Покрышка пневматической шины
Изобретение относится к шинной промышленности , в частности к производству пневматических шин для грузовых автомобилей и автобусов, Цель изобретения - повышение работоспособности борта. Профиль внутренней поверхности шины описывается двумя радиусами определенной величины, а угол наклона к горизонтальной оси перпендикуляра, проходящего через точку соприкосновения шины с закраиной обода, к внутреннему контуру составляет 25-40°. При такой конфигурации внутреннего контура сдвиговые деформации в зоне борта уменьшаются, что способствует устранению расслоений и повышению работоспособности борта. 1 табл.. 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)ю В 60 С 15/024
ГОСУДАРСТВЕН ЫИ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИ(ЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
СПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4853264/11 (22) 08.06.90 (46) 15.01.92. 6юл, М 2 (71) Научно-исследовательский институт шинной промь(шленности (72) В.В.Дроздова, С.Л.Соколов, Е.И.Тартаковер, Г.А.боева и С.А.Гладких (53) 629.113(088.8) (56) Акцептованная заявка Японии
М 62-184902, кл. В 60 С 3/04, 1987. (54) ПОКРЫШКА ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ШИНЫ (57) Изобретение относится к шинной промышленности, в частности к производству
Изобретение относится к шинной промышленности, в частности к конструкциям пневматических шин.
Форма профиля по пресс-форме грузовых и автобусных шин, принятая при конструировании основана на теории равновесной конфигурации, заключающейся в том, что профиль шины по пресс-форме принимается близким профилю шины в надутом состоянии. Поэтому при нагружении внутренним давлением профиль равномерно изменяет свою конфигурацию (фиг.1). При этом достигаются минимальные начальные усилия в элементах шины.
Однако такое построение профиля не обеспечивает оптимальной величины циклов напряжения и деформаций при качении шины и, следовательно, наибольшей ее ра бо оспособности.
Наиболее близким к изобретению профиль пневлятической шины неравновесного (l9) 5+(II) 1 /GIB 1 Й2 A 1 пневматических шин для грузовых автомобилей и автобусов, Цель изобретения — повышение работоспособности борта.
Профиль внутренней поверхности шины описывается двумя радиусами определенной величины, а угол нэклона к горизонтальной оси перпендикуляра, проходящего через точку соприкосновения шины с закраиной обода, к внутреннему контуру составляет 25-400, При такой конфигурации внутреннего контура сдвиговые деформации в зоне борта уменьшаются, что способствует устранению расслоений и повышению работоспособности борта. 1 табл., 5 ил. типа, приближенный к его профилю под нагрузкой. Такой профиль по сравнению с построенным по равновесной конфигурации характеризуется увеличенной высотой самого широкого места шины, увеличенной кривизной плечевой эоны и ул,еньшенной кривизной в бортовой зоне. При таком построении профиля улучшаются выходные характеристики шины: уменьшается сопротивление качению. снижается теплообразование, улучшается форма пятна контакта, повышаются устойчивость и управляемость
- автомобиля на таких шинах.
Недостатками профилей такого типа являются повышенные напряжения и деформации е зоне борта при нагружении внутренним давлен,ем, а следовательно, и максимальные деформации эа цикл, что обусловлено большими изменениями формы профиля в зоне борта при накачке. Работоспособность борта шин с нерэвновесныл1
1705132 профилем ниже, чем в шинах с равновесным профилем.
Цель изобретения — повыи ение работоспособности борта шин с н раановесным профилем по пресс-форме путем изменения 5 конфигурации внутреннего контура шины в зоне борта.
Внутренний контур шин, как правило, описывается двумя радиусами R и г. Радиусом 8 описываетсл верхняя часть бортовой 10 зоны, радиусом г — нижняя часть от носка борта. Для характеристики конфигурации борта по внутреннему контуру введен угол наклона к горизонтальной оси перпендикуляра, проходящего через точку coflðèêoñío- 15 вения закраины обода, к внутреннему контуру. Так, внутренний контур бортовой зоны покрышки по пресс-форме описан радиусами Rp и го и углом наклона Д к горизонтальной оси перпендикуляра С, 20 проходящего через точку закраины обода А к внутреннему контуру покрышки (фиг.2).
При переходе от конфигурации профиля по пресс-форме к конфигурации профиля под влиянием внутреннего давления происхо- 25 дит изменение (прогиб) внутреннего контура в сторону увеличения кривизны Я < Яо (на фиг.2 показано пунктиром). При этом в слоях каркаса возникакл.деформации сдвига резинокордных элементов шины. 30
На фиг.3 представлены схема нагружения шины внутренним давлением и радиальной нагрузкой и характеристика составляющих сдвиговых деформаций; em— постоянная составлякпцая; еиакс — я н — 35
-размах цикла, максимальная величина за цикл.
В таблице приведены расчеты зависимости деформаций сдвига от угла наклона к горизонтальной оси перпендикуляра к 40 внутреннему контуру, т.е. зависимостй деформаций сдвига OT конфигурации внутреннего контура борисовой =-оны (фнг.4).
Из таблицы видно, что чем больше угол наклона Р к горизонтальной оси перпенди- 45 куляра С, тем составляющие сдвиговых деформаций меньше, т.е. чем меньше внутренний контур борта по пресс-форме отличается от конфигурации в надутом состоянии, тем сдвиговые деформации в резинокордпой системе ниже. Таким образом, при разработке шины по неравновесному профилю необходимо стремиться к увеличению угла Р и уменьшению радиуса Rp.
Установлено, что оптимальные значения угла флежат в пределах 25-40 (фиг.4).
При значениях угла выше 40 постоянная составляющая меняет знак на противоположный, что неблагоприятно с точки зрения распределения напряжений. Что касается выбора минимального значения угла наклона длл описания внутреннего контура каркаса в зоне борта (фиг.5), то установлено, что при уменьшении угла (15, 10 и т.д.) касательная отходит от контура настолько, что построить профиль практически невозможно. Предлагаемая конфигурация профиля может быть использована при разработке шин с обычным профилем.
Пример. Изобретение осуществлено в шине 11.00R20 с неравновесным профилем. Внутренняя поверхность борта покрышки выполнена так, что угол наклона к горизонтальной оси перпендикуляра, проходящего через точку соприкосновения закраины обода, к внутреннему контуру равен
35 (см. таблицу).
Формула изобретения
Покрышка пневматической шины, имеющая неравновесный профиль по прессформе. содержащая протектор, брекер, борт, каркас с меридиональным направлением нитей, отл и ч à ю ща я с я тем, что, с целью повышения работоспособности борта, профиль внутренней поверхности борта шины, выполнен по дугам описанным радиусами r и R, причем 0,1В « Г 0,6В, 0,2 < R Ы,5В, где  — ширина профиля шины, а угол наклона к горизонтальной оси перпендикуляра, проходящего через точку соприкосновения шины с закраиной борта к внутреннему r.oíòóðó, равен 25-40О.
1705i32
Б
Г
О. о
Х о о о а.м
Ф, z у z ю о о
o ©
С
v о
O.
Б
I+
S Г
v юЯ
=У о е
I» о о
Е и
РЪ
1705132
° !
3705132
1705132 ф
1 1"
Ь () 1
Угол тйрота uusl Ф У.
1705132
Составитель ц.дроздова
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Я.Патай
Редактор А.Лежнина
Зак
Производственно-издательский комбинат "Па . У тент, r. жгород, ул.Гагарина, 101
as 160
ВНИИПИ Государственно1о комитет
Тираж Подписное о 1 тета по юобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5






