Двухступенчатый электромагнитный кондукционный ускоритель твердых тел
Использование: изобретение относится к прямому преобразованию электрической энергии в кинетическую энергию метаемого твердого тела, в частности к электромагнитному разгону твердых тел в рельсотронах. Сущность изобретения: двухступенчатый электромагнитный кондукционный ускоритель твердых тел содержит силовой корпус 1, в котором вдоль его продольной оси расположены параллельные электроды 2, 3, образующие внешнюю пару электродов и закороченные в выходной части ускорителя перемычкой 6. Параллельно им расположены электроды 4, 5, образующие внутреннюю пару, закороченную подвижным якорем 7. Все электроды разделены электроизолирующими прокладками 8, 9. Электроды 2, 3 подключены во входной части ускорителя к источнику электропитания 10 через коммутатор 11, а электроды 4, 5 - к источнику электропитания 12 через коммутатор 13 в сечении, удаленном от начального положения токового якоря 7. Источники электропитания 10, 12 гальванически изолированы друг от друга, электроды 2, 4, расположенные по одну сторону ускорителя, подключены к их одноименным клеммам через коммутаторы 13, 11 соответственно, а электроды 3, 5 - к другим клеммам. Длины участков от начального положения коря 7 до точки подключения источника электропитания 12 и от этой точки до выхода ускорителя подобраны так, чтобы обеспечить эффективный разгон, а геометрические характеристики электродных пар и величины разрядных токов подобраны так, чтобы не создавать нагрузки, разрушающей канал ускорителя. 1 ил.
Изобретение относится к области прямого преобразования электрической энергии в кинетическую, в частности к проблеме электромагнитного разгона твердых тел в рельсовых ускорителях кондукционного типа рельсотронах. Предлагаемое устройство может быть использовано в системах гиперскоростного разгона твердых тел.
Известен рельсотрон [1] содержащий силовой корпус, в котором расположен внутренний канал ускорителя, состоящий из двух разделенных электроизоляционными стенками параллельных продольно расположенных электродов, подключенных через коммутатор во входной части ускорителя к системе электропитания. Электроды закорочены подвижным токовым якорем. Недостатком аналога является неустойчивость электромагнитного режима ускорения, выражающаяся в переходе исходной системы через ограниченное время развития процесса к электрогазодинамическому режиму, при котором скорость метания ограничена предельной скоростью потока плазмы, ускоряемого пондеромоторной силой. Неустойчивость электромагнитного режима обусловлена ограниченной электрической прочностью канала ускорителя и проявляется в формировании шунтирующих разрядов в следе якоря. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является рельсотрон [2] содержащий две пары продольно расположенных параллельных электродов (внутреннюю и внешнюю), разделенных между собой электроизолирующими стенками. Сборка из электродов и изоляционных стенок помещается в силовой корпус и при необходимости электроизолируется от него. Пары электродов подключены к независимым источникам электропитания. При этом внешняя пара электродов образует контур подмагничивания: в выходной части ускорителя она закорочена, а во входной присоединена к источнику электропитания. Внутренняя пара электродов закорочена токовым якорем и подключена к другому источнику электропитания в выходной части ускорителя (рабочий контур). Электроды контуров, расположенные по одну сторону от продольной оси ускорителя, подключены к одноименным клеммам источников электропитания, чем обеспечивается противофазное включение контуров и создание ускоряющей пондеромоторной силы заданного направления. Недостатком прототипа является возможность возникновения шунтирующих перезамыканий тока в рабочем контуре перед якорем, инициируемых ионизирующей ударной волной на его фронте. Предлагаемое изобретение решает задачи увеличения достижимой скорости разгона тел и эффективности преобразования электромагнитной энергии в рельсотроне за счет предотвращения паразитных перезамыканий рабочего тока в канале и увеличения длительности электромагнитного режима работы ускорителя. Сущность изобретения состоит в том, что в двухступенчатом электромагнитном кондукционном ускорителе твердых тел, содержащем размещенные в силовом корпусе две пары разделенных электроизолирующими стенками и симметрично расположенных относительно продольной оси ускорителя параллельных электродов, при этом одна пара является внешней по отношению к другой, электроды внешней пары закорочены в выходной части ускорителя, электроды внутренней пары закорочены подвижным токовым якорем, и систему электропитания, состоящую из двух гальванически изолированных источников электропитания, один из которых подключен через коммутатор к электродам внешней пары во входной части ускорителя, а второй к электродам внутренней пары, при этом электроды внешней и внутренней пар, находящиеся по одну сторону от продольной оси ускорителя, подключены к одноименным клеммам источников электропитания, а геометрические характеристики пар электродов и токи в них (h, L', I) удовлетворяют условию








обеспечивающему максимальное значение пондеромоторной силы и эффективности преобразования энергии в рельсотроне при заданной индукции поля подмагничивания. Двухступенчатый электромагнитный кондукционный ускоритель твердых тел работает следующим образом. При одновременном или последовательном срабатывании коммутаторов 13 и 11 осуществляется подключение систем электропитания 12 и 10 к соответствующим электрическим цепям рельсотрона. При этом в электрическом контуре внешней пары электродов создается электрический ток Iн, обеспечивающий поле подмагничивания, а в электрическом контуре внутренней пары электродов, содержащем якорь 7, создается рабочий ток Iв. Взаимодействие этого тока с полным полем подмагничивания приводит к появлению продольной пондеромоторной силы, ускоряющей якорь. При этом токи в электрических контурах не должны создавать нагрузки, разрушающие канал рельсотрона, что может быть выражено условием

на величины разрядных токов (I), геометрические характеристики электродных пар (h, L'), магнитное поле Bж, допустимое по условиям механической прочности канала. Оптимальные длины ступеней электромагнитного ускорителя должны составлять соответственно

и

При больших длинах эффективность разгона снижается в связи с образованием паразитных шунтирующих перезамыканий рабочего тока в канале рельсотрона как перед якорем на ступени электромагнитного предускорения, так и позади него на второй ступени ускорения.
Формула изобретения




где L' погонная индуктивность электродов;
h межэлектродное расстояние в паре электродов,
I ток, протекающий по электродам;
н, в индексы, относящиеся к электродам внешней и внутренней пар;
Vе скорость, при которой ударная волна перед якорем инициирует шунтирующий разряд;
Im амплитудное значение рабочего тока;
m масса якоря;
f1, f2 параметры осреднения профилей рабочих токов;

U* электрическая прочность межэлектродного промежутка внутренней пары электродов,
Uя электрическое напряжение на якоре;

РИСУНКИ
Рисунок 1