Руль управления с осевой компенсацией
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при создании летательных аппаратов с рулями управления в виде элеронов, рулей высоты и направления. Руль управления с осевой компенсацией имеет обвод носка и нижнюю и верхнюю поверхности. На указанных поверхностях от максимальной толщины руля установлены полуконусы, переходящие на задней кромке в гофр с торцевым срезом. Гофр имеет амплитуду не более половины максимальной толщины руля. Изобретение позволяет увеличить эффективность и улучшить аэродинамические характеристики летательного аппарата. 4 ил.
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при создании летательных аппаратов с рулями управления в виде элеронов, рулей высоты и направления, имеющих осевую компенсацию.
Рули с осевой компенсацией благодаря их простоте и надежности широко используются для летательных аппаратов. Возникающая аэродинамическая сила в носовой части до оси вращения руля создает момент, обратный моменту, возникающему в хвостовой части за осью вращения руля. Путем выбора оси вращения вдоль хорды руля (осевая компенсация) достигают уменьшение шарнирных моментов на нем и необходимые усилия на ручку управления пилота. Осевая компенсация может составлять 30 - 35% хорды руля. Однако при осевой компенсации между несущей поверхностью и рулем возникают неблагоприятные уступы, приводящие к срыву потока и уменьшению его эффективности. Для затягивания возникновения срыва потока и увеличения эффективности руля применяют выносные крылышки, расположенные перед ось вращения руля (патент США N 2403770, НКИ244-90р). Однако такие выносные крылышки приводят к увеличению аэродинамического сопротивления и ухудшению летных характеристик летательного аппарата на основных режимах полета. Форма носовой части руля с осевой компенсацией во многом определяет его эффективность. Известен руль с выполнением носка по радиусу к основному профилю несущей поверхности, который благодаря устранению выемки за несущей поверхностью и рулем и быстрому выходу носка при малых отклонениях в свободный поток обладает повышенной эффективностью. (Прикладная аэродинамика. Мартынов А.К., -М.:Машиностроение, 1972, с.408). Но при средних и больших углах отклонения руля происходят преждевременный срыв потока, потеря его эффективности и ухудшение аэродинамических характеристик всего летательного аппарата. Задачей изобретения является увеличение эффективности руля с осевой компенсацией и улучшение аэродинамических характеристик летательного аппарата. Это происходит за счет затягивания срыва потока с руля до больших углов отклонения путем уменьшения деффузорности к задней кромке и отсоса пограничного слоя с его поверхности. Технический результат достигается тем, что обвод носка руля выполнен по радиусу к основному профилю несущей поверхности летательного аппарата и от максимальной толщины руля на нижней и верхней поверхностях установлены полуконусы, переходящие на задней кромке в полукруглый гофр с торцевым срезом и амплитудой не более половины максимальной толщины руля. На фиг. 1 изображена схема предлагаемого руля с осевой компенсацией в перспективе; на фиг. 2 - схема обтекания предлагаемого руля; на фиг. 3, 4 проиллюстрированы результаты испытаний модели самолета с известным и предлагаемым рулями-элеронами. Руль управления 1 с осевой компенсацией 2 несущей поверхности 3 и с обводом носка 4, выполненного по радиусу к основному профилю 5 несущей поверхности 3, у которого на нижней и верхней поверхностях от максимальной толщины 6 руля 2 установлены полуконусы 7, переходящие на задней кроме 8 в полукруглый гофр 9 с торцевым срезом 10 и амплитудой не более половины максимальной толщины 6 руля 1
















Формула изобретения
Руль управления с осевой компенсацией, содержащий нижнюю и верхнюю поверхности, обвод носка, выполненного по радиусу к основному профилю несущей поверхности летательного аппарата, отличающийся тем, что на его нижней и верхней поверхностях от максимальной толщины руля установлены полуконусы, переходящие на задней кромке в гофр с торцевым срезом и амплитудой не более половины максимальной толщины руля.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4