Гироскопическая навигационная система для подвижных объектов (варианты)
Авторы патента:
Система может быть использована для морских, воздушных и наземных объектов. Система содержит блок управления и выработки выходных параметров, гироплатформу с трехстепенным гироскопом и двумя акселерометрами. В систему дополнительно вводятся блоки поворота чувствительных элементов и блок колебаний гироплатформы, которые обеспечивают модуляцию на разных частотах погрешностей системы, что приводит к повышению ее точности. 3 с.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к навигации и может быть использовано для морских, воздушных и наземных объектов.
Известна гироскопическая навигационная система для подвижных объектов [1], содержащая блок управления и выработки выходных параметров, гироплатформу, на которой установлены трехстепенной гироскоп с датчиками момента и датчиками угла, ось кинетического момента которого перпендикулярна плоскости гироплатформы, или два двухстепенных гироскопа, выходы датчиков углов связаны с входами блока управления следящими двигателями, а входы датчиков момента - с первым и вторым выходами блока управления и выработки выходных параметров, первый и второй акселерометры, оси чувствительности которых ортогональны между собой и параллельны плоскости гироплатформы, выходы которых соединены с первым и вторым входами блока управления и выработки выходных параметров, измеритель составляющей абсолютной угловой скорости приборного трехгранника, перпендикулярной плоскости гироплатформы, выход которого связан с третьим входом блока управления и выработки выходных параметров, при этом гироплатформа связана с объектом двухосным карданным подвесом, который снабжен по осям подвеса следящими двигателями, входы которых соединены с выходами соответствующих блоков управления следящими двигателями, выходы датчиков углов качек соединены с четвертым и пятым входами блока управления и выработки выходных параметров. Недостатком этого устройства является трудность получения высоких точностей выработки координат места и курса объекта. Эта точность лимитируется, в том числе техническими характеристиками измерителя составляющей абсолютной угловой скорости, а именно: либо его высокой стоимостью, либо большими габаритами, либо низкими точностями и техническими характеристиками гироскопа. Так для получения высоких точностей выработки курса объекта необходимо повысить точность элементной базы, определяющей точность выработки горизонтальных составляющих абсолютной угловой скорости приборного трехгранника. Для получения высоких точностей выработки координат места необходимо повысить точности элементной базы, определяющей точность выработки трех составляющих абсолютной угловой скорости приборного трехгранника. В настоящем изобретении предлагается повысить точность выработки данных путем создания механизмов, обеспечивающих выделение постоянных и сравнительно медленно меняющихся погрешностей и их оценку и улучшение динамических свойств системы. Целью изобретения является повышение точности изделия при практическом сохранении массогабаритных характеристик. Поставленная цель достигается следующим образом. Дополнительно введены: акселерометр, ось чувствительности которого перпендикулярна плоскости гироплатформы, выход которого соединен с шестым входом блока управления и выработки выходных параметров, блок колебаний гироплатформы относительно осей, лежащих в плоскости гироплатформы, при этом вход блока колебаний соединен с третьим выходом блока управления и выработки выходных параметров, а выходы блока колебаний соединены с сумматорами первого и второго выходов блока управления и выработки выходных параметров и блок поворота чувствительных элементов, в частности трехстепенного гироскопа, вокруг оси, перпендикулярной плоскости гироплатформы с управляемым двигателем и датчиком угла поворота, выход которого соединен с седьмым входом блока управления и выработки выходных параметров, а в качестве опоры выработки замера для оценки погрешностей введен блок приема внешней информации, выход которого соединен с восьмым входом блока управления и выработки выходных параметров или в качестве опоры выработки замера для взаимной оценки погрешностей введены одна или несколько гироплатформ, у которых блоки колебаний гироплатформ и блоки поворота чувствительных элементов создают движения с разными частотными параметрами. На чертеже представлена функциональная схема гироскопической навигационной системы, где приняты следующие обозначения: 1 - блок управления и выработки выходных параметров; 2 - гироплатформа; 3 - трехстепенной гироскоп; 4 и 5 - датчики момента гироскопа; 6 и 7 - датчики угла гироскопа; 8 - измеритель составляющей абсолютной угловой скорости; 9 - 11 - акселерометры; 12 и 13 - следящие двигатели; 14 и 15 - датчики углов качек; 16 и 17 - блоки управления следящими двигателями; 18 - блок поворота чувствительных элементов; 19 - двигатель блока поворота; 20 - датчик угла блока поворота; 21 - блок колебаний гпроплатформы; 22 - блок приема внешней информации. В качестве измерителя составляющей абсолютной угловой скорости может быть использован прибор, работающий на различных физических принципах, например: волоконно-оптический, лазерный, твердотельный, одноостный гиростабилизатор. Гироскопическая навигационная система содержит блок управления и выработки выходных параметров, выполняющий, в том числе, задачи фильтра 1, гироплатформу 2, на гироплатформе расположен трехстепенной гироскоп 3 с датчиками момента 4 и 5 и датчиками угла 6 и 7, измеритель составляющей угловой скорости 8, акселерометры 9 - 11, блок поворота чувствительных элементов 18 с управляемым двигателем 19 и датчиком угла 20, по осям карданного подвеса установлены следящие двигатели 12 и 13 с датчиками угла качек 14 и 15, следящие двигатели управляются блоками управления следящими двигателями 16 и 17, блок колебаний 21 и блок приема внешней информации 22. Гироскопическая навигационная система функционирует следующим образом. Гироплатформа 2 с помощью следящих двигателей 12 и 13 по сигналам рассогласования датчиков угла 6 и 7 гироскопа 3 все время удерживается в одной плоскости с кожухом гироскопа 3. По сигналам акселерометров 9 - 11 и измерителя составляющей абсолютной угловой скорости гироплатформа может удерживаться в плоскости горизонта или колебаться относительно нее по сигналам блока колебания 21 путем создания необходимых моментов на датчики момента 4 и 5 гироскопа 3. Блок поворота чувствительных элементов модулирует постоянные и медленно меняющиеся дрейфы гироскопа 3. Сравнивая в блоке 1 одноименные параметры, выработанные системой и используемые от источника внешней информации, можно выделить и оценить модулированные погрешности системы. Выделение и оценка модулированных погрешностей, в частности, может быть осуществлена с помощью демпфирующих гироплатформу сигналов, используя в качестве опоры составляющие путевой скорости от лага. В случае использования в качестве опоры сигналов дополнительно одной или более гироплатформ, в качестве замера может быть принята величина типа










































Тогда

где











где







где i и j - номера гироплатформ;



Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)
Изобретение относится к астрономии и может быть использовано для определения долготы места по наблюдению светил
Изобретение относится к бортовым самолетным системам отображения информации и может быть применено на различных типах самолетов штурмовой и бомбардировочной авиации
Способ инерциальной навигации // 2107897
Изобретение относится к области инерциальной навигации, в частности к способам определения текущих значений координат движущегося объекта
Способ определения высоты полета летательного аппарата и устройство для его осуществления // 2107262
Изобретение относится к авиационному приборостроению и может быть использовано для определения высоты полета летательного аппарата и позволяет повысить точность и расширить диапазон определени высоты полета летательного аппарата
Бесплатформенная инерциальная система // 2104492
Изобретение относится к гироскопической навигации и может быть использовано для морских, воздушных и наземных объектов
Преобразователь инерциальной информации // 2100779
Изобретение относится к области морского навигационного приборостроения
Система регистрации данных // 2125238
Прибор трехосной ориентации на солнце // 2127421