Охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания
Изобретение относится к охлаждающим жидкостям для двигателей внутреннего сгорания, а также теплообменников и других устройств, эксплуатируемых при температуре свыше 273К, в бытовых и промышленных установках, в которых применяются материалы на основе черных металлов. Техническим результатом является повышение ингибирующих свойств охлаждающей жидкости. Охлаждающая жидкость содержит, мас. %: тетраметилтиомочевина 0,1-1,0; вода - остальное. 1 табл.
Изобретение относится к охлаждающим жидкостям, используемым для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, теплообменников и других устройств, эксплуатируемых при температуре свыше 273К, и может быть использовано в бытовых и промышленных установках, в которых применяются материалы на основе черных металлов.
Известен способ снижения интенсивности кавитационной эрозии в системе жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания (авт. св. N 1011877, кл. F 01 P 11/06, 1983) путем аэрации охлаждающей жидкости, отличающейся тем, что с целью повышения эффективности для аэрации используют отработавшие газы двигателя внутреннего сгорания, которые очищают от газообразных и твердых примесей, насыщают двуокисью углерода, охлаждают и добавляют в жидкость системы охлаждения ингибиторы кислотной коррозии типа ПБ-5. Недостатками данной охлаждающей жидкости являются сложность ее получения и низкая антикоррозионная стойкость по отношению к черным металлам. Наиболее близкий аналог - охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания (SU, авт. св. N 1214706, кл. C 09 K 5/00, F 01 P 11/06, 1986), включающая газообразный компонент и воду, отличающаяся тем, что с целью снижения кавитационной эрозии при одновременном снижении коррозионной активности в качестве газообразного компонента она содержит аммиак, при следующем соотношении компонентов, мас.%: Аммиак - 1 - 3 Вода - Остальное Недостатками данной охлаждающей жидкости являются невысокая антикоррозионная активность газообразного аммиака и возможность образования газовых пробок в застойных зонах системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания, приводящих к перегреву деталей двигателя. Технический результат изобретения заключается в повышении ингибирующих свойств охлаждающей жидкости. Задача решается путем замены менее активного ингибитора коррозии аммиака на более активный - тетраметилтиомочевину - при следующем содержании компонентов, мас.%: Тетраметилмочевина - 0,1 - 1,0 Вода - Остальное Ингибитор коррозии тетраметилтиомочевина общей формулы
- белое кристаллическое вещество с т. пл. 77 - 78oC, легко растворимое в спирте, хлороформе, хлорбензоле, керосине, воде, умеренно токсичное вещество 3-го класса опасности (ТУ 6-14-12-204-83). В таблице приведены результаты испытаний предлагаемой охлаждающей жидкости и известной, содержащей в качестве ингибитора коррозии аммиак. Ингибиторное действие охлаждающей жидкости определяли гравиметрическим методом. Объектами для исследования служили прямоугольные образцы (10
20
0,2 мм) из стали 08.КП. Подготовка образцов для исследования включает шлифование на круге с использованием наждачных бумаг с уменьшающимся размером зерна вплоть до микронного, обезжиривание поверхности венской известью или ацетоном, промывание дистиллированной водой и высушивание фильтровальной бумагой. Измерение потери массы
m образцов проводили с точностью до 0,0001 г. Расчет скорости коррозии металла под действием охлаждающей жидкости К, защитное действие ингибирующей добавки Z и ингибирующий эффект
осуществляли по формулам
где s - площадь образца, m2; t - время испытания, ч;K0 и K - скорости коррозии металла в неингибированной и ингибированной охлаждающих жидкостях соответственно, г/М2 ч;
m = m0-m, здесь m0 и m - массы образца до опыта и после него, г. Данные таблицы свидетельствуют, что предлагаемая охлаждающая жидкость превосходит по антикоррозионной активности известную охлаждающую жидкость для двигателей внутреннего сгорания, имеет меньшие значения скорости коррозии в 2,3 - 5,2 раза, большее защитное действие в 2,7 - 2,8 раза и больший ингибирующий эффект в 2,3 - 5,2 раза для оптимальных концентраций ингибитора 0,1 - 0,5 мас.%. Таким образом, предлагаемая охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания, включающая тетраметилтиомочевину в качестве антикоррозийной добавки, позволяет избавиться от основного недостатка охлаждающих жидкостей - высокой коррозионной активности по отношению к черным металлам.
Формула изобретения
Тетраметилтиомочевина - 0,1 - 1,0
Вода - Остальноеа
РИСУНКИ
Рисунок 1



















