Амортизатор с регулируемым усилием сжатия
Использование: амортизатор с регулируемым усилием сжатия относиться к транспортному машиностроению, в частности к амортизирующим устройствам подвески, и может быть использован в передних и задних гидравлических и гидропневматических амортизаторах легковых автомобилей. Задача изобретения - повышение эффективности и надежности работы амортизатора при движении автомобиля по дорожным покрытиям с различной степенью волнистости. Сущность изобретения: амортизатор содержит гидроцилиндр, поршень с рабочим штоком, имеющим осевое отверстие, систему регулирования и резервуар. В сквозном осевом ступенчатом отверстии рабочего штока установлен с возможностью осевого перемещения относительно последнего дополнительный регулировочный шток. Нижняя часть указанного штока взаимодействует с поршнем, а верхняя - с резьбовой поверхностью отверстия рабочего штока. Между верхним торцем поршня с тарелкой перепускного клапана и нижним торцем рабочего штока установлена система регулирования жесткости, включающая в себя тарельчатую пружину, размещенную внутри конической пружины, длина которой в сжатом состоянии не превышает высоты сжатой тарельчатой пружины, а длина ее в свободном состоянии больше высоты свободной тарельчатой пружины не менее чем в 1,5 - 2 раза. 3 ил.
\ \2 Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к амортизирующим устройствам подвески, и может быть использовано в передних и задних гидравлических и пневмогидравлических амортизаторах легковых автомобилей.
Известны конструкции амортизаторов (а.с. 1437253, B 60 G 17/02, БИ 42, 1988), содержащих силовой гидроцилиндр, бесштоковая полость которого соединена с гидропневмоаккумулятором, дополнительный гидроцилиндр с двумя выходными штоками, один из которых связан с поршнем, ресивер с поршнем, двухлинейный двухпозиционный распределитель, сообщающий и разобщающий пневматическую полость гидропневмоаккумулятора. К основным недостаткам таких амортизаторов следует отнести: относительную сложность и громоздкость конструкции, что неизбежно снижает надежность устройства; невозможность применения устройства в серийных конструкциях амортизаторов; невозможность регулировки усилия сжатия в достаточно широком диапазоне. В качестве прототипа выбран гидропневматический амортизатор (а. с. 1421550, B 60 G 17/08, БИ 33, 1988 г), содержащий гидроцилиндр, гидрогазовый аккумулятор, соединенный с бесштоковой полостью гидроцилиндра через дроссельное отверстие, двухпозиционный золотник. Поршень выполнен полым и снабжен размещенным в его полости сильфоном, через отверстия в стенке поршня сообщаемым с бесштоковой полостью гидроцилиндра. В штоке выполнен канал для сообщения полости поршня с источником сжатого воздуха. Однако известное устройство в силу большой конструктивной сложности и габаритов, а также в связи с необходимостью наличия различных энергетических элементов (гидравлических, гидрогазовых, электромагнитных, включая сложную цепь управления - датчик ускорения, электрический ключ, реле времени, контактор) в реальных условиях эксплуатации приведет к многочисленным отказам и потере работоспособности амортизатора. По аналогичной причине оно не может быть встроено в серийные конструкции известных амортизаторов и не позволяет производить регулировку усилия сжатия в широком диапазоне. Задачей изобретения является повышение эффективности и надежности работы амортизатора при движении автомобиля по дорожным покрытиям с различной степенью волнистости. Технический результат достигается тем, что амортизатор содержит гидроцилиндр, размещенные внутри него поршень и рабочий шток, выполненный с осевым отверстием, систему регулирования, резервуар для рабочей жидкости, перепускной клапан, взаимодействующий с полостью поршня. Осевое отверстие штока выполнено сквозным и ступенчатым. Амортизатор снабжен регулировочным штоком, размещенным в указанном осевом отверстии рабочего штока с возможностью осевого перемещения и взаимодействия нижней своей частью с поршнем, а верхней с резьбовой поверхностью, выполненной на поверхности осевого отверстия рабочего штока. Амортизатор снабжен тарелкой, перекрывающей верхний торец поршня с перепускным клапаном. Система регулирования установлена между верхним торцом тарелки и нижним торцом рабочего штока и включает в себя тарельчатую пружину, размещенную внутри конической пружины, длина которой в сжатом состоянии не превышает высоты сжатой тарельчатой пружины, а длина ее в свободном состоянии больше высоты свободной тарельчатой пружины не менее, чем в 1,5 - 2 раза. На фиг. 1 показан амортизатор с регулируемым усилием сжатия на фиг. 2 и 3 - система регулирования его жесткости соответственно в положениях "жесткого хода" и "мягкого хода" поршня амортизатора. Предложенный амортизатор состоит из гидроцилиндра 1 и внешнего резервуара 2 для рабочей жидкости. В гидроцилиндре 1 размещается поршень 3 и тарелка 4, перекрывающая верхний торец поршня с перепускным клапаном и клапаном отдачи 5. В нижней части гидроцилиндра расположен корпус 6 с клапаном сжатия и впускным клапаном. В сквозном осевом отверстии рабочего штока 7 установлен регулировочный шток 8, нижняя часть которого взаимодействует с поршнем 3, а верхняя - с резьбовой поверхностью отверстия рабочего штока 7. Между тарелкой 4 перепускного клапана на верхнем торце поршня 3 и нижним торцом рабочего штока 7 установлена система регулирования жесткости, включающая в себя тарельчатую пружину 9, размещенную внутри конической пружины 10. Длина пружины 10 в сжатом состоянии Lсж не должна превышать высоты сжатой тарельчатой пружины 9 Hсж, т.е. Lсж

Формула изобретения
Амортизатор с регулируемым усилием сжатия, содержащий гидроцилиндр, размещенные внутри него поршень и рабочий шток, выполненный с осевым отверстием, систему регулирования, резервуар для рабочей жидкости, перепускной клапан, взаимодействующий с полостью поршня, отличающийся тем, что осевое отверстие штока выполнено сквозным и ступенчатым, амортизатор снабжен регулировочным штоком, размещенным в указанном осевом отверстии рабочего штока с возможностью осевого перемещения и взаимодействия нижней своей частью с поршнем, а верхней с резьбовой поверхностью, выполненной на поверхности осевого отверстия рабочего штока, и тарелкой, перекрывающей верхний торец поршня с перепускным клапаном, система регулирования установлена между верхним торцом тарелки и нижним торцом рабочего штока и включает в себя тарельчатую пружину, размещенную внутри конической пружины, длина которой в сжатом состоянии не превышает высоты сжатой тарельчатой пружины, а длина ее в свободном состоянии больше высоты свободной тарельчатой пружины не менее чем в 1,5 2,0 раза.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3