Гидравлическое масло
Состав гидравлического масла относится к нефтехимии, в частности к смазочным маслам, и может быть применен в качестве рабочей жидкости в узлах гидродинамических передач тепловозов. Предлагаемый состав на основе минерального масла содержит присадки диалкилдитиофосфата цинка, 4 метил - 2,6 дитричного бутилфенола и полиметилсилоксана при следующем соотношении компонентов, мас. %: диалкилдитиофосфат цинка 3,0 - 4,0, 4 метил - 2,6 дитричный бутилфенол 0,2 - 0,3, полиметилсилоксан 0,0045 - 0,0055, минеральное масло - до 100. Показатель кинематической вязкости данного состава удовлетворяет требованиям масла, применяемого в узлах гидродинамических передач тепловозов, обеспечен высокий уровень эксплуатационных характеристик, улучшена экологическая обстановка технологического процесса. 3 табл.
Изобретение относится к нефтехимии, в частности к смазочным материалам, и может быть использовано в качестве рабочей жидкости в узлах гидродинамических передач тепловозов.
Известно масло (1) для гидродинамических передач на основе минерального масла и содержащее в качестве присадок диалкилдитиофосфат цинка, полиметилсилоксан, ИХП-21 и фенил-альфа-нафтиламин. Однако в составе данного масла присутствует концерогенная присадка фенил-альфа-нафтиламин, относящаяся ко 2-му классу опасности по степени воздействия на организм человека (действует на центральную нервную систему, вызывает поражение крови и образование метгемоглобина). Применение этой присадки ухудшает экологическую обстановку процесса производства масла. Наиболее близким по совокупности существенных признаков к предлагаемому составу масла является смазочное масло (2), которое в качестве основы содержит минеральное масло с присадками при следующем соотношении компонентов, Диалкилдитиофосфат цинка 1,0 2,0 Полиметилсилоксан 0,003 0,005 4 метил 2,6 дитричный бутилфенол 0,3 1,0 Алкилфенолят кальция 0,6 1,5 Осерненные олигомеры пропилена фракции 160-170oC 1,6 3,0 минеральное масло До 100 Недостатками данного состава являются высокая кинематическая вязкость и недостаточно хорошие противоизносные и противозадирные свойства, что не отвечает требованиям, предъявляемым к гидравлическому маслу, применяемому в узлах гидродинамических передач тепловозов. Цель изобретения создание рецептуры гидравлического масла с требуемым уровнем вязкости при улучшении антикоррозионных, противозадирных и противоизносных свойств при эксплуатации. Поставленная цель достигается тем, что гидравлическое масло для узлов гидродинамических передач тепловозов, содержащее в основе минеральное масло и присадки в виде диалкилдитиофосфата цинка, полиметилсилоксана и 4 метил 2,6 дитричного бутилфенола, содержит присадки в следующем соотношении, Диалкилдитиофосфат цинка 3,0 4,0 Олиметилсилоксан 0,0045 0600554 метил 2,6 дитричный бутилфенол 0,2 0,3
Минеральное масло До 100
Отличительным признаком предложенного технического решения является то, что масло содержит присадки в следующем соотношении,
Диалкилдитиофосфат цинка 3,0 4,0
Полиметилсилоксан 0,0045 0,0055
4 метил 2,6 дитричный бутилфенол 0,2 0,3
Технический результат, получаемый при использовании данного изобретения, состоит в том, что применение данного гидравлического масла при сохранении высоких эксплуатационных характеристик позволяет улучшить экологическую обстановку технологического процесса, расширить сырьевые ресурсы и сократить продолжительность цикла производства масла. Анализ научно-технической и патентной документации показал, что предлагаемый состав является "новым" и соответствует критерию "изобретательский уровень". Предлагаемое масло готовят следующим образом. В емкость, оснащенную перемешивающим и обогревающим устройством, загружают минеральное масло, нагревают при перемешивании до 100-105oC и выдерживают при этой температуре в течение 2 ч. При этом происходит обезвоживание масла. Затем снижают температуру до 60-80oC и в соответствии с рецептурой загружают присадки. Компаундирование присадок в масляной основе производят при 60-80oC в течение не менее 3 ч. В соответствии с предлагаемым изобретением и описанной технологией были изготовлены образцы заявляемого гидравлического масла, рецептура которых приведена в табл.1;результаты испытаний образцов в табл.2. Анализируя результаты испытаний образцов, очевидно, что наиболее оптимальным является процентное содержание диалкилдитиофосфата цинка:
масло теряет способность противостоять усилию, возникающему на трущихся поверхностях (снижаются его противоизносные свойства), при этом детали быстро срабатываются и выходят из строя;
ускоряется процесс окисления масла, что приводит к быстрому его старению. Увеличение процентного содержания диалкилдитиофосфата цинка не ведет к улучшению качества масла, в связи с чем оно нецелесообразно. Сравнительные характеристики физико-химических и эксплуатационных свойств предполагаемого масла и прототипа приведены в табл.3. Приведенные данные свидетельствуют о том, что полученное масло менее вязкое, а повышенное содержание диалкилдитиофосфата цинка оказывает положительное влияние на свойства масла. Таким образом, проведенные испытания показали возможность создания масла, применяемого для узлов гидродинамических передач тепловозов следующего состава:
база: основа масла марки "А"
присадки, диалкилдитиофосфат цинка 3,5 0,5%
4 метил 2,6 дитричный бутилфенол 0,2 0,3%
Полиметилсилоксан 0,005%
Из обобщенных данных, приведенных в табл.1- 3, следует, что предлагаемая композиция масла имеет показатель кинематической вязкости, удовлетворяющий требованиям масла, применяемого в узлах гидродинамических передач тепловозов. Кроме того, за счет более высокой концентрации диалкилдитиофосфата цинка предлагаемый состав имеет лучшие антикоррозионные, противозадирные и противоизносные свойства. Таким образом, путем варьирования присадок в предлагаемом масле обеспечен уровень антиокислительных, смазывающих свойств и повышены эксплуатационных характеристики.
Формула изобретения
4-Метил-2,6-дитретичный бутилфенол 0,2 0,3
Полиметилсилоксан 0,0045 0,0055
Минеральное масло До 100
РИСУНКИ
Рисунок 1