Устройство для полетного контроля датчика угловой скорости
Изобретение относится к области полетного контроля датчиков угловых скоростей, входящих в состав систем автоматического управления летательных аппаратов. Технический результат заключается в повышении достоверности обнаружения отказа и исправности датчиков угловых скоростей при минимальном весе и габаритах контролирующего устройства. Сущность изобретения заключается в проверке наличия выходного сигнала датчиков угловых скоростей, пропорционального незатухающим высокочастотным колебаниям летательного аппарата с помощью фильтра, измерителя амплитуд и компаратора. 6 ил.
Изобретение относится к области полетного контроля датчиков угловых скоростей (ДУС), входящих в состав систем автоматического управления (САУ) современных летательных аппаратов (ЛА). Наибольшее значение оно имеет для построения систем встроенного бортового контроля САУ, не содержащих избыточных ДУС и обладающих высокой достоверностью обнаружения отказа и исправности ДУС, при минимальном весе и габаритах контролирующего устройства.
Известен способ контроля гироскопических датчиков ориентации САУ по соответствию питающих напряжений, подводимых к датчику, их номинальным значениям [1, с. 102-105; 2, с.26, 42] При этом предполагается исправная работа контролируемого датчика ориентации, если питающие напряжения или токи в фазах не выходят за пределы поля допуска. Контроль реализуется в различных устройствах контроля с помощью пороговых элементов, реле или электродвигателя с возвратной пружиной, включенных в цепи питания проверяемого датчика ориентации. Наибольшее применение на современных пассажирских самолетах нашло устройство, контролирующее падение напряжения и обрыв в трехфазной цепи переменного тока и обрыв цепи постоянного тока и называемое сигнализатор нарушения питания (СНП). Для оценки степени совершенства этого и последующих сравниваемых устройств контроля ДУС рассмотрим вероятности получения ими правильного результата контроля, то есть достоверности обнаружения состояния "исправен" Pдi(и) и "отказ" Pдi(о) по известным формулам [3, с. 77, 78]




где Pл2= 1-PБКК

Pн2=0,01751 вероятность необнаруженного отказа ДУС при неисправности его датчика момента [2, с.14; 4; 5]
Весовой показатель качества рассмотренного аналога БКК определяется по формуле

где


где Pл3= 1-PБКВГ вероятность ложных отказов устройства контроля, содержащего собственно БКВГ (PБКВГ=0,972257) и два дополнительных ДУС, необходимых для его работы;
Pн3= 0,037922 вероятность возникновения необнаруженного отказа ДУС из-за отказов потенциометра, датчика момента, противодействующих пружин и др. элементов [2, с.14; 4; 5] не влияющих на последовательность и частоту контролируемых импульсов. Устройство БКВГ обладает несколько лучшим весовым показателем


где Pл4 0,048495 вероятность ложных отказов устройства контроля;
Pн4 0,037922 вероятность необнаруженного отказа. Уменьшение числа избыточных ДУС и соответствующее упрощение устройства контроля, выбранного за прототип, отразилось на уменьшении вероятности Pл4 ложных отказов по сравнению с аналогичным показателем БКВГ. В то же время, вероятность Pн4 необнаруженных отказов осталась неизменной, так как ее величина зависит от глубины контроля ДУС, а в прототипе и устройстве БКВГ она неизменна. Весовой показатель качества здесь определяется из отношения

где


TД.ср.i(о)=-500/lnPдi(о); (13)
на фиг. 5 сравниваемые значения среднего времени Tд.ср.i(и) достоверного обнаружения состояния "исправен" ДУС
Tд.ср.i(и) -500/lnPдi(и); (14)
на фиг. 6 сравниваемые значения весового показателя gi качества, характеризующего во сколько раз вес устройства контроля превышает вес проверяемого ДУС. На фиг. 4 6 по оси абсцисс указаны номера следующих сравниваемых устройств контроля: 1 СНП; 2 БКК; 3 БДГ-26; 4 БДГ-25 (прототип); 5 - предлагаемое устройство. Для БКК и предлагаемого устройства показаны минимальные (min) и максимальные (max) значения сравниваемых показателей. Устройство для полетного контроля датчика 1 угловой скорости содержит последовательно соединенные фильтр 2 высокочастотных колебаний угловой скорости, вход которого подключен к сигнальному выходу датчика 1 угловой скорости, и измеритель 3 амплитуд этих колебаний, выход которого соединен с входом компаратора 4. Устройство для полетного контроля датчика 1 угловой скорости работает следующим образом. Сигнал с выхода контролируемого датчика 1 угловой скорости поступает на вход фильтра 2 высокочастотных колебаний. Фильтр 2 подавляет низкочастотные (приблизительно до 0,1-1 Гц) составляющие сигнала и беспрепятственно пропускает высокочастотные составляющие на измеритель 3. Тем самым устраняется влияние на последующий измеритель 3 амплитуд медленно изменяющегося сигнала, пропорционального угловой скорости самолета от управления летчиком. Прошедший фильтр 2 высокочастотный сигнал пропорционален незатухающим короткопериодическим колебаниям угловой скорости самолета от турбулентных возмущений, малых отклонений рулей и упругих колебаний конструкции [10, с.19; 11, с.182] Измеритель 3 амплитуд этих колебаний совместно с компаратором 4 оценивают уровень амплитуд колебаний угловой скорости. При длительном пропадании сигнала, пропорционального высокочастотным колебаниям, или его недопустимо большом возрастании выходной сигнал измерителя 3 выходит за порог срабатывания компаратора 4 и последний выдает сигнал, указывающий на отказ ДУС. Возможная практическая реализация фильтра 2 высокочастотных колебаний угловой скорости показана на фиг. 2 и включает распространенную микросхему 140УД7. Реализация измерителя 3 амплитуд высокочастотных колебаний показана на фиг. 3. Компаратор 4 может строиться на микросхеме 521СА1 [12, с.174] Реализация всего устройства 5 возможна и программными средствами [13, с. 169] на БЦВМ. Предлагаемое устройство для полетного контроля ДУС имеет наибольшую достоверность обнаружения отказа

где Pл5 0,009495 вероятность ложных отказов заявляемого устройства контроля, обусловленная неисправностями его микросхемной реализации;
Pн5 0,023055 вероятность необнаруженного отказа ДУС из-за неисправностей в неконтролируемых элементах его конструкции [4, 5]
Наименьшее и наибольшее значения весового показателя качества (см. фиг. 6).

определены с учетом минимального (


Таким образом, эффективность обнаружения состояния "отказ" ДУС для предлагаемого устройства в 5 раз выше, а состояние "исправен" ДУС в 1,7 раза выше, чем в прототипе БДГ-25 (см. фиг. 4, 5). Весовой показатель в 2,14-21 раз меньше, чем в прототипе (фиг. 6). Габариты устройства минимальны и соизмеримы с размерами ДУС. Предлагаемое устройство контроля, обладая повышенной достоверностью обнаружения отказа и исправности, не требует установки на борт ЛА избыточного числа приборов. Его стоимость минимальна, а наибольшие перспективы применения связаны с созданием бортовых экспертных систем полетного контроля САУ ЛА. Источники информации
1. Михайлов О.И. Козлов И.М. Гергель Ф.С. Авиационные приборы. -М. Машиностроение, 1977, с. 102-105; 112-113. 2. Алтухов В.Ю. Стадник В.В. Гироскопические приборы, автоматические бортовые системы управления самолетов и их техническая эксплуатация: Учеб. пособие. М. Машиностроение, 1991, с.26, 42. 3. Разумный В. М. Толченов О.В. Оценка работоспособности устройств автоматики. -М. Энергия, 1977, с.77, 78. 4. Половко А.М. Основы теории надежности. -М. Наука, 1964, с.414. 5. Чембровский О.А. Топчеев Ю.И. Самойлович Г.В. Общие принципы проектирования систем управления. -М. Машиностроение, 1972, с.340-341. 6. Boudreau Jean A. Integrated flight control system design for CCV. AIAA Pap. 1976, N 941, 1-14. 7. Блок демпфирующих гироскопов БДГ-25 и БДГ-26. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 8. Статистическое моделирование динамических систем средствами АВТ. Под ред. И.М. Витенберга. -М. Машиностроение, 1976, с.156. 9. Автоматическая аппаратура контроля радиоэлектронного оборудования (вопросы проектирования). Под ред. Н.И. Пономарева. -М. Сов. радио, 1975, с. 151, 152. 10. Пашковский И.М. Особенности устойчивости и управляемости скоростного самолета. -М. Воениздат, 1961, с.19. 11. Боднер В. А. Системы управления летательными аппаратами. -М. Машиностроение, 1972, с.182. 12. Алексенко А.Г. Коломбет Е.А. Стародуб Г.И. Применение прецизионных аналоговых ИС. -М. Радио и связь, 1981, с.144. 13. Лебедев А.Н. Моделирование в научно-технических исследованиях. -М. Радио и связь, 1989, с.169. 14. Компоновка и конструкции микроэлектронной аппаратуры: Справ. пособие. /Под ред. Б.Ф. Высоцкого, В.Б. Пестрякова, О.А. Пятлина. -М. Радио и связь, 1982, с.16. 15. Аналоговые и цифровые интегральные микросхемы: Справ. пособие. /Под ред. С.В. Якубовского. -М. Радио и связь, 1984, с.44.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6