полости спускового механизма; 3) конфузор, размещенный на конце трубопровода, введенном в контролируемый объем; 4) чувствительный элемент, выполнен в виде легкой пластинки, установленной между лепестками цанги в распор и приводимой в движение импульсом давления; 5) спусковой механизм, срабатывающий от перемещения чувствительного элемента и выполненный в виде обоймы и цанги, причем взаимодействующие поверхности цанги и бурта обоймы скошены под углом, выбранным из условия свободного взаимного скольжения. Совокупность этих признаков определяет решение технической задачи по обеспечению возможности перекрытия как газовых, так и жидкостных трубопроводов, непосредственно не связанных с контролируемых объемом, в котором происходит аварийный взрыв, и повышения чувствительности отсекателя. Предполагается, что контролируемый объем содержит газовую среду. При аварийном взрыве в контролируемом объеме импульс ударной волны улавливается и усиливается конфузором и передается по трубопроводу к спусковому механизму отсекателя, установленному на трубопроводе, который может быть не связан непосредственно с контролируемым объемом. Для передачи импульса давления по трубопроводу с минимальными потерями, стенки трубопровода должны быть жесткими. Импульс давления ударной волны воздействует на чувствительный элемент спускового механизма. Чувствительный элемент приходит в движение и, сжимая подпирающую пружину, выходит из зацепления с лепестками цанги. Лепестки цанги освобождаются и, сжимаясь, сходят с кольцевого бурта обоймы спускового механизма под действием приводной пружины отсекателя. Таким образом, спусковой механизм, срабатывает и отсекатель закрывается. Коэффициент усиления конфузора зависит от его угла раствора и отношения площадей на входе и выходе. Авторами экспериментально показано, что при угле раствора конфузора








Формула изобретения
1. Аварийный отсекатель трубопроводов, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, в полости которого размещены взаимодействующие между собой запорный орган, который подпружинен в сторону выходного патрубка, спусковой механизм запорного органа и чувствительный элемент спускового механизма, отличающийся тем, что спусковой механизм помещен в отдельную газовую полость, входное отверстие полости сообщается с контролируемым объемом посредством трубопровода, на конце которого, введенном в указанный объем, размещен конфузор, спусковой механизм выполнен в виде полой обоймы с входным отверстием, расположенным напротив входного отверстия газовой полости, в обойме соосно входному отверстию размещена с возможностью осевого перемещения цанга, соединенная штоком с запорным органом и снабженная выступами на наружной поверхности лепестков со стороны входного отверстия, на внутренней поверхности обоймы выполнен кольцевой бурт для зацепления с выступами лепестков цанги, причем взаимодействующие поверхности бурта и выступов скошены под углом, выбранным из условия свободного взаимного скольжения, а чувствительный элемент выполнен в виде пластинки, подвижно установленной между лепестками в распор, и подпружинен в сторону входного отверстия. 2. Аварийный отсекатель по п.1, отличающийся тем, что трубопровод, соединяющий контролируемый объем с полостью спускового механизма, выполнен с жесткими стенками. 3. Аварийный отсекатель по п.1, отличающийся тем, что обойма спускового механизма конструктивно совмещена со стенками газовой полости.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2