Пластичная смазка
C10M133/06 - имеющие аминогруппы, связанные с ациклическими или циклоалифатическими атомами углерода
Сущность: смазка содержит в %: литиевое мыло стеариновой кислоты 2-6, модифицированный диметилдихлорсиланом аэросил 6-12, фенил-
-нафтиламин 0,3-0,6; кислоту антраниловую 0,05-0,2; порошок меди 0,5-5, олеат меди 0,1-1; нафтенат меди 0,2-1 и минеральное масло остальное. 2 табл.
Изобретение относится к составам пластичных смазок, реализующие эффект избирательного переноса, и может найти применение в подшипниковых опорах совмещенных и с встроенными подшипниками и других узлах трения с одноразовой заправкой смазки, работающих при повышенных скоростях (d
n < 2
105 мм мин-1), подверженных конструктивно неустранимому постоянному действию вибраций и интенсивному износу.
-нафталамин 0,3-1,0 Медный порошок 9-11 Минеральное мыло до 100 Недостатками указанной смазки являются низкие прочностные свойства и коллоидная стабильность, использование крупных фракций наполнителя (<50 мкм), научно необоснованное количественное содержание наполнителя, что не позволяет эффективно использовать ее в подшипниках разного конструктивного исполнения, в скоростных и малогабаритных подшипниковых опорах, совмещенных с встроенными подшипниками. Задачей изобретения является уменьшение и стабилизация момента трения, повышение коллоидной стабильности, улучшение смазывающих свойств, увеличение срока службы смазки и подшипниковых узлов с одноразовой заправкой. Решение поставленной задачи достигается тем, что пластичная смазка, содержащая минеральное масло, литиевое мыло стеариновой кислоты, фенил-b-нафталамин и порошок меди, дополнительно содержит модифицированный диметилдихлорсиланом аэросил, кислоту антраниловую, олеат меди и нафтенат меди при следующем соотношении компонентов в мас. Литиевое мыло стеариновой кислоты 2-6 Модифицированный диметил-дихлорсиланом аэросил 6-12Фенил-b-нафтиламин 0,3-0,6
Кислота антраниловая 0,05-0,2
Порошок меди 0,5-5,0
Нафтенат меди 0,2-1,0
Минеральное масло остальное
Модифицированный диметилдихлорсиланом аэросил снижает пусковой момент трения, стабилизирует его значение, уменьшает износ и повышает температурные характеристики смазки. Антраниловая кислота комплексообразователь для металлов, в т.ч. меди, способствует образованию растворимых соединений и, тем самым, способствует переносу меди к поверхности трения. К тому же, при нагреве происходит распад антраниловой кислоты с образованием анилина, которые связывают воду в гидроксиды, а кислоты в соли замещенного аммония. Олеат меди маслорастворимая поверхностно-активная пластифицирующая добавка, способствует диспергированию металла и образованию заряженных мицелл. Нафтенат меди обеспечивает защиту от коррозии. Дисперсный (размер частиц менее 1,0 мкм) медный порошок имеет от сферической до овальной форму с образованием цепочек. Поверхность частиц губчатая с наличием пор и складок. Удельная поверхность медного порошка более 5 м2/г, что в 100-150 раз больше ранее используемого порошка. Эти свойства порошка способствуют удержанию и подаче дисперсной среды и функциональных присадок смазки совместно с медным порошком в зону трения, что ускоряет процесс избирательного переноса. Кроме перечисленного положительного действия отдельных добавок на функциональные свойства пластичной смазки, при совместном их использовании, они проявляют синергетическое действие, что способствует улучшению качества поверхностей трения, сокращает время формирования антифрикционной защитной медной пленки. Смазку получают следующим образом:
В варочный аппарат, снабженный нижним и боковым обогревом, загружают 500 г минерального масла с кинематической вязкостью при 50.211 мм2/с и 150.160 мм2/c (1: 1), 50 г стеариновой кислоты кислотное число 185-200 мг, число омыления 195.205 мг КОН/г, иодное число 5-8 иода (100 г). При непрерывном перемешивании смесь подогревается до температуры расплавления стеариновой кислоты (85. 90oС) и подают 8 г гидрата окиси лития в виде 10% водного раствора. Омыление проводят при температуре 95.102oС и добавляют 263 г смеси масел и, в целях формирования структурного каркаса смазки, выдерживают в течение 0,5 ч; затем температуру повышают до 200.105oС до полного расплавления мыльно-масляной смеси с последующим охлаждением до 90.100oС. При температуре смеси 150oС вводят 5 г фенил-b-нафтиламина и 1 г антрониловой кислоты, а при 90.100oC в смазку вводят 90 г аэросила, модифицированного диметилдихлорсиланом. После интенсивного перемешивания смазку охлаждают до температуры 25. 30oС. В композицию добавляют 8 г нафтената и 3 г олеата меди, растворенных в масле И-20-А (1: 1), и дисперсный порошок меди, форма частиц которого от сферической до овальной с образованием цепочек и с размером частиц до 1,0 мкм. Количество медного порошка определяется в зависимости от условий эксплуатации, нагрузки и шероховатости поверхностей трения по формуле:
,где: К коэффициент перекрытия частиц порошка при образовании металлического слоя на поверхностях трения;
h0 толщина металлического слоя на поверхностях трения, необходимая для реализации избирательного переноса;
высота микронеровностей профиля поверхностей трения;
величина деформации микронеровностей профиля поверхностей трения от их силового контактного взаимодействия;
н,
см плотность соответственно металла наполнителя и смазочного материала. Технология проста и не требует сложной химической аппаратуры. Получены следующие образцы (табл.1) пластичной смазки с добавкой дисперсного порошка (ДП) в мас. Как видно, благодаря функциональным добавкам и замене порошка меди по дисперсности и структуре значительно улучшаются температурные свойства смазки температура каплепадения выше на 12.22oС. Отмечено, что смазка не теряет работоспособность при температуре 250oС, повышаются противоизносные свойства, коллоидная стабильность, снижается пусковой момент и момент трения в процессе эксплуатации, резко сокращается колебание момента трения (табл. 2). Полученные образцы пластической смазки характеризуются следующими показателями. При этом установлено, что срок службы до замены предлагаемой пластичной смазки увеличивается в 2 и более раз в сравнении со смазками Литол-24, ЦИАТИМ-201 и др. с солидолом и смазками 1-13 и Коноталин в 5-10 раз.
Формула изобретения
-нафтиламин и порошок меди, отличающаяся тем, что смазка дополнительно содержит модифицированный диметилдихлорсиланом аэросил, кислоту антраниловую, олеат меди и нафтенат меди при следующем соотношении компонентов, мас. Литиевое мыло стеариновой кислоты 2-6Модифицированный диметилдихлорсиланом аэросил 6-12
Фенил-
-нафтиламин 0,3-0,6Кислота антраниловая 0,05-0,2
Порошок меди 0,5-5,0
Олеат меди 0,1-1,0
Нефтенат меди 0,2-1,0
Минеральное масло Остальное
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2
Похожие патенты:
Изобретение относится к области машиностроения и химии, конкретно к металлообработке и эксплуатации машин и механизмов, в том числе двигателей внутреннего сгорания
Смазочная металлоплакирующая композиция // 2064970
Моторное масло // 2064969
Изобретение относится к составу моторного масла, предназначенного для использования в промышленных высокофорсированных дизельных двигателях
Смазочная композиция // 2064008
Изобретение относится к смазочным материалам, а именно к пластичным смазкам, и может применяться для повышения износостойкости пар трения в узлах механизмов и машин
Металлоплакирующий смазочный состав // 2063417
Изобретение относится к технологии получения смазочных материалов, в частности к металлоплакирующим смазочным составам на основе масел, которые используются в узлах трения различных машин и механизмов
Изобретение относится к смазкам для холодной обработки металлов давлением, в частности для волочения труб из алюминия и его сплавов
Изобретение относится к смазкам для холодной обработки металлов давлением, в частности для волочения труб из алюминия и его сплавов
Изобретение относится к смазочным составам, в частности касается антифрикционной композиции к смазочным материалам, и может быть использовано в различных отраслях промышленности, для обработки контактирующих поверхностей различных машин и механизмов, например узлов трения транспортных машин
Пластичная смазка // 2054462
Изобретение относится к приборной технике, в частности к составу пластичной смазки, предназначенной для использования в приборных подшипниках качения
Изобретение относится к разработке композиций дизельных масел на минеральной основе, применяемых в многоцилиндровых высокооборотных судовых дизелях облегченной конструкции, которые могут работать на топливах с содержанием серы до 0,5 мас
Рабочая жидкость // 2009185
Изобретение относится к созданию взpывопожаробезопасной рабочей жидкости, предназначенной для использования в гидравлических системах самолетов
Смазочная композиция // 1840695
Изобретение относится к смазочному составу на основе синтетического масла с улучшенной термоокислительной стабильностью
"смазка для опор буровых долот "дба-7" // 1834901
Металлоплакирующая смазка // 1643593
Металлоплакирующая смазка // 1622382
Пластичная смазка // 1576545
Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к пластичным смазкам, которые могут быть использованы в различных узлах трения механизмов, машин и приборов
Пластичная смазка // 1549989
Изобретение относится к пластичной смазке, использующейся в различных узлах трения
Изобретение относится к составам антиокислительных присадок для синтетических смазочных масел и может найти применение при получении масел для газотурбинных двигателей и редукторов
Изобретение относится к составу смазочной композиции для осевых шарниров (ОШ) винтов вертолетов


















