Способ коррекции инерциальной навигационной системы космического аппарата при движении вне атмосферы
Использование: изобретение позволяет произвести коррекцию параметров ориентации инерциальной навигационной системы (ИНС). Сущность изобретения: способ заключается в измерении линейных относительных параметров по крайней мере одного навигационного спутника, движущегося по известной орбитальной траектории, формировании по полученным данным вектора корректирующих параметров, повторении указанных операций в последовательные моменты времени в течение заданного интервала коррекции и проведении коррекции ИНС с помощью сформированных корректирующих параметров, при этом на время проведения коррекции создают кажущееся ускорение космического аппарата в заданном фиксированном направлении инерциального пространства, в каждый момент ТК измеряют созданное кажущееся ускорение, запоминают его, информируют расширенный вектор корректирующих параметров, с учетом ускорений, измеренных в момент ТК-1 и ТК. 2 ил.
Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано при проектировании и разработке инерциальных навигационных систем (ИНС) космических аппаратов (КА).
Известен способ коррекции ИНС, основанный на измерении угловых относительных параметров двух звезд с помощью оптических визирных устройств - телескопов (1). Способ включает следующие операции, осуществляемые в течение заданного интервала коррекции: вычисление векторов направлений на две звезды в приборной системе координат с помощью информации ИНС и информации о расположении звезд на небесной сфере; измерение векторов направлений на две звезды в осях приборной системы координат с помощью оптических телескопов; вычисление корректирующих параметров ИНС путем обработки вычисленных и измеренных значений векторов направлений на две заданные звезды; осуществление коррекции ИНС. Данный способ осуществляет коррекцию только параметров ориентации инерциальной системы-ориентации приборной системы координат и не затрагивает параметров положения и линейной скорости космического аппарата. Известен также способ коррекции ИНС космического аппарата при движении вне атмосферы, взятый в качестве прототипа, основанный на измерении линейных относительных параметров (дальность, скорость изменения дальности) по крайней мере одного навигационного спутника, движущегося по известной орбитальной траектории (2). Этот способ включает следующие операции: измерение линейных относительных параметров по крайней мере одного навигационного спутника, формирование по полученным данным вектора корректирующих параметров, повторение указанных операций в последовательные моменты времени Tk в течение заданного интервала коррекции и осуществление коррекции ИНС с помощью сформированных корректирующих параметров. Первые три операции способа-прототипа реализуют рекуррентное оценивание ошибок ИНС по дополнительной информации в течение временного интервала интервала коррекции, достаточного для сходимости оценок ошибок корректирующих параметров к установившимся значениям. В четвертой операции полученные оценки используются для коррекции параметров инерциальной системы, осуществляемой в конце интервала коррекции. Способ позволяет осуществить коррекцию навигационных параметров, определяющих положение и скорость космического аппарата. Однако параметры ориентации инерциальной системы в числе корректируемых параметров отсутствуют. Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является обеспечение возможности коррекции параметров ориентации ИНС при полете космического аппарата вне атмосферы. Поставленная техническая задача решается тем, что в известном способе, заключающемся в измерении линейных относительных параметров по крайней мере одного навигационного спутника, формировании по полученным данным вектора корректирующих параметров, повторении указанных операций в последовательные моменты времени Tk в течение заданного интервала коррекции и проведении коррекции ИНС с помощью сформированных корректирующих параметров, согласно изобретению на время проведения коррекции создают кажущееся ускорение космического аппарата в заданном фиксированном направлении инерциального пространства, а каждый момент Tk измеряют созданное кажущееся ускорение, запоминание его и формируют расширенный вектор корректирующих параметров с учетом ускорений, измеренных в моменты Tk-1 и Tk. Возможность решения поставленной задачи определяет тот факт, что измеренное кажущееся ускорение W содержит аддитивную ошибку W, непосредственно зависящую от погрешности ориентации приборной системы координат вектора малого поворота





где P априорно известная корреляционная матрица ошибок измерений,
H матрица измерений, формируемая по текущей навигационной информации;
запоминается значение, измеренного вектора кажущегося ускорения;
в момент Tn, соответствующий окончанию интервала коррекции, формируются уточненные значения корректируемых параметров векторов положения, скорости аппарата Ro, Vo и матрицы ориентации приборной системы координат Aиoнс по формулам

где матрица B имеет вид

где

величины


U вектор измеренных линейных относительных параметров, W, R, V, Aинс векторы кажущегося ускорения, положения, скорости аппарата и матрица ориентации приборной системы координат. В последний момент коррекции Tn с выхода блока 3 на вход ИНС поступают параметры Ro, Vo для использования в качестве начальных на момент Tn значений корректируемых параметров ИНС параметров навигационного алгоритма и матрица Aиoнс, определяющая уточненную ориентацию приборной системы координат. Возможность осуществления предлагаемого способа подтверждена путем математического моделирования на вычислительной машине процессов коррекции ИНС КА в космосе. На фиг.2 в качестве иллюстрации для случая торможения КА на орбите с ускорением W 1.5 м/с/с представлен график изменения предельных разностей вычисленных и фактических значений вертикальной компоненты вектора малого поворота гироплатформы. В расчетном случае направление движения совпадало с вектором тяги двигательной установки КА, начальная предельная ошибка ( (3


Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2