Устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта вертолета
Устройство предназначено для авиационной техники, а именно для вертолетов. Устройство содержит механические маятники, которые располагаются по обе стороны каждой лопасти на различном расстоянии от центра жесткости сечения. Маятники выполнены в виде рычагов различной длины с грузами на концах различной массы и установлены на комле лопасти. Более эффективное гашение вибраций достигается за счет того, что оси качания маятников автономны и установлены относительно хорды сечения под различными углами. 4 ил.
Изобретение относится к авиационной технике и касается устройства гашения вибраций.
Известно устройство для гашения вибраций лопастей несущего винта вертолета, содержащее механические маятники, расположенные по обе стороны каждой лопасти на различном расстоянии от центра жесткости сечения, выполненные в виде рычагов различной длины с грузами на концах различной массы, с автономными осями качания, установленными в кронштейне на комле лопасти под острым отрицательным углом к хорде сечения (Заявка N 92012482, кл. C 64 C 27/32, 18.12.92, прототип) Такое устройство не уравновешивает полностью возбуждающие силы, действующие вдоль хорды сечения лопасти и перпендикулярно ей, и не позволяет реализовать кронштейн установки устройства с наименьшим весом. Задача, решаемая в заявляемом техническом решении, заключается в уравновешивании возбуждающих сил, действующих вдоль хорды сечения лопасти и перпендикулярно ей, с наименьшим весом кронштейна установки устройства, при осуществлении технического результата - гашение вибраций, действующих вдоль хорды сечения лопасти и перпендикулярно хорде. Существенные признаки заявляемого устройства для гашения вибраций лопастей несущего винта вертолета, общие с прототипом: механические маятники, расположенные по обе стороны каждой лопасти на различном расстоянии от центра жесткости сечения, выполненные в виде рычагов различной длины с грузами на концах различной массы, с автономными осями качания, установленными в кронштейне на комле лопасти под углом к хорде сечения. Признаки, отличные от прототипа: автономные оси качания маятников установлены относительно хорды сечения под различными углами. Совокупность признаков заявляемого изобретения, отличная от прототипа, является необходимой и достаточной для обеспечения технического результата. Технический результат - гашение вибраций, действующих вдоль хорды сечения лопасти и перпендикулярно хорде, реализуется при осуществлении совокупности существенных признаков заявляемого изобретения, причинно-следственная связь между которыми следует из результатов решения системы дифференциальных уравнений движения расчетной модели устройства, представленных математическим выражением (1). На фиг. 1 показано устройство, с комля лопасти; на фиг. 2 - вид А (повернуто на 90o по часовой стрелке); на фиг. 3 - схема расчетной модели устройства, вид Б на фиг. 2; на фиг. 4 - вид В на фиг. 3. Кронштейн 1 устройства гашения вибраций установлен на лонжероне 2 лопасти с осью жесткости 3 сечений. В кронштейне 1 установлены автономные валики 4 и 5, реализующие соответственно автономные оси качания 6 и 7. На автономных валиках 4 и 5 расположены соответственно рычаги 8 и 9, на рычагах - грузы (маятники) 10 и 11 с различными массами соответственно m1 и m2 и моментами инерции J1 и J2. Ось 6 валика 4 установлена под углом 1 к хорде 12 сечения лопасти, а ось 7 валика 5 - под углом 2. На фиг. 1 показаны угол установки хорды сечения лопасти в полете и плоскость вращения винта 13. Маятник 10 расположен на расстоянии a1 от оси жесткости 3, а маятник 11 - на расстоянии a2 до оси жесткости 3. Маятник 10 установлен на расстоянии r1 до оси качания 6, а маятник 11 - на расстоянии r2 до оси качания 7. В сечении лонжерона лопасти действуют: возбуждающая сила Q, перпендикулярная хорде 12, возбуждающая сила F, направленная вдоль хорды 12, и возбуждающий момент K, действующий вокруг оси жесткости 3. Положительные направления сил и момента: Q - вверх, F - вперед и K - на кабрирование. Участок 14 лонжерона 2 в месте установки устройства гашения вибраций с массой M и моментом инерции J вокруг его продольной оси расположен на расстоянии R от оси вращения винта 15. R - расстояние от автономных осей качания 6 и 7 до оси вращения винта 15, - частота вращения несущего винта. OXYZ - система координат с началом в центре жесткости поперечного сечения лонжерона лопасти. Степени свободы расчетной модели устройства. 1, 2 - углы поворота маятников 10 и 11 соответственно; x, y и 0 - линейные и угловое перемещение участка 14 лонжерона. В полете в сечении лопасти, в котором установлено устройство для гашения вибраций и хорда 12 которого установлена под углом , действуют возбуждающие силы Q, F и возбуждающий момент K. При колебаниях в полете грузы 10 и 11 создают инерционные силы, которые находятся в плоскости сечения. Вследствие того, что автономная ось качания 6 валика 4 установлена под углом 1 к хорде сечения, а автономная ось качания 7 валика 5 установлена под углом 2 к хорде сечения, возбуждающие силы Q, F и возбуждающий момент K уравновешиваются инерционными силами устройства и происходит гашение вибраций лопастей. Значение углов 1 и 2 подбирают для заданного режима полета в соответствии с математическим выражением (1). Установка автономных осей качания под различными углами к хорде сечения обеспечивает их установку на кронштейне с наименьшим расстоянием от сечения лопасти, что позволяет реализовать конструкцию кронштейна 1 с наименьшим весом. Возможность осуществления технического решения следует из представленных графических материалов, описаний устройства в статике и в динамике. Возможность осуществления технического решения предлагаемого изобретения иллюстрируется результатами решения системы дифференциальных уравнений движения расчетной модели устройства: где , i = 1,2;Z - номер гармоники частоты изменения возбуждающих нагрузок. Как известно, маятники работают в режиме гасителей колебаний при n = Z. Рассматривая гармонические колебания системы с частотой n, представим их в виде
Из решения системы уравнений получаем, что , когда
Для заданного режима полета подбирают значения углов 1 и 2 , при которых происходит гашение вибраций. Из математического выражения (1) также следует, что в зависимости от знаков нагрузок значения углов установки автономных осей маятников могут быть как отрицательными, так и положительными. На нашем предприятии проводятся работы по реализации данного технического решения.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Похожие патенты:
Несущая система вертолета // 2090451
Изобретение относится к области авиации, а именно к способам посадки вертолета с неработающими двигателями
Изобретение относится к области авиации и судостроения и может быть использовано на летательных аппаратах, аппаратах на воздушной подушке, экранопланах, гидролетов, морских и речных судах
Несущий винт // 2034748
Изобретение относится к авиации и касается летательных аппаратов с винтами изменяемого диаметра и угла установки лопастей
Несущий винт летательного аппарата // 2033943
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройству винтов летательного аппарата, преимущественно вертолета
Втулка ротора ветродвигателя // 2027637
Летательный аппарат "кентавр" // 2005658
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в летательных аппаратах вертикального взлета и посадки в качестве силовой установки
Втулка несущего винта вертолета // 2119876
Изобретение относится к авиации, а именно к конструкции втулки несущего винта вертолета, соединяющей лопасти винта с его приводным валом
Воздушный винт // 2122512
Изобретение относится к авиации и касается конструирования вертолетных винтов
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для создания несущих винтов вертолетов
Несущий винт вертолета // 2146637
Изобретение относится к вертолетостроению, а именно к конструкциям несущего винта
Летательный аппарат // 2159726
Изобретение относится к области воздухоплавания и касается конструкции летательного аппарата вертикального взлета и посадки
Изобретение относится к аппаратам вертикального взлета и посадки - вертолетам
Несущий винт вертолета // 2229422
Изобретение относится к технике воздушных, а именно несущих винтов для вертолета, и может быть использовано на пассажирских, десантно-транспортных и военных вертолетах
Несущий винт летательного аппарата // 2229423
Изобретение относится к движителям летательных аппаратов вертикального взлета и посадки и предназначено для использования преимущественно в аварийных ситуациях