Пластичная смазка
Авторы патента:
Сущность изобретения: антифрикционная пластичная смазка содержит, мас. %: 12-оксистеарат 4-7, стеарат лития 10-14, диалкилдитиофосфат цинка 4 - 6, нитрованное масло 1,0 - 1,5, нефтяное масло с температурой застывания не выше 40°С - остальное до 100. Смазка обеспечивает работоспособность буксовых узлов локомотивов при скоростях движения до 200 км/ч и температуре окружающего воздуха до - 50oС. 2 табл.
Изобретение относится к пластичным смазкам, основным назначением которых является обеспечение работоспособности подшипников качения локомотивов.
Известны отечественные пластичные смазки, предназначенные для обеспечения подшипников качения буксовых узлов локомотива - ЖРО, ЕЖС, обеспечивающие надежную работу указанных узлов между ремонтами с полной ревизией буксового узла, т.е. не менее 360 тыс.км. [1, 2]. Этот результат обеспечивается только при скоростях движения, не превышающих 120 км/ч, и температуре окружающего воздуха до -50oC. В настоящее время актуальной задачей ряда железнодорожных магистралей является обеспечение скоростного движения до 200 км/ч. Однако используемая для смазывания буксового узла локомотива смазка ЖРО не обеспечивает бесперебойную эксплуатацию подшипника буксового узла локомотива в условиях скоростного движения: после определенного пробега локомотива буксовый узел нагревается до 70oC (по терминологии эксплуатационников происходит "грение" буксового узла), что недопустимо по нормам безопасности движения. На практике это приводит к следующему: при "грении" состав автоматически останавливается для охлаждения буксового узла. Коммерческая скорость движения в результате снижается, и эксплуатация скоростной магистрали сказывается убыточной. Отечественная смазка ЕЖС [2] в принципе способна обеспечить требуемую величину пробега в условиях скоростного движения, но ей присущ другой существенный недостаток. Наличие в ее рецептуре значительных количеств химически активных веществ приводит к повышенному усталостному износу деталей подшипника. Усталостный износ практически не диагностируется при осмотре подшипника во время ремонта, но при достижении пробега 400-500 тыс.км. подшипник разрушается, создавая аварийную ситуацию, что и явилось одной из причин отказа от использования ЕЖС на отечественном железнодорожном транспорте. Смазки, используемые для скоростного движения за рубежом, обеспечивают решение этой проблемы применительно к зарубежной технике и условиям их эксплуатации [3] и Кулиев А.М. Химия и технология присадок к маслам и топливам, с. 100-129,-Л.: Химия, 1985; Raiff R.P. Rail/Wheil lubrcation stucles at FAST, Lubr. Eng, v. 45, p.501-506, 1989; Mc. Cluster S., "Lubricote for bearinglife, NLGI Spot, V.56, N 1, p.9-15, 1982 Эти смазки не могут быть использованы на отечественном транспорте в силу двух по меньшей мере причин. Во-первых, конструктивные особенности отечественных буксовых узлов требуют применения смазочного материала, характеризующегося иными реологическими свойствами, что более подробно пояснено далее. Во-вторых, эти смазки применимы лишь при температурах не ниже -30oC и, следовательно, неприменимы на территории Р.Ф. В силу изложенных причин, в качестве ближайшего аналога предлагаемой пластичной смазки принята смазка ЕЖС (2), содержащая нефтяное масло с температурой застывания не выше 40oC, литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты и функциональные присадки (антиокислительную, противозадирную и антикоррозийную). Для решения задачи обеспечения скоростного движения поездов до 200 км/ч на железнодорожных магистралях РФ (при минус 50oC) предлагается в соответствии с изобретением пластичная смазка, содержащая, мас.%: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 4 - 7; литиевое мыло стеариновой кислоты 9 - 14; диалкилдитиофосфат цинка 4 - 6; присадка на основе нитрованного масла 1 - 1,5; нефтяное масло, застывающее при температуре не выше - 40oC, остальное до 100. В отличие от ближайшего аналога смазка в соответствии с изобретением дополнительно содержит литиевое мыло стеариновой кислоты, диалкилдитиофосфат цинка и присадку на основе нитрованного масла в указанных выше количествах. Исследования показали, что смазка, предназначенная для решения указанной выше задачи, должна соответствовать следующим техническим требованиям. 1. Смазывающие свойства на четырехшариковой машине трения (ГОСТ-9490): критическая нагрузка не менее 800 Н; диаметр пятна износа не более 0,6 мм. 2. Механическая стабильность (ГОСТ-19295). Исходный предел прочности на разрыв 1300-2500 Па. Предел прочности после разрушения 350-650 Па. Индекс тиксотропного восстановления, %



Формула изобретения
Пластичная смазка, содержащая нефтяное масло, застывающее при температуре не выше минус 40oC, и литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит литиевое мыло стеариновой кислоты, диалкилдитиофосфат цинка и присадку на основе нитрованного масла при следующих соотношениях ингредиентов, мас.%: Литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты - 4 - 7 Литиевое мыло стеариновой кислоты - 10 - 14 Диалкилдитиофосфат цинка - 4 - 6 Присадка на основе нитрованного масла - 1,0 - 1,5 Нефтяное масло - Остальное до 100РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Защитный смазочный состав // 2114160
Изобретение относится к области нефтепереработки, а именно к защитным смазочным материалам, предназначенным для наружной консервации металлоизделий Для этой цели в настоящее время применяют защитные материалы, содержащие ингибиторы коррозии, воска, мыла жирных кислот, модифицированные добавки, органические растворители и воду
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в процессах штамповки, преимущественно вытяжки изделий из углеродистых и легированных сталей
Изобретение относится к составам масел, предназначенных для смазки турбомеханизмов различного назначения, в том числе компрессорных машин, компримирующих аммиак и аммиаксодержащий синтезгаз
Изобретение относится к технологическим смазкам для механической обработки металлов, которые используются при листовой штамповке металлов, холодной вальцовке углеродистых сталей, а также при резании цветных металлов и сталей
Антифрикционная композиция // 2112016
Изобретение относится к антифрикционным композициям (смазкам) для обработки металлов давлением и может быть использовано, в частности, при листовой штамповке
Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ), применяемым при обработке металлов резанием, шлифованием и т.п
Изобретение относится к составам для приготовления эмульсий смазочно-охлаждающей жидкости для механической обработки металлов
Смазочное масло для газовых турбин // 2109800
Изобретение относится к нефтехимии, в частности к составу высококачественных масел, предназначенных для смазки и охлаждения перспективных газотурбинных двигателей (ГТД) в составе авиационных и судовых приводов газоперекачивающих агрегатов (ГПА)
Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям (СОЖ) и может быть применено в виде концентрата для приготовления рабочих растворов, используемых для механической обработки металлов
Смазочная композиция для узлов трения // 2106396
Изобретение относится к смазочным материалам, используемым в узлах трения
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности, конкретно к составу присадки и моторному маслу, ее содержащему, предназначенному для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, в частности, к способу получения многофункциональной присадки к маслам, предназначенной для использования, главным образом, в 2-х тактных бензиновых двигателях
Смазочная композиция // 2088638
Изобретение относится к нефтехимии, в частности к составу экологически безопасной смазочной композиции, предназначенной главным образом для смазки дейдвудного вала, которая также может быть использована для смазки зубчатых и червячных передач, в гидроприводах, в оборудовании угольной, текстильной, пищевой и нефтехимической промышленности
Пластичная смазка // 2086611
Гидравлическое масло // 2086607
Изобретение относится к нефтехимии, в частности к смазочным материалам, и может быть использовано в качестве рабочей жидкости в узлах гидродинамических передач тепловозов
Изобретение относится к нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслям промышленности, в частности к способу получения малозольной противоизносной присадки к смазочным маслам
Смазочная композиция // 2071499
Изобретение относится к пластичным смазкам для тяжелонагруженных узлов трения, таких как пятниковые узлы вагонов, тяговые редукторы локомотивов, узлы трения с подшипниками качения железнодорожного подвижного состава