Двухступенчатый электромагнитный ускоритель твердых тел
Использование: прямое преобразование электрической энергии в кинетическую энергию метаемого твердого тела, в частности к электромагнитному разгону твердых тел в рельсотронах. Сущность изобретения: двухступенчатый электромагнитный ускоритель твердых тел содержит силовой корпус 1, в котором вдоль его продольной оси расположены параллельные электроды 2, 3, образующие внешнюю пару электродов, закороченную в сечении энергоподвода перемычкой 6. Параллельно им расположены электроды 4, 5, образующие внутреннюю пару, закороченную токовым подвижным якорем 7. Все электроды разделены электроизолирующими прокладками 8, 9. Электроды 2, 3 подключены во входной части ускорителя к источнику электропитания 10 через коммутатор 11, а электроды 4, 5 - к источнику электропитания токового якоря 7. Источники электропитания 10, 12 гальванически изолированы, электроды 2, 4, находящиеся по одну сторону ускорителя, подключены к одноименным клеммам источников электропитания через коммутаторы 13, 11, а электроды 3, 5 - к другим клеммам. Длины участков от начального положения якоря 7 до точки подключения источника электропитания 12 и от этой точки до выхода ускорителя подобраны так, чтобы обеспечить эффективный разгон, а геометрические характеристики электродных пар и величины разрядных токов подобраны так, чтобы не создавать нагрузки, разрушающей канал ускорителя. 1 ил.
Изобретение относится к области прямого преобразования электрической энергии в кинетическую, в частности к проблеме электромагнитного разгона твердых тел в рельсовых ускорителях кондукционного типа рельсотронах. Предлагаемое устройство может быть использовано в системах гиперскоростного разгона твердых тел.
Известен рельсотрон [1] содержащий силовой корпус, в котором расположен внутренний канал ускорителя, состоящий из двух разделенных электроизоляционными стенками параллельных продольно расположенных электродов, подключенных через коммутатор во входной части ускорителя к системе электропитания. Электроды закорочены подвижным токовым якорем. Недостатком аналога является неустойчивость электромагнитного режима ускорения, выражающаяся в возникновении паразитных разрядов, шунтирующих рабочий ток якоря и уменьшающих эффективность преобразования подводимой к рельсотрону энергии. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является рельсотрон [2] содержащий две пары продольно расположенных параллельных электродов (внутреннюю и внешнюю), разделенных между собой электроизолирующими стенками. Сборка из электродов и изоляционных стенок помещается в силовой корпус и при необходимости электроизолируется от него. Пары электродов подключены к независимым источникам электропитания. При этом внешняя пара электродов создает контур подмагничивания: в выходной части ускорителя она закорочена, а во входной присоединена к источнику электропитания. Внутренняя пара электродов закорочена токовым якорем и подключена к другому источнику электропитания в выходной части ускорителя (рабочий контур). Электроды контуров, расположенные по одну сторону от продольной оси ускорителя, подключены к одноименным клеммам источников электропитания, чем обеспечивается противофазное включение контуров и создание ускоряющей пондеромоторной силы заданного направления. Недостатком прототипа является возможность возникновения шунтирующих перезамыканий тока в рабочем контуре перед якорем, инициируемых ионизирующей ударной волной на его фронте. Для канала, заполненного воздухом при атмосферном давлении, ударная волна становится ионизирующей при скоростях












превышение которых приводит к возникновению ионизирующей ударной волны перед телом и инициирование ею электрического разряда, шунтирующего ток в якоре (здесь f1 параметр f для первой ступени). Длина второй ступени ускорителя l2 расположенной по ходу движения якоря за областью подключения источника электропитания к электродам внутренней пары, по условиям работы без образования паразитных перезамыканий рабочего тока в следе якоря должна составлять l2





где Uя зависит от типа якоря и скорости движения. Для плазменного якоря Uя












Отсюда

При


обеспечивает равенство нулю индукции магнитного поля в канале перед якорем, максимальное значение пондеромоторной силы и эффективности преобразования подводимой к рельсотрону энергии при заданном поле внешнего подмагничивания. Вторая ступень является электромагнитным доускорителем на основе рельсотрона с прямым токоподводом к якорю [2] Переход в эту ступень осуществляется непрерывно при пролете якорем сечения подвода тока к электродам рабочего контура. Продолжительность (длина l2) этой стадии разгона определяется, в основном, временем развития паразитных шунтирующих перезамыканий рабочего тока в следе якоря. Выполнение условий I





обеспечивающему максимальное значение пондеромоторной силы и эффективности преобразования энергии в рельсотроне при заданной индукции внешнего поля подмагничивания, кроме того, длина второй ступени рельсотрона не должна превышать l2. Двухступенчатый электромагнитный ускоритель твердых тел работает следующим образом. При одновременном или последовательном срабатывании коммутаторов 13 и 11 осуществляется разряд запасенной в системах электропитания 12 и 10 электрической энергии в соответствующие электрические цепи рельсотрона. При этом в электрическом контуре внешней пары электродов создается электрический ток Iн, обеспечивающий внешнее поле подмагничивания, а в электрическом контуре внутренней пары электродов, содержащем якорь 7, создается рабочий ток Iв. Взаимодействие этого тока с полным полем подмагничивания приводит к появлению продольной пондеромоторной силы, ускоряющей якорь. При этом токи в электрических контурах не должны создавать нагрузки, разрушающие канал рельсотрона, что может быть выражено условиями


на величины разрядных токов (I), геометрические характеристики электродных пар (h, L'), допустимое по условиям прочности индуцированное токами магнитное поле Вж. Оптимальные длины ступеней электромагнитного ускорителя должны составлять соответственно


При больших длинах эффективность разгона снижается в связи с образованием паразитных шунтирующих перезамыканий рабочего тока в канале рельсотрона как перед ударником на ступени электромагнитного предускорения, так и позади него на второй ступени ускорения.
Формула изобретения

отличающийся тем, что на расстоянии

от начального положения якоря к внутренней паре электродов подключен источник электропитания и закорочены электроды внешней пары, оптимальная длина участка ускорителя, находящегося по ходу движения якоря за областью подключения источника электропитания к электродам внутренней пары, должна составлять

а геометрические характеристики электродных пар, токи в них, индукция магнитного поля B*, предельно допустимая по условиям прочности конструкции канала, связаны соотношениями


где L' погонная индуктивность электродов;
h межэлектродное расстояние для пары электродов;
I ток, протекающий по электродам;
н, в индексы, относящиеся к электродам внешней и внутренней пар;
Vе скорость, при которой ударная волна перед якорем инициирует шунтирующий разряд;
Im амплитудное значение рабочего тока;
m масса якоря;
f1, f2 параметры осреднения профилей рабочих токов;

U* электрическая прочность межэлектродного промежутка внутренней пары электродов;
Uя электрическое напряжение на якоре.
РИСУНКИ
Рисунок 1