Летательный аппарат
Использование: изобретение относится к авиационной технике. Сущность изобретения: летательный аппарат содержит корпус и систему создания подъемной силы, включающую генератор газового потока. Система создания подъемной силы имеет множество элементов, выполненных в виде короба, соединенного с генератором газового потока и имеющего щелевое сопло, в котором расположена поворотная пластина. 2 с. и 3 з. п. ф-лы, 15 ил.
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к летательным аппаратам тяжелее воздуха.
Современные типы летательных аппаратов обладают известными недостатками. Так, самолет требует для своего старта и посадки значительной длины взлетной полосы, а высокая скорость при посадке делает ее небезопасной, в свою очередь взлет и посадка вертолета может производиться вертикальной, но требует больших энергозатрат. Известен самолет вертикального и укороченного взлета и посадки [1] имеющий фюзеляж с комплектом крыльев, смещенных относительно друг друга по длине и высоте фюзеляжа; вентиляторы в кольцевом обтекателе, которые расположены в одном из комплектов крыльев и снабженные регулируемым щелевым кожухом, посредством которого движение воздуха используется для управления самолетом в режиме зависания или при переходе между зависанием и горизонтальным полетом. Когда щелевое устройство закрыто, то крылья становятся аэродинамическими несущими поверхностями в горизонтальном полете. Однако указанный аппарат имеет такие недостатки, как мая грузоподъемность, низкий КПД, сложность управления и эксплуатации. Известен также летательный аппарат тяжелее воздуха, выбранный в качестве прототипа [2] содержащий генераторы газового потока, подающие его на аэродинамическую поверхность, создавая при этом подъемную силу. Подъем в высоту и горизонтальный полет осуществляются модулированием этого газового потока. Задачей изобретения является расширение возможностей управления подъемной силой летательного аппарата тяжелее воздуха с генераторами газового потока, подаваемого на аэродинамическую поверхность. Решение указанной задачи основано на изменении взаимной ориентации генерируемого газового потока и аэродинамической поверхности и обеспечивается тем, что в летательном аппарате система создания подъемной силы образована множеством элементов, каждый из которых выполнен в виде короба, соединенного с генератором газа и имеющего глухие нижнюю, переднюю и две боковые стенки и верхнюю стенку, состоящую из двух частей, горизонтальной и наклонной, на стыке которых выполнено щелевое сопло с поворотной пластиной. Последняя шарнирно закреплена на обрезе наклонной части верхней стенки короба. Каждый элемент создания подъемной силы соединен с генератором газового потока со стороны одной из боковых стенок, а внутри короба имеется сетка для выравнивания газового потока, расположенная на его пути к щелевому соплу. Смежные элементы создания подъемной силы установлены с образованием щелевых сопел между передней стенкой одного из них и наклонной частью верхней стенки другого элемента. Кроме того, каждый элемент создания подъемной силы может иметь наклонную часть верхней стенки, выполненной из нескольких уступов, между которыми образуются щелевые сопла с расположенными в них поворотными пластинами. В описании изобретения могут встречаться следующие сокращения: ЛА летательный аппарат, ССПС система создания подъемной силы, ЭПС элемент системы создания подъемной силы. На фиг. 1 показан ЛА в предстартовом положении (или после посадки), вид спереди; на фиг. 2 то же, вид сбоку; на фиг. 3 то же, вид сверху; на фиг. 4 то же, вид снизу; на фиг. 5 поперечное сечение ССПС; на фиг. 6 схема расположения воздуховодов ЭПС; на фиг. 7 соединение компрессора с воздуховодом; на фиг. 8 ЭПС; на фиг. 9 ЭПС с улучшенными обводами; на фиг. 10 положение ЭПС в режиме подлипания; на фиг. 11 положение ЭПС в рабочем режиме; на фиг. 12 схема расположения двигателей управления; на фиг. 13 - иллюстрация к определению подъемной силы; на фиг. 14 устройство с двухэтажным расположением ЭПС; на фиг. 15 устройство с трехэтажным расположением ЭПС. Предлагаемый летательный аппарат (фиг. 1-4) содержит корпус 1 с системой создания подъемной силы 2, посадочное устройство 3, маршевые двигатели 4 и 5, а также систему 6 и 7 двигателей управления (также фиг. 12). Система создания подъемной силы 2 содержит генератор воздуха высокой энергии, выполненный в виде компрессоров 8 и 9 (фиг. 4) и заборных устройств 10 и 11, а также 28 и 29 (фиг. 3). Кроме того, в состав системы 2 входят n последовательно размещенных элементов создания подъемной силы 12 (фиг. 5), соединенных с компрессорами 8 и 9 воздуховодами 13 и 14 (фиг. 6 и 7). Ребра 15 (фиг. 3) объединяют ЭПС 12 в единую конструкцию. Каждый элемент создания подъемной силы 12 (фиг. 8 и 9) содержит нижнюю горизонтально ориентированную стенку 16, боковые направляющие стенки 11, верхнюю стенку, состоящую из горизонтально ориентированной части 18, и второй, ориентированной под заданным углом, части 19. Боковые вертикальные стенки 20 и 21 замыкают пространство элемента создания подъемной силы, образуя короб 22. К одной из боковых стенок (20, фиг. 8) короба 22 подсоединен воздуховод 13. Во внутреннем объеме ЭПС располагается поворотная пластина 23 и уравнивающая поток сетка 24. Кромки стенок 18 и 19 образуют между собой щелевое отверстие 25, а поверхность поворотной пластины 23 образует с внутренней стороной стенки 18 щелевое сопло 26. Внешняя поверхность стенки 19 является аэродинамической поверхностью, на которой при определенных условиях создается подъемная сила. Эта же поверхность в совокупности с боковой стенкой 17 смежного ЭПС образует второе щелевое сопло. Перед стартом ЛА пластины 23 элементов создания подъемной силы 12 приводом поворота (не показан) устанавливаются в положение, при котором угол






















(











F


где

Fn подъемная сила единичного ЭПС. Выражение (6) показывает желательность для угла a значений, близких к нулю. Однако при малых a трудно создать профиль сопла 27, улавливающий большую часть потока, выходящего из щели 25. Одним из путей преодоления указанной трудности является создание ССС с многоэтажным расположением ЭПС (фиг. 15 и 16). Для силы F1, согласно экспериментальным данным, имеем

где

Lо длина щелевого отверстия 25, мм;
Vо скорость истечения газового потока из щелевого отверстия 25, м/с;


Величину F1 определим как
F1=







где


получим
Fn= (










Выбор основных параметров устройства системы подъемной силы (ССС). При заданном весе G полезной нагрузки аппарата расчет параметров ССС сводится к выбору оптимальных значений


где

N мощность бортовой установки генератора газа. Исходя из уравнения (10), имеем
(G + Gк) = (










где Gк вес конструкции и оборудования ЛА. Мощность бортовой энергоустановки генератора газа определяется как

где


Но
Gк= Gк(G,v0,

причем вид зависимости (16) не известен. В силу этого продуктивное использование уравнения (11) не представляется возможным. В более упрощенном виде имеет место
Gк



где


Вид зависимости (18) показывает, что при минимизации величины

из уравнения (13) следует, что малые значения параметра Vо (при неизменной величине левой части уравнения) вынуждают увеличивать величины параметров

можно ожидать, что при малых величинах Vо в выходе полета ЛА случайные возмущения внешних воздушных потоков (скорость которых соизмерима с величиной Vо) будут нарушать процесс поддержания разрежения на аэродинамических поверхностях УПС;
как показывают стендовые испытания, даже в отсутствие внешних факторов, при малых скоростях обдува аэродинамических поверхностей (Vо порядка нескольких метров в секунду) поддержание разрешения на аэродинамических поверхностях становится неустойчивым. Пусть для заданного веса полезной нагрузки G из конструктивных соображений принята величина S площади ССС. Тогда величина параметра Lо определится как

где



Литература:
1. Патент США N 4469294, кл. B 64 C 27/22, 1984. 2. Патент США N 4566699, кл. B 64 C 39/06, 1986 прототип.
Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15
Похожие патенты:
Самолет с выдвижными циклоидными движителями // 2090453
Изобретение относится к авиастроению и может быть использовано при создании новых типов летательных аппаратов или модернизации существующих
Изобретение относится к авиастроению и может быть использовано при создании новых типов летательных аппаратов
Летательный аппарат // 2089459
Изобретение относится к самолетостроению и может быть использовано для создания сверхзвуковых пассажирских самолетов
Самолет вертикального взлета и посадки // 2071212
Летательный аппарат и способ управления им // 2062246
Изобретение относится к конструкции беспилотных летательных аппаратов вертикального взлета и посадки
Летательный аппарат // 2061627
Изобретение относится к летательным аппаратам, обладающим одновременно свойствами вертолета и самолета
Авиационная система // 2049701
Изобретение относится к авиации, преимущественно к устройствам для обеспечения взлета беспилотных летательных аппаратов
Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при разработке личного воздушного транспортного средства, способного мобильно передвигаться по дорогам и водной поверхности
Изобретение относится к области воздуходувных и газодувных машин
Изобретение относится к тороидальному фюзеляжу беспилотного летательного аппарата, имеющему оптимизированную конструкцию
Изобретение относится к соосному подузлу трансмиссия/центральная втулка узла несущих винтов беспилотного воздушного летательного аппарата
Движитель транспортного средства // 2108939
Изобретение относится к движителям транспортных средств, не взаимодействующим с опорной поверхностью, использующим аэродинамические свойства вращающегося воздушного винта несущего крыла самолета, центробежные силы вращающегося воздушного потока, а также перепад атмосферного давления спереди и сзади у средства, имеющего воздушный винт
Силовая установка для самолета кввп // 2108941
Изобретение относится к области двигательных систем, и в частности, к двигательным системам коротко и вертикально взлетающих и приземляющих самолетов типа КВВП
Многоцелевой самолет-амфибия // 2116225
Изобретение относится к морскому авиастроению и касается конструирования спасательных многоцелевых самолетов-амфибий
Изобретение относится к воздухоплаванию и касается способа создания подъемной силы для летательных аппаратов, обеспечивающего снижение силы сопротивления
Аэродинамический движитель // 2118600
Изобретение относится к устройствам для создания аэродинамической подъемной силы
Самолет // 2120394
Изобретение относится к авиации и может использоваться при создании самолетов с улучшенными характеристиками