Тележка локомотива
Использование: в локомотивах. Сущность изобретения: тележка содержит раму, которая выполнена с центральной поперечной балкой, колесные пары, которые объединены попарно продольными балансирами, образуя подвижные балансирные модули со сферическими подшипниками на шейках осей, тяговые электродвигатели, опирающиеся на колесные пары через моторно-осевые подшипники качения и передающие вращающий момент посредством зубчатой передачи, шкворень, роликовые опоры с резиновыми амортизаторами для соединения рамы тележки с кузовом локомотива и следящую систему для автоматического управления движением тележки в рельсовой колее, которая выполнена с исполнительным гидроприводом, имеющим силовые цилиндры. Центральная поперечная балка рамы соединена шарнирно в продольной плоскости симметрии тележки с шапками ближайших к ней тяговых электродвигателей с помощью наклонных тяг, а один из концов продольных балансиров каждого двухосного модуля связан шарнирно через силовые цилиндры исполнительного гидропривода следящей системы с рамой тележки. 2 з.п.ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к конструкциям тележек локомотивов.
Известна тележка локомотива, содержащая раму с поперечными балками, колесные пары, закрепленные на раме, тяговые электродвигатели, расположенные вертикально над колесными парами и связанные с поперечными балками рамы горизонтальными тягами [1] Такое расположение двигателей позволяет существенно сократить колесную базу тележки, однако не обеспечивает радиальной установки колесных пар при движении в кривых участках пути, что вызывает повышенный износ гребней бандажей и рельсов. Известна тележка рельсового транспортного средства, содержащая раму, колесные пары, которые объединены попарно продольными балансирами, образуя подвижные балансирные модули со сферическими подшипниками на шейках осей, тяговые электродвигатели, опирающиеся на колесные пары через моторно-осевые подшипники качения и передающие вращающий момент посредством зубчатой передачи, шкворень и роликовые опоры с резиновыми амортизаторами для соединения рамы с кузовом локомотива [2] Балансирная система связей колесных пар с рамой тележки позволяет перераспределить горизонтальные силы, действующие от колесных пар на рельсы. Сила, действующая на рельс от первой по ходу колесной пары, уменьшается, а от второй колесной пары увеличивается. Недостатком конструкции этой тележки является то, что суммарное боковое воздействие на рельсы остается практически неизменным, в результате чего интенсивность износа гребней бандажей и бокового износа рельсов не уменьшается. Техническим результатом изобретения является снижение бокового воздействия гребней бандажей на рельсы по значению силы и времени их взаимодействия, а также обеспечение радиальной установки колесных пар при движении локомотива в кривых участках пути. Указанный технический результат достигается тем, что тележка локомотива, содержащая раму, колесные пары, которые объединены попарно продольными балансирами, образуя подвижные балансирные модули со сферическими подшипниками на шейках осей, тяговые электродвигатели, опирающиеся на колесные пары через моторно-осевые подшипники качения и передающие вращающий момент посредством зубчатой передачи, шкворень и роликовые опоры с резиновыми амортизаторами для соединения рамы с кузовом локомотива, снабжена следящей системой для автоматического управления движением тележки в рельсовой колее, включающей в себя исполнительный гидропривод с силовыми цилиндрами, упомянутая рама выполнена с центральной поперечной балкой, которая соединена шарнирно в продольной плоскости симметрии тележки с шапками ближайших к ней тяговых электродвигателей с помощью наклонных тяг, а один из концов продольных балансиров каждого упомянутого модуля шарнирно связан через соответствующий силовой цилиндр исполнительного гидропривода упомянутой следящей системы с рамой тележки. Кроме этого, следящая система для автоматического управления движением тележки в рельсовой колее состоит из измерительной системы, включающей в себя индукционные датчики, установленные на продольных балансирах при помощи кронштейнов, размещенных над головками рельсов, и исполнительного гидропривода с силовыми цилиндрами и золотниковыми распределителями, а штоковая и бесштоковая полости каждого силового цилиндра исполнительного гидропривода соединены дополнительной магистралью, на которой установлены электрогидравлический клапан и дроссель. На фиг. 1 изображена тележка локомотива, общий вид; на фиг.2 то же, вид сверху; на фиг.3 то же, вид справа; на фиг.4 схема датчика положения колесных пар тележки в рельсовой колее; на фиг.5 схема силового исполнительного гидропривода двухстороннего действия. Тележка локомотива со следящей системой автоматического управления в четырехосном исполнении (фиг.1 3) содержит раму 1 с тремя поперечными балками 2, в центре средней из которых вварен шкворень 3. Шкворень 3 входит в гнездо шарового шарнира, размещенного на кузове локомотива (на фиг.1 3 не показан). Для опоры кузова локомотива (на чертежах не показан) на раму 1 тележки последняя содержит четыре роликовых опоры 4 с возвращающим устройством в виде наклонных элементов и резиновыми амортизаторами 5. Шкворень 3 совместно с опорами 4 обеспечивает передачу силы тяги на кузов и возможность поворота и поперечного отклонения рамы 1 относительно кузова в горизонтальной плоскости с заданными характеристиками возвращающей силы и момента. Для передачи вертикальной нагрузки рама 1 (фиг.1) связана с колесными парами 6 через четыре комплекта пружин 7 типа "флексикойл", опирающихся на продольные балансиры 8, которые жестко посредством сферических подшипников (на фиг. 1 не показаны) связывают между собою в продольной плоскости шейки осей двух первых и двух вторых колесных пар 6, образуя в раме 1 тележки самостоятельные двухосные балансирные модули. Эти модули имеют возможность поворота и поперечного отклонения в горизонтальной плоскости относительно рамы 1 тележки. Сферические подшипники в продольных балансирах 8 позволяют колесным парам 6 модулей поворачиваться относительно друг друга в трех ортогональных плоскостях. Параллельно с комплектами пружин 7 установлены пневматические гасители колебаний 9. Тяговые электродвигатели 10 смонтированы вертикально над колесными парами 6 и опираются на них с помощью полых валов и мощных моторно-осевых сферических подшипников качения (на фиг.1 3 не показаны), образуя колесно-моторный блок. Вверху тяговые электродвигатели 10 соединены с поперечными балками 2 рамы 1 тележки горизонтальными реактивными тягами 11, которые с целью увеличения их длины немного смещены от продольной оси тележки, чтобы не мешать друг другу. В кожухе 12 колесно-моторного блока расположена одноступенчатая зубчатая передача с вертикальным расположением централи. Благодаря такому расположению тяговых электродвигателей 10 колесная база тележки получается наименьшей. На коллекторной стороне тяговых электродвигателей 10 смонтирован быстроходный колодочный тормоз, состоящий из тормозного шкива 13, напрессованного на хвостовик вала якоря, двух рычагов 14 с тормозными колодками 15 и гидроцилиндра 16. Дополнительно к быстроходным колодочным тормозам установлены односторонние колодочно-бандажные тормоза 17 также с гидроприводом. Для передачи силы тяги и торможения средняя (центральная) поперечная балка 2 рамы 1 тележки связана с двухосными балансирными модулями посредством центрально расположенных наклонных тяг 18 и 19, одна из которых в верхней части имеет вильчатую конструкцию, что позволяет увеличить их длину и уменьшить угол наклона их к горизонту. Вверху наклонные тяги 18 и 19 прикреплены шарнирно к центральной поперечной балке 2 рамы 1, а внизу соединены шарнирно с шапками 20 моторно-осевых подшипников качения тяговых электродвигателей 10 на средних осях колесных пар 6 тележки. Наклонные тяги 18 и 19 обеспечивают минимальное изменение осевых нагрузок колесных пар 6 при реализации сил тяги и торможения. Тележка локомотива оборудована следящей системой для автоматического управления (САУ) движением ее в прямых и кривых участках пути. САУ состоит из четырех основных блоков: измерительной системы, исполнительного гидропривода с золотниковым распределителем, насосной станции с электроприводом и ремиконта типа МикроДат. Измерительная система каждого двухосного балансирного модуля состоит из четырех индукционных датчиков 21 с дифференциальной схемой включения обмоток 22 (фиг.4), обеспечивающей малую чувствительность их к колебанию вертикального зазора 23 над рельсом 24 и высокую чувствительность при измерении зазора 25 между гребнем бандажа колесной пары 6 и головкой рельса 24. Датчики 21 укреплены к продольным балансирам 8 с помощью кронштейнов 26 (фиг.1). Сферические подшипники качения не позволяют продольным балансирам 8, а следовательно, и индукционным датчикам 21 смещаться в поперечном направлении относительно колесных пар 6 на величину более 0,6 мм. Благодаря этому погрешность измерения зазора 25 между гребнем бандажа колесной пары 6 и головкой рельса 24 не будет превышать значения
Формула изобретения
1. Тележка локомотива, содержащая раму, колесные пары, которые объединены попарно продольными балансирами, образуя подвижные балансирные модули со сферическими подшипниками на шейках осей, тяговые электродвигатели, опирающиеся на колесные пары через моторно-осевые подшипники качения и передающие вращающий момент посредством зубчатой передачи, шкворень и роликовые опоры с резиновыми амортизаторами для соединения рамы с кузовом локомотива, отличающаяся тем, что она снабжена следящей системой для автоматического управления движением тележки в рельсовой колее, включающей в себя исполнительный гидропривод с силовыми цилиндрами, упомянутая рама выполнена с центральной поперечной балкой, которая соединена шарнирно в продольной плоскости симметрии тележки с шапками ближайших к ней тяговых электродвигателей с помощью наклонных тяг, а один из концов продольных балансиров каждого упомянутого модуля шарнирно связан через соответствующий силовой цилиндр исполнительного гидропривода упомянутой следящей системы с рамой тележки. 2. Тележка по п.1, отличающаяся тем, что следящая система для автоматического управления движением тележки в рельсовой колее состоит из измерительной системы, включающей в себя индукционные датчики, установленные на продольных балансирах при помощи кронштейнов, размещенных над головками рельсов, и исполнительного гидропривода с силовыми цилиндрами и золотниковыми распределителями. 3. Тележка по п.2, отличающаяся тем, что штоковая и бесштоковая полости каждого силового цилиндра исполнительного гидропривода соединены дополнительной магистралью, на которой установлены электрогидравлический клапан и дроссель.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5