Устройство для контроля датчиков системы автоматического управления самолета
Изобретение относится к комплексному контролю исправности датчиков системы автоматического управления самолета. Наибольшее значение оно имеет для полетного контроля датчика скорости, датчика угла атаки, датчиков угловых скоростей и датчиков перегрузок по осям связанной системы координат. Технический результат заключается в повышении достоверности обнаружения отказа этих датчиков без избыточного приборного оборудования на борту самолета. Устройство состоит из четырех сумматоров, пяти умножителей, трех квадраторов, функционального преобразователя и блока извлечения квадратного корня, с помощью которых в компараторе происходит сравнение разности векторов измеренной и вычисленной по показаниям датчиков перегрузки, действующей на самолет, с ее заранее известным значением. При отличии этой разности от известного значения происходит срабатывание компаратора, сигнализирующего об отказе датчиков системы автоматического управления. 2 ил.
Изобретение относится к комплексному контролю исправности основного комплекта датчиков системы автоматического управления (САУ) самолета, а именно: датчика скорости, датчика угла атаки, датчиков угловых скоростей и датчиков перегрузок по осям связанной системы координат. Оно может быть использовано для контроля датчиков бесплатформенных инерциальных навигационных систем и в САУ самолетов для повышения безопасности пилотирования, простоты обслуживания и уменьшения веса и стоимости бортового оборудования. Наибольшее значение оно имеет для контроля комплекта датчиков легких, маневренных самолетов, не содержащих избыточного приборного оборудования.
Известно устройство для контроля датчиков системы автоматического управления самолета, содержащее, в частности, три одинаково ориентированных однотипных датчика угловых скоростей, подключенных к кворум-элементу. Устройство построено по мажоритарному принципу с кворум-элементом, содержащим первую, вторую и третью схему вычитания, первые, вторые и третьи нелинейные звенья, сумматор на три входа, усилитель, первый, второй и третий компараторы, источник стабилизированного сигнала. Суммирующие входы первой, второй и третьей схем вычитания соединены с соответствующими выходами первого, второго и третьего контролируемых датчиков угловых скоростей, вычитающие входы - с выходом усилителя, а выходы - с соответствующими входами первого, второго и третьего нелинейных звеньев и одним из входов соответственно первого, второго и третьего компараторов, другой вход которых соединен с источником стабилизированного сигнала. Входы сумматора соединены с выходами первого, второго и третьего нелинейных звеньев, а выход - с входом усилителя. Устройство предназначено для контроля только трех однотипных датчиков угловых скоростей (или трех датчиков перегрузок, или трех датчиков углов атаки, ...) и выдачи сигнализации об отказе одного из них при отличии его показаний от двух других. Сигналы трех контролируемых датчиков угловых скоростей поступают на суммирующие входы соответственно первой, второй и третьей схем вычитания, на другие вычитающие входы которых поступает усредненный сигнал всех трех датчиков с выхода усилителя. Последний получается после прохождения разностных выходных сигналов первой, второй и третьей схем вычитания через соответственно первое, второе и третье нелинейное звено и их суммирования в сумматоре. Выходной сигнал последнего поступает на вход усилителя. Разностные выходные сигналы первой, второй и третьей схем вычитания поступают соответственно на один из входов первого, второго и третьего компараторов, на другой вход которых поступает стабилизированный сигнал, пропорциональный допустимой разности между усредненным сигналом всех датчиков и выходным сигналом каждого из трех исправных датчиков. При отказе одного из датчиков его выходной сигнал отличается от усредненного сигнала с выхода усилителя на величину больше допустимой разности - порога срабатывания соответствующего компаратора, что приводит к сигнализации отказа компаратором. Устройство проверяет не менее трех однотипных датчиков, что требует установки на борт самолета избыточного тройного комплекта приборов, что приводит к повышению веса и стоимости оборудования. Кроме того, оно обладает низкой достоверностью обнаружения отказа. Техническая задача, решаемая изобретением, состоит в создании простейшего устройства контроля основных датчиков САУ самолета, с наибольшей достоверностью определяющего их отказ, без установки на борт избыточных комплектов этих датчиков при минимальном весе, стоимости и габаритах устройства контроля и приборного оборудования в целом. Решение технической задачи достигается тем, что в устройство для контроля датчиков системы автоматического управления, содержащее первый сумматор и компаратор, один из входов которого соединен с источником стабилизированного сигнала, введены второй, третий и четвертый сумматоры, первый, второй, третий, четвертый и пятый умножители, первый и второй дифференциаторы, первый, второй, третий квадраторы, тангенсный функциональный преобразователь и блок извлечения квадратного корня, причем первый суммирующий вход второго сумматора соединен с выходом контролируемого датчика поперечной перегрузки, второй суммирующий вход - с выходом первого умножителя, входы которого соединены с выходами контролируемых датчика угловой скорости рыскания и датчика скорости, третий суммирующий вход - с выходом второго умножителя, входы которого соединены с выходом контролируемого датчика угловой скорости крена и выходом третьего умножителя, причем контролируемый датчик скорости соединен с одним входом третьего умножителя, а контролируемый датчик угла атаки через тангенсный функциональный преобразователь - с другим входом третьего умножителя, первый суммирующий вход третьего сумматора соединен с выходом контролируемого датчика нормальной перегрузки, второй суммирующий вход через первый дифференциатор соединен с выходом третьего умножителя, а третий вычитающий вход - с выходом четвертого умножителя, входы которого соединены с выходами контролируемых датчика угловой скорости тангажа и датчика скорости, первый суммирующий вход четвертого сумматора соединен с выходом контролируемого датчика продольной перегрузки, второй вычитающий вход через второй дифференциатор соединен с выходом контролируемого датчика скорости, а третий вычитающий вход - с выходом пятого умножителя, входы которого соединены с выходом третьего умножителя и выходом контролируемого датчика угловой скорости тангажа, выходы второго, третьего и четвертого сумматора соответственно через первый, второй и третий квадраторы соединены с первым, вторым и третьим суммирующими входами первого сумматора, выход которого через блок извлечения квадратного корня соединен с вторым входом компаратора, выход которого служит выходом устройства. Сущность изобретения заключается в сравнении разности векторов измеренной и вычисленной по показаниям контролируемых датчиков перегрузки, действующей на самолет, с ее заранее известным значением, равным единице при исправности датчика скорости, датчика угла атаки, датчиков угловых скоростей и датчиков перегрузок. При отличии этой разности векторов, вычисляемой в устройстве, от единицы происходит срабатывание компаратора, сигнализирующее об отказе одного из датчиков. На фиг. 1 приведена структурная схема устройства для контроля датчиков системы автоматического управления, где приняты следующие обозначения: 1 - датчик скорости самолета; 2 - датчик угла атаки самолета; 3-1, 3-2, 3-3 - датчики продольной, нормальной и поперечной перегрузки самолета; 4-1, 4-2, 4-3 - датчики угловых скоростей крена, рыскания и тангажа самолета; 5-1, 5-2, 5-3, 5-4 - первый, второй, третий и четвертый сумматоры; 6-1, 6-2, 6-3, 6-4, 6-5 - первый, второй, третий, четвертый и пятый умножители; 7-1, 7-2 - первый и второй дифференциаторы; 8-1, 8-2, 8-3 - первый, второй и третий квадраторы; 9 - блок извлечения квадратного корня; 10 - компаратор; 11 - источник стабилизированного сигнала; 12 - тангенсный функциональный преобразователь. На фиг. 2 изображено угловое положение самолета и взаимное положение земной O























Учитывая известные измеряемые значения Vx и

vy = -vxtg

Реализация устройства контроля предполагает использование соотношений (4), (6). Устройство для контроля датчиков системы автоматического управления содержит сумматор 5-2, первый суммирующий вход которого соединен с выходом контролируемого датчика 3-3 поперечной перегрузки. Второй суммирующий вход сумматора 5-2 соединен с выходом умножителя 6-1, входы которого соединены с выходами контролируемых датчика 4-2 угловой скорости рыскания и датчика 1 скорости. Третий суммирующий вход сумматора 5-2 соединен с выходом умножителя 6-2, входы которого соединены с выходом контролируемого датчика 4-1 угловой скорости крена и выходом умножителя 6-3. Входы умножителя 6-3 соединены с выходом контролируемого датчика 1 скорости и через тангенсный функциональный преобразователь 12 с выходом датчика 2 угла атаки. Первый суммирующий вход сумматора 5-3 соединен с выходом контролируемого датчика 3-2 нормальной перегрузки. Второй суммирующий вход сумматора 5-3 через дифференциатор 7-1 соединен с выходом умножителя 6-3. Третий вычитающий вход сумматора 5-3 соединен с выходом умножителя 6-4, входы которого соединены с выходом контролируемого датчика 4-3 угловой скорости тангажа и выходом контролируемого датчика 1 скорости. Первый суммирующий вход сумматора 5-4 соединен с выходом контролируемого датчика 3-1 продольной перегрузки. Второй вычитающий вход сумматора 5-4 через дифференциатор 7-2 соединен с выходом контролируемого датчика 1 скорости. Третий вычитающий вход сумматора 5-4 соединен с выходом умножителя 6-5, входы которого соединены с выходом умножителя 6-3 и выходом контролируемого датчика 4-3 угловой скорости тангажа. Вход квадратора 8-1 соединен с выходом сумматора 5-2, а выход - с первым суммирующим входом сумматора 5-1. Вход квадратора 8-2 соединен с выходом сумматора 5-3, а выход - с вторым суммирующим входом сумматора 5-1. Вход квадратора 8-3 соединен с выходом сумматора 5-4, а выход - с третьим суммирующим входом сумматора 5-1. Один вход компаратора 10 соединен с выходом источника 11 стабилизированного сигнала, а другой - с выходом блока 9 извлечения квадратного корня, вход которого соединен с выходом сумматора 5-1. Выход компаратора 10 служит выходом устройства. Устройство для контроля датчиков системы автоматического управления самолета работает следующим образом. Сигнал, пропорциональный скорости Vx, с контролируемого датчика 1 скорости поступает на один вход умножителя 6-3. Сигнал с контролируемого датчика 2 угла атаки предварительно поступает на тангенсный функциональный преобразователь 12, где формируется функция tg








Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2