Тележка железнодорожного средства
Использование: в железнодорожных экипажах, имеющих двухосные тележки, а также многоосные тележки, составленные из двухосных. Сущность изобретения: тележка содержит колесные пары с шарнирными буксовыми связями, боковины, попарно объединяющие колесные пары, поперечину, шарнирно связанную с наклонной штангой или шкворнем для соединения с кузовом, и гасители продольных колебаний поперечины. Эти гасители одними концами шарнирно прикреплены к соответствующему концу поперечины, а вторые их концы выполнены с возможностью шарнирного прикрепления к кузову. Боковины шарнирно закреплены на поперечине с возможностью ограниченного поворота в горизонтальной плоскости относительно поперечины 5 з.п. ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции экипажей, имеющих двухосные тележки, а также многоосные тележки, составленные из двухосных.
Известна тележка, содержащая колесные пары, попарно соединенные боковинами и снабженные сферическими самоустанавливающимися буксовыми подшипниками, у которой угол в плане между осями колесных пар и продольными осями боковин может изменяться в процессе движения за счет самоустановки буксовых подшипников. (SU, авт. св. N 874430, кл. B 61 F 5/14, 1981). Такие тележки впоследствии, в процессе исследований и испытаний названы тележками с шарнирными буксовыми связями. При этом установлено преимущество двухосной тележки с шарнирными буксовыми связями, независимо от того, движется ли она автономно, или в экипаже. Уровень поперечных (боковых, направляющих, рамных) сил у нее ниже во всем диапазоне скоростей, чем у тележки с жесткими буксовыми связями, у которой угол в плане между осями колесных пар и продольными осями боковины рамы всегда остается прямым, благодаря наличию жесткой в плане рамы тележки. Вследствии упомянутого преимущества тележка с шарнирными буксовыми связями может быть выполнена более короткобазной, чем тележка с жесткими буксовыми связями при использовании их в одинаковом скоростном диапазоне. Недостатком известной тележки является то, что многоосный экипаж, составленный из двухосных тележек с шарнирными буксовыми связями, при движении в кривых участках пути, имеет относительно повышенный угол набегания колес на рельсы, так как оси его колесных пар практически не поворачиваются относительно друг друга в плане, что приводит к повышенным износам колес и рельсов и к повышенному ограничению скорости движения, особенно заметным при скоростном и высокоскоростном движении. Известна тележка железнодорожного транспортного средства, содержащая колесные пары с шарнирными буксовыми связями и боковины, попарно объединяющие колесные пары (SU, авт. св. N 1806963, кл. B 61 F 3/02, 1993). Недостатком этой тележки является то, что обеспечивается установка самой тележки лишь "близкая к радиальной", так как здесь средняя поперечная плоскость каждой двухосной тележки устанавливается в положение, отличное от радиального с отклонением около 30% от номинального радиального положения. В ряде случаев не обеспечивается также плавность вписывания при входе тележки в кривую. Отмеченные недостатки имеют место вследствие особенностей примененного механизма сопряжения боковин тележки с промежуточной рамой или с кузовом. Кроме того, недостатком обеих известных конструкций тележек, особенно при их использовании в скоростном и высокоскоростном движении является: применение в буксах только сферических подшипников качения, получающих повышенный износ в условиях повышенных скоростей движения; повышенная неподрессоренная масса в тележках, что ведет к увеличенным износам пути и элементов экипажа и к понижению допустимых скоростей движения. Техническим результатом изобретения является: повышение ходовых и тяговых качеств тележки с шарнирными буксовыми связями путем обеспечения плавного вписывания и радиальной установки ее в кривых участках железнодорожного пути в сочетании с устройством радиальной связи тележки с кузовом; уменьшение непосредственной массы тележки; установка в шарнирных буксовых связях подшипников качения с цилиндрическими или коническими роликами, наиболее работоспособных в условиях повышенных скоростей движения и технологичных в изготовлении; создание конструкции тележки, удобной для размещения моторно-редукционного блока тяговой передачи, с опорно-кузовным подвешиванием, наиболее совершенным с точки зрения уменьшения воздействия экипажа на путь и удобной для размещения дополнительных дисковых и магнитно-рельсовых тормозов и для применения известных устройств для радиальной установки каждой отдельной колесной пары. Этот технический результат достигается тем, что тележка железнодорожного транспортного средства, содержащая колесные пары с шарнирными буксовыми связями и боковины, попарно объединяющие колесные пары, снабжена поперечиной, шарнирно связанной с наклонной штангой или шкворнем для соединения с кузовом, и гасителями продольных колебаний поперечины, одни концы которых шарнирно прикреплены к соответствующему концу поперечины, а вторые концы выполнены с возможностью шарнирного прикрепления к кузову, причем боковины шарнирно закреплены на поперечине с возможностью ограниченного поворота в горизонтальной плоскости относительно поперечины. Кроме того, каждая шарнирная буксовая связь представляет собой отдельную буксу, прикрепленную к боковине с возможностью ограниченного поворота вокруг вертикальной оси и соединена с боковиной по меньшей мере одним поводком и упругими элементами, или каждая шарнирная буксовая связь представляет собой отдельную буксу и охватывающую буксу рамку, установленную на боковине при помощи шпинтонов с возможностью поворота вокруг вертикальной оси и подпружиненную в вертикальном направлении комплектом упругих опор, установленных с возможностью вращения вокруг упомянутой вертикальной оси, при этом тележка снабжена гасителями колебаний букс относительно боковин, причем каждый гаситель колебаний шарнирно прикреплен к соответствующей буксе и боковине и установлен с расположением его продольной оси под углом 0-60o к горизонту и под углом 0-45o в плане к продольной оси тележки, а также гасителями продольных колебаний поперечины относительно кузова и гасителями поперечных колебаний боковин относительно поперечины, шарнирно закрепленными на соответствующих боковине и конце поперечины, при этом один конец каждого гасителя продольных колебаний шарнирно закреплен на соответствующем конце поперечины, а второй его конец выполнен с возможностью шарнирного прикрепления к кузову, и по меньшей мере двумя горизонтальными поперечными штангами, соединенными с боковинами при помощи шарниров, каждый из которых расположен в продольно-вертикальной плоскости, проходящей через шарнир соединения боковины с поперечиной и расположен выше осей колесных пар. На фиг. 1 изображена двухосная тележка с шарнирными буксовыми связями, выполненными со сферическими буксовыми подшипниками; общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А фиг. 1; на фиг. 3 тележка с шарнирными буксовыми связями, выполненными в виде отдельных букс стандартной компоновки, общий вид; на фиг. 4 шарнирная буксовая связь в виде отдельной буксы, связанной с боковиной с помощью охватывающей буксу рамки; на фиг. 5 тележка с шарнирными буксовыми связями с показом расположения гасителей колебаний и моторно-редукторного блока в плане; на фиг. 6 тележка по фиг. 5, общий вид; на фиг. 7 тележка в плане, оснащенная поперечиной, имеющей на концах по два шарнира с креплением к ним двух гасителей колебаний и двумя горизонтальными штангами, скрепленными с боковинами с помощью шарниров. Тележка железнодорожного транспортного средства содержит (фиг. 1 и 2) колесные пары 1 с шарнирными буксовыми связями 2, состоящими из сферических самоустанавливающихся буксовых подшипников, объединенные попарно боковинами 3, поперечину 4, связанную наклонной штангой 5 или длинным шкворнем с кузовом 6 и оснащенную шарнирами 7 (для соединения поперечины со штангой 5 или шкворнем) и 8 (для соединения поперечины с боковинами 3) и имеющую на концах по шарниру с прикрепленными к нему гасителем 9 продольных колебаний поперечины 4 относительно кузова 6. При этом в шарнирах 8 выполнены упоры 10, ограничивающие поворот боковин 3 в плане лишь в пределах зазора

Формула изобретения
1. Тележка железнодорожного транспортного средства, содержащая колесные пары с шарнирными буксовыми связями и боковины, попарно объединяющие колесные пары, отличающаяся тем, что она снабжена поперечиной, шарнирно связанной с наклонной штангой или шкворнем для соединения с кузовом, и гасителями продольных колебаний поперечины, одни концы которых шарнирно прикреплены к соответствующему концу поперечины, а вторые концы выполнены с возможностью шарнирного прикрепления к кузову, причем боковины шарнирно закреплены на поперечине с возможностью ограниченного поворота в горизонтальной плоскости относительно поперечины. 2. Тележка по п.1, отличающаяся тем, что каждая шарнирная буксовая связь представляет собой отдельную буксу, прикрепленную к боковине с возможностью ограниченного поворота вокруг вертикальной оси, и соединена с боковиной по меньшей мере одним поводком и упругими элементами. 3. Тележка по п.1, отличающаяся тем, что каждая шарнирная буксовая связь представляет собой отдельную буксу и охватывающую буксу рамку, установленную на боковине при помощи шпинтонов с возможностью поворота вокруг вертикальной оси и подпружиненную в вертикальном направлении комплектом упругих опор, установленных с возможностью вращения вокруг упомянутой вертикальной оси. 4. Тележка по п.2 или 3, отличающаяся тем, что она снабжена гасителями колебаний букс относительно боковин, причем каждый гаситель колебаний шарнирно прикреплен к соответствующей буксе и боковине и установлен с расположением его продольной оси под углом 0 60o к горизонту и под углом 0 45o в плане к продольной оси тележки. 5. Тележка по по.1, отличающаяся тем, что она снабжена гасителями продольных колебаний поперечины относительно кузова и гасителями поперечины колебаний боковин относительно поперечины, шарнирно закрепленными на соответствующих боковине и конце поперечины, при этом один конец каждого гасителя продольных колебаний шарнирно закреплен на соответствующем конце поперечины, а второй его конец выполнен с возможностью шарнирного прикрепления к кузову. 6. Тележка по п.4 или 5, отличающаяся тем, что она снабжена по меньшей мере двумя горизонтальными поперечными штангами, соединенными с боковинами при помощи шарниров, каждый из которых расположен в продольно-вертикальной плоскости, проходящей через шарнир соединения боковины с поперечиной, и расположен выше осей колесных пар.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7