Пластичная смазка
Антифрикционная пластичная смазка содержит, мас. %: 12-оксистеарат лития 8 - 12, олеат лития 1,5 - 3,0; диалкилдитиофосфат цинка 4 - 8; присадка на основе нитрованного масла 1,0 - 1,5, нефтяное масло с температурой застывания не выше - 40°С до 100. Смазка обеспечивает работоспособность буксовых узлов локомотивов при скоростях движения до 200 км/ч, температуре окружающего воздуха до - 50oC. 2 табл.
Изобретение относится к пластичным смазкам, основным назначением которых является обеспечение работоспособности подшипников качения локомотивов.
Известная отечественная пластичная смазка, предназначенная для обеспечения работоспособности подшипников качения буксовых узлов локомотивов - ЖРО, обеспечивает надежную работу между ремонтами с полной ревизией буксового узла не менее 360 тыс.км [1, 2]. Этот результат обеспечивается только при скоростях движения, не превышающих 120 км/ч, и температуре окружающего воздуха до -50oC. В настоящее время актуальной задачей ряда железнодорожных магистралей является обеспечение скоростного движения до 200 км/ч. Известная смазка ЖРО, используемая для смазывания буксового узла локомотива, не обеспечивает бесперебойную работу подшипника буксового узла локомотива в условиях скоростного движения: после определенного пробега локомотива буксовый узел нагревается до 70oC (по терминологии эксплуатационников происходит "грение" буксового узла), что недопустимо по нормам безопасности движения. На практике это приводит к следующему: при "грении" состав автоматически останавливается для охлаждения буксового узла. Коммерческая скорость движения в результате снижается и эксплуатация скоростной магистрали оказывается убыточной. Отечественная смазка ЕЖС [2] в принципе способна обеспечить требуемую величину межремонтного пробега в условиях скоростного движения, но ей присущ другой существенный недостаток. Наличие в ее рецептуре значительных количеств химически активных веществ приводит к повышенному усталостному износу деталей подшипника. Усталостный изной практически не диагностируется при осмотре подшипника при ремонте, но по достижении пробега 400-500 тыс.км подшипник разрушается, создавая аварийную ситуацию, что и явилось одной из основных причин отказа от использования ЕЖС на отечественном железнодорожном транспорте. Смазки, используемые для обеспечения скоростного движения за рубежом, решают эту проблему применительно к зарубежной технике и условиям ее эксплуатации [3], а также Кулиев А.М. Химия и технология присадок к маслам и топливам, с. 100-129-Л.: Химия, 1985; Raiff R.P. "Rail/Wheil lubricabion studes at FAST", Lubr. Eng, V.45, p.501-506, 1989; Mc. Cluster S, "Lubricate for bearing life", NLGY Spot, v.56, p.9-15, 1982). Эти смазки, однако, не могут быть использованы на отечественном транспорте в силу двух по меньшей мере причин. Во-первых, конструктивные особенности отечественных буксовых узлов требует применения смазочного материала, характеризующегося иными реологическими свойствами, что более подробно пояснено в тексте данной заявки ниже. Во-вторых, эти смазки применимы лишь при температурах не ниже -30oC и, следовательно, неприменимы в зимний период на территории РФ. В силу изложенных причин в качестве ближайшего аналога заявленной пластичной смазки принята смазка ЕЖС [2], содержащая нефтяное масло с температурой застывания не выше -40oC, литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты и функциональные присадки (антиокислительную, противозадирную и антикоррозионную). Для решения задачи обеспечения скоростного движения поездов (до 200 км/ч) на железнодорожных магистралях Р.Ф. (при температурах до -50oC) предлагается в соответствии с изобретением пластичная смазка, содержащая, мас.%: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 8 - 12; литиевое мыло олеиновой кислоты 1,5 - 3,0; диалкилдитиофосфат цинка 4 - 8; присадка на основе нитрованного масла 1 - 1,5; нефтяное масло, застывающее при температуре не выше -40oC - остальное до 100. В отличие от ближайшего аналога смазка в соответствии с изобретением дополнительно содержит литиевое мыло олеиновой кислоты, диалкилдитиофосфат цинка и присадку на основе нитрованного масла в указанных выше количествах. Исследования заявителей показали, что смазка, предназначенная для решения указанной выше задачи, должна соответствовать следующим техническим требованиям. 1. Смазывающие свойства на четырехшариковой машине трения (ГОСТ - 9490): Критическая нагрузка - Не менее 800Н Диаметр пятна износа - Не более 0,6 мм 2. Механическая стабильность (ГОСТ 19295). Исходный предел прочности на разрыв 1300 - 2500 Па. Предел прочности после разрушения 350-650 ПА. Индекс тиксотропного восстановления, %


Формула изобретения
Пластичная смазка, содержащая нефтяное масло, застывающее при температуре не выше минус 40oC, и литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит литиевое мыло олеиновой кислоты, диалкилдитиофосфат цинка и присадку на основе нитрованного масла при следующем соотношении ингредиентов, мас.%: Литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты - 8 - 12 Литиевое мыло олеиновой кислоты - 1,5 - 3,0 Диалкилдитиофосфат цинка - 4 - 8 Присадка на основе нитрованного масла - 1,0 - 1,5Нефтяное масло - Остальное до 1000
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения
Лицензиар(ы): ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта", ОАО "Российские железные дороги"
Вид лицензии*: НИЛ
Лицензиат(ы): ОАО "Пермский завод смазок и СОЖ"
Номер и год публикации бюллетеня: 21-2004
Договор № 19103 зарегистрирован 11.05.2004
Извещение опубликовано: 27.07.2004
* ИЛ - исключительная лицензия НИЛ - неисключительная лицензия
NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
Дата, с которой действие патента восстановлено: 20.03.2008
Извещение опубликовано: 20.03.2008 БИ: 08/2008
PC4A Государственная регистрация договора об отчуждении исключительного права
Дата и номер государственной регистрации договора: 20.01.2011 № РД0075479
Лицо(а), передающее(ие) исключительное право:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"),
Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ВНИИЖТ МПС России)
(73) Патентообладатель(и):
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"),
Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта"
Адрес для переписки:
ОАО "РЖД", Управление по вопросам интеллектуальной собственности (ЦУИС), ул. Новая Басманная, 2, Москва, 107174
Дата публикации: 27.02.2011