Антифриз
Изобретение относится к химической технологии и может быть применено в производстве низкозамерзающих охлаждающих жидкостей (антифризов), предназначенных для систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания, а также используемых в качестве рабочих жидкостей в теплообменных аппаратах, эксплуатируемых при низких и умеренных температурах. Предлагаемый состав антифриза включает, мас. %: этилкарбитол 10,0-45,0; этиленгликоль 15,0-64,0; тетраборат натрия 0,3-1,8; фосфат щелочного металла 0,2-1,2; соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазол 0,005-0,02; силикат щелочного металла 0,005-0,5; гидроксид щелочного металла 0,08-0,25; пеногаситель кремнийорганический 0,0005-0,015; краситель 0,001-0,002; вода остальное. Предлагаемый интервал концентраций компонентов состава антифриза обеспечивает возможность экономического и эффективного охлаждения двигателей внутреннего сгорания и других систем. 4 табл.
Изобретение относится к химической технологии и может быть применено в производстве низкозамерзающих охлаждающих жидкостей (антифризов), предназначенных для систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания, а также используемых в качестве рабочих жидкостей в теплообменных аппаратах, эксплуатируемых при низких и умеренных температурах.
Известен антифриз для охлаждения двигателей внутреннего сгорания на основе азеотропной фракции этиленгликоль-этилкарбитол, содержащий, мас.%: азеотропная фракция 60,0-90,0; тетраборат натрия 1,0-1,5; силикат натрия 0,001-0,0005; вода остальное. Состав азеотропной фракции, мас.%: этилкарбитол 50,0-85,0; этиленгликоль 50,0-15,0 [1]. Недостатком известного антифриза является нестабильность состава и выпадение осадка в заявленном интервале концентраций присадок, высокое пенообразование, кроме того, не обеспечивается стабильная защита от коррозии припоя, алюминия, стали и чугуна. Известна также охлаждающая жидкость, содержащая, мас.%: гексаметафосфат щелочного металла 0,05-1,0; нитрит щелочного металла 0,08-0,10; тетраборат натрия 0,35-0,45; соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола 0,005-0,01; гидроксид щелочного металла 0,075-0,085; декстрин 0,04-0,05; кремнийорганический пеногаситель 0,010-0,012; краситель 0,001-0,0012; этиленгликоль 40,0-48,0; вода остальное и другие добавки (SU, патент N 1838362, кл. С 09 К 5/00, 1993). Данная охлаждающая жидкость имеет следующие недостатки: ее состав не является экологически безвредным из-за наличия в нем весьма токсичного компонента - нитрита натрия; состав не имеет достаточной стабильности из-за присутствия декстрина, который выпадает в осадок при хранении антифриза более 1 года. Наиболее близким по технической сущности и получаемому результату является антифриз, содержащий, мас.%: силикат щелочного металла 0,1; фосфат щелочного металла 1,6-2,2; тетраборат натрия 0,15-0,5; нитрат натрия 0,1-0,4; Na-меркаптобензтиазол 0,15-0,5; гидроксид щелочного металла 0,13; вода 0,12-0,13; пеногаситель, краситель (при необходимости; этиленгликоль остальное [2]. Данный антифриз обладает недостаточной эффективностью из-за следующих недостатков. При выкипании воды (при полном испарении) в данном антифризе, имеющем основу в виде этиленгликоля, повышается температура замерзания состава до температуры замерзания самого этиленгликоля до -13oС, что в зимних условиях делает антифриз неработоспособным; из-за наличия в его составе нитрата натрия он оказывает неблагоприятное воздействие на организм человека вследствие своей токсичности; кроме того, присутствие нитрата натрия в составе данного антифриза не позволяет использовать его совместно с другими антифризами в системах охлаждения автомобилей, содержащими, в частности, амины, так как при смешении нитрата натрия с аминами образуются высокотоксичные соединения - N-нитрозамины, обладающие канцерогенными свойствами. Изобретение решает задачу экологического и эффективного охлаждения систем двигателей внутреннего сгорания и других систем. Целью изобретения является снижение токсичности антифриза, повышение его стабильности, обеспечение высокой коррозионной стойкости по отношению к алюминию, чугуну, стали, меди, латуни и припою, снижение пенообразования, обеспечение совместимости с другими антифризами на основе гликолей и улучшение экологических и эксплуатационных свойств. Поставленная цель достигается тем, что антифриз на основе этиленгликоля, содержащий тетраборат натрия, соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола, силикат щелочного металла, гидроксид щелочного металла, фосфат щелочного металла, этиленгликоль, кремнийорганический пеногаситель, воду и краситель, дополнительно содержит этилкарбитол при следующем соотношении компонентов, мас. %: этилкарбитол 10,0-45,0; этиленгликоль 15,0-64,0; тетраборат натрия 0,3-1,8; фосфат щелочного металла 0,2-1,2; соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола 0,005-0,02; силикат щелочного металла 0,005-0,5; гидроксид щелочного металла 0,08-0,25; пеногаситель кремнийорганический 0,0005-0,015; краситель 0,001-0,002; вода остальное. Применение при производстве антифриза этилкарбитола приводит к улучшению эксплуатационных свойств. Этилкарбитол имеет низкую температуру застывания и добавление его к этиленгликолю приводит к снижению температуры замерзания смеси на основе этиленгликоль-этилкарбитол. При выкипании воды в антифризе он остается работоспособным до температуры -47oС при определенном содержании этилкарбитола. Кроме того, его вязкость значительно ниже, а температура кипения выше, чем у этиленгликоля, что является положительным фактором смеси. Низкая кислотность этилкарбитола приводит к снижению коррозионной активности антифриза при добавлении этилкарбитола и позволяет обеспечить стабильный резерв его щелочности. Жидкость предлагаемого состава готовят следующим образом. В нагретую до 35-80oС смесь воды с этиленгликолем в определенной последовательности загружают при перемешивании до полного растворения антикоррозионные и антипенную присадки: тетраборат натрия, предварительно приготовленные щелочные растворы соли 2-меркаптобензтиазола, силиката щелочного металла, фосфат щелочного металла. В полученный раствор антифриза вводят кремнийорганический пеногаситель, растворенный в бутиловом спирте, и водный раствор красителя. Все перемешивается до получения однородной жидкости и затем фильтруется. Далее изобретение поясняется таблицами. В табл. 1 представлены сравнительные температуры замерзания (кристаллизации) этиленгликоля, этилкарбитола и их смесей, из которых явствует, что температура замерзания зависит от концентрации (содержания) этилкарбитола. Для экспериментальной проверки предлагаемого состава были приготовлены смеси различного состава (см. табл.2). В качестве фосфатов щелочных металлов могут быть использованы фосфаты щелочных металлов по ГОСТ 245-66, ГОСТ 9337-70. Образцы антифризов, представленных в табл.2, подвергались коррозионным испытаниям по методике ГОСТ 28084 (ASTM D 1384) в течение 336 ч при 88
Формула изобретения
Антифриз для систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания и теплообменных аппаратов, работающих при низких и умеренных температурах, на основе этиленгликоля, содержащий тетраборат натрия, фосфат щелочного металла, щелочную соль меркаптобензтиазола, силикат щелочного металла, гидроксид щелочного металла, пеногаситель, краситель и воду, отличающийся тем, что он дополнительно содержит этилкарбитол при следующем соотношении компонентов, мас. Этилкарбитол 10,0 45,0 Этиленгликоль 15,0 64,0 Тетраборат натрия 10-водный 0,3 1,8 Фосфат щелочного металла 0,2 1,2 Соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола 0,005 0,02 Силикат щелочного металла 0,005 0,5 Гидроксид щелочного металла 0,08 0,25 Пеногаситель кремнийорганический 0,0005 0,015 Краситель 0,001 0,002Вода Остальноем
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4