Добавка к смазочным материалам
C10M133/06 - имеющие аминогруппы, связанные с ациклическими или циклоалифатическими атомами углерода
Предлагается добавка к смазочным материалам, содержащая минеральное масло, порошкообразный металлический наполнитель, стабилизатор и дополнительно фторсодержащее вещество общей формулы RfCOCH2COOC2H5, где Rf - алкил C8F17 или C3F7O[CF(CF3)CF2O] 1-3CF(CF3)-. Добавка фторсодержащего вещества ведет к снижению коэффициента трения на 20% и повышению нагрузки сваривания в 1,5 раза. 1 табл.
Изобретение относится к смазочным материалам, которые используются в двигателях внутреннего сгорания и трансмиссиях.
Известны металлоплакирующие присадки к смазочным материалам, улучшающие противозадирные и противоизносные свойства масел, повышающие компрессию в цилиндрах двигателя и моторесурс двигателя в целом [1, 2, 3, 4] Общим недостатком указанных присадок является то, что они практически не снижают коэффициента трения, характерного для базового масла. Известен ряд энергосберегающих присадок к маслам, включающих фторсодержащие поверхностно-активные вещества /ФПАВ/, значительно снижающие коэффициент трения и, вследствие этого, потери энергии на внутреннее трение механизма [5, 6, 7] Недостатком этих присадок является их плохая совместимость с минеральными маслами. Из-за нерастворимости ФПАВ в минеральных маслах, а также вследствие более высокой плотности, ФПАВ выпадают на дно картера механизма, и вовлечение их в масляной поток требует специальных приемов. Известна противоизносная присадка к смазочным маслам, включающая амиды или эфиры перфторполиоксаалкиленсульфо- или перфторполиоксаалкиленовых кислот и многоатомный спирт или его эфир [8] Присадка удовлетворительно совмещается с минеральными маслами, однако как необходимый компонент она содержит многоатомные спирты, которые, как известно [9] обладают низкой стабильностью к окислению. При температурах выше 150oC происходит деполимеризация полиалкиленгликолей с образованием альдегидов, причем следы щелочных или щелочноземельных элементов, всегда присутствующие в моторных маслах, усиливают разложение. Кроме этого, указанные выше спирты обладают гигроскопичностью, могут втягивать воду в масло, которая может активизировать коррозионный процесс. Наиболее близкой по составу, свойствам и применению является смазочная композиция, включающая минеральное масло, порошкообразный металлический наполнитель и стабилизатор. В качестве порошкообразного металлического наполнителя композиция содержит 0,5 1,0 мас.ч. никеля или сплава никеля с медью и фосфором, включающего 70,00 -94,96 мас. никеля, 5,00 29,80 мас. меди и 0,04 0,2 мас. фосфора; в качестве стабилизатора 0,04 0,2 мас.ч. соединения формулы RCONHCH2CH2NHCH2CH2COOH

Фторсодержащее соединение формулы 1-а или 1-в 0,02-0,4
Минеральное масло 10
Нижним пределом содержания фторсодержащего соединения принято 0,02 мас. ч. При более низком содержании фторсодержащего соединения снижение коэффициента трения не превышает 5% что находится в пределах ошибки эксперимента. Верхним пределом содержания фторсодержащего соединения принято 0,4 мас. ч. При более высоком его содержании композиция теряет стабильность и часть фторсодержащего соединения выпадает из раствора. Добавку к смазочным материалам готовят следующим образом. В емкость загружают необходимое количество базового минерального масла, добавляют стабилизатор и смесь обрабатывают ультразвуком до получения прозрачного раствора. К полученному раствору добавляют необходимое количество порошкообразного металлического наполнителя и фторсодержащее соединение и смесь перемешивают ультразвуком в течение 2,5 -3 мин, следя за тем, чтобы температура смеси не превысила 130oC. Получают стабильную во времени композицию, которую используют для модификации моторных или трансмиссионных масел. Полученную добавку вносят в такое количество базового масла, чтобы концентрация фторсодержащего соединения составила не менее 0,05% Характеристики полученного модифицированного масла коэффициент трения, нагрузку задира испытывают на машине трения CMT-1. Пример 1. В стеклянный стакан помещают 50,0 г индустриального масла И 20А, добавляют 1,0 г стабилизатора и смесь обрабатывают ультразвуком до получения прозрачного раствора. К раствору добавляют 5,0 г порошка сплава никель-медь-фосфор /никеля 70,00% меди 29,96% фосфора 0,04%/, 2,0 г фторсодержащего соединения C8F17COCH2COOC2H5 и смесь обрабатывают ультразвуком в течение 3 мин, не допуская разогрева смеси выше 130oC. Полученную добавку разбавляют маслом И 20А /5:1 по объему/ и определяют коэффициент трения и нагрузку задира на машине трения CMT-1. Определение коэффициента трения и нагрузки задира проводят на образцах стали 20ХН3А по схеме вал-втулка. Зазор в паре составляет 0,35 мм, 400 об/мин, 70oC. Коэффициент трения 0,1350
Нагрузка задира 196 кг
Данные для присадок другого состава приведены в таблице.
Формула изобретения
RCONHCH2CH2NHCOR,
где R С10-С13-алкил,
и дополнительно содержит фторсодержащее вещество формулы
RfCOCH2COOC2H5,
где Rf С8F17-алкил или C3F7O[CF (CF3)CF2O]1-3CF(CF3),
при следующем соотношении компонентов, мас.ч. Порошкообразный металлический наполнитель 0,5 1,0
Стабилизатор 0,04 0,2
Фторсодержащее вещество 0,02 0,4
Минеральное масло 10ф
РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Тормозная жидкость и способ ее получения // 2087528
Изобретение относится к области тормозных жидкостей (ТЖ), отвечающих современным требованиям и используемых в гидроприводах тормозных систем и сцеплений легковых и грузовых автомобилей
Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям для механической обработки металлов и может быть использовано на машиностроительных предприятиях различных отраслей народного хозяйства
Состав для обработки твердой поверхности // 2086612
Изобретение относится к органической химии, а именно к составам, применяемым для обработки твердых поверхностей для снижения их поверхностной энергии, что позволяет регулировать такие свойства поверхности, как износостойкость, адгезия, гидрофобность
Пластичная смазка // 2086611
Смазочное масло для газовых турбин // 2086609
Гидравлическое масло // 2086607
Изобретение относится к нефтехимии, в частности к смазочным материалам, и может быть использовано в качестве рабочей жидкости в узлах гидродинамических передач тепловозов
Антифрикционная присадка к смазочным маслам // 2085574
Присадка к смазочным маслам // 2084496
Изобретение относится к составам смазочных материалов и использованию веществ в качестве компонентов смазочных композиций и предназначено для улучшения антифрикционных и противоизносных свойств масел для двигателей внутреннего сгорания
Гидравлическая жидкость // 2083646
Изобретение относится к области химической технологии, в частности к негорючим гидравлическим жидкостям, используемым в качестве рабочей жидкости в гидравлических системах машин литья металлов под давлением
Изобретение относится к смазочным маслам, в частности к способам получения водоэмульсионных смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ), и может быть использовано в процессах волочения, штамповки, калибровки, прокатки углеродистых, нержавеющих, жаростойких и жаропрочных сталей, а также цветных металлов
Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям для литья под давлением цветных сплавов, преимущественно при производстве отливок из цинковых и алюминиевых сплавов
Смазочная композиция // 2078125
Изобретение относится к области химии полимеров, в частности к разработке смазочной композиции
Пластичная смазка // 2065483
Изобретение относится к составам пластичных смазок, реализующие эффект избирательного переноса, и может найти применение в подшипниковых опорах совмещенных и с встроенными подшипниками и других узлах трения с одноразовой заправкой смазки, работающих при повышенных скоростях (dn < 2105 мм мин-1), подверженных конструктивно неустранимому постоянному действию вибраций и интенсивному износу
Изобретение относится к составу смазочной композиции для осевых шарниров (ОШ) винтов вертолетов
Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям, используемым в машиностроении при механической обработке металлов
Пластичная смазка // 2048507
Смазка // 2048506
Смазочная композиция // 2078124
Изобретение относится к области химии полимеров, в частности к разработке смазочной композиции