Способ дагиса восстановления изношенных шеек валов
Использование: в ремонтном производстве при восстановлении изношенных шеек валов, преимущественно коренных и шатунных шеек коленчатых валов, имеющих перекрытие коренных и шатунных шеек. Сущность изобретения: производят неполную обработку изношенных шеек по исходной ширине с образованием дополнительных галтельных переходов, установку и закрепление на обработанных шейках ремонтных деталей, компенсирующих износ, и механическую обработку на заданные размеры. Для определения оптимального расстояния от торцовой поверхности шейки до начала дополнительной галтели применяют графический или графо-аналитический способы. За оптимальную величину выбирают ту, которую определяют из условия обеспечения равенства минимальных сечений коленчатого вала по плоскостям, проходящим через линии, являющиеся кратчайшими расстояниями, соответственно, между исходными галтелями шатунных и коренных шеек вала и дополнительными галтелями упомянутых шеек. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к способам восстановления изношенных шеек валов различного назначения, включающим установку и закрепление на изношенных и поврежденных шейках дополнительных технологических (ремонтных) деталей, например, тонкостенных составных технологических деталей, выполненных в виде полуколец.
В частности, изобретение предназначено для восстановления работоспособности изношенных шеек, например, коленчатых валов автотракторных двигателей, компрессоров, вакуумных насосов и других поршневых машин на ремонтных предприятиях, путем установки и закрепления на шейках технологических (ремонтных) полуколец. Известен способ-аналог восстановления шеек валов, включающий установку и закрепление технологических деталей на шейках [1] Согласно способу-аналогу [1] шейки изношенных чугунных коленчатых валов шлифуют на всю их исходную ширину, устанавливают и закрепляют на них тонкостенные закаленные технологические полукольца, изготовленные из листовой стали. Толщина технологических деталей, например, на коренных шейках после их обработки на номинальные размеры составляет 2,8% от номинального размера. В стыках технологические полукольца крепят друг с другом и присоединяют к шейкам электросваркой. Известен способ-аналог восстановления шеек коленчатых валов, при котором работоспособность изношенных шеек восстанавливают закреплением на шейках составных технологических (ремонтных) деталей [2] По способу-аналогу [2] изношенные шейки коленчатых валов обрабатывают под технологические детали на всю их исходную ширину. На обработанную шейку устанавливают и закрепляют две технологические детали (полукольца), одно из которых толще другого. В стыках создают зазор и изготавливают фаски. Технологические полукольца поджимают к шейкам и в стыках их сваривают между собой. Толщина технологического полукольца составляет 10,6% от номинального диаметра шейки. Основными недостатками способов-аналогов является обработка изношенных восстанавливаемых шеек на всю их исходную ширину (длину). Обработка коренных и шатунных шеек коленчатых валов на всю их исходную ширину под технологические (ремонтные) детали сопровождается существенным уменьшением наименьшего сечения коленчатого вала в плоскости, проходящей через линию, представляющую кратчайшее расстояние между галтелями шатунных и коренных шеек после их обработки под технологические детали по сравнению с сечением по плоскости, проходящей через линию, представляющую кратчайшее расстояние между исходными галтелями шатунных и коренных шеек коленчатых валов. В результате уменьшается циклическая прочность галтельных переходов надежности восстановленных валов и увеличивается частота поломок в плоскости, проходящей по кратчайшей линии между галтелями шатунных и коренных шеек. Известен способ восстановления шеек валов, преимущественно, коренных и шатунных шеек коленчатых валов, имеющих перекрытие коренных и шатунных шеек, включающий неполную обработку изношенных шеек по исходной ширине с образованием дополнительных галтельных переходов, установку и закрепление на обработанных шейках ремонтных деталей, компенсирующих износ, и механическую обработку на заданные размеры [3] В способе [3] отсутствуют какие-либо рекомендации и обоснование рационального расстояния от торцовой поверхности шейки до начала дополнительной галтели. В результате при обработке изношенных шеек с образованием двойных галтелей под технологические (ремонтные) детали допускаются ошибки, что снижает эффективность и технологичность способа восстановления коленчатых валов путем установки и закрепления на изношенных шейках технологических (ремонтных) деталей. В способе [3] не регламентирована зона (пределы участка) выбора рационального расположения начала дополнительной галтели от торцовой поверхности. Целью изобретения является повышение надежности и циклической прочности галтельных переходов и валов за счет выбора рационального расстояния от торцовой поверхности до начала дополнительной галтели при восстановлении работоспособности шеек валов. Технический результат достигается тем, что в способе восстановления изношенных шеек коленчатых валов, включающем неполную обработку изношенных шеек по исходной ширине с образованием дополнительных галтельных переходов, установку и закрепление на обработанных шейках технологических (ремонтных) деталей, компенсирующих износ и механическую обработку на заданные размеры, изношенные шейки обрабатывают по ширине перед установкой ремонтных деталей для шеек с двумя галтелями на величину, определяемую из следующих соотношений: Aц=Ан-2а; a=f

Aц ширина цилиндрической части шейки при обработке ее на всю ширину;

R1 исходный радиус галтели;
R2 радиус дополнительной галтели;
T торцовая поверхность шейки;
a расстояние между торцовой поверхностью шейки и началом дополнительной галтели;
d2 внутренний диаметр технологического (ремонтного) полукольца в свободном состоянии;
h зазор в стыке составных технологических (ремонтных) деталей (полуколец);

b угол разгружающей галтели приблизительно 8-150o;
l ширина основной фаски;
K ширина дополнительной, разгружающей фаски;
a' общая ширина фасок на внутренней поверхности технологических (ремонтных) деталей;
Aок ширина внутренней опорной поверхности технологической (ремонтной) детали;

Aнк ширина наружной поверхности технологической (ремонтной) детали;

S1 и S2 зазоры между торцами шеек и торцами технологических (ремонтных) деталей с противоположных сторон;


3 коренная шейка коленчатого вала;
4 щека кривошипа;
5 шатунная шейка коленчатого вала;
A и A' точки, характеризующие линию кратчайшего расстояния между исходными галтелями смежных коренных и шатунных шеек;
B и B' точки, характеризующие линию кратчайшего расстояния между галтелями коренных и шатунных шеек при обработке их на всю исходную ширину;
C и C' точки, характеризующие линию кратчайшего расстояния между дополнительными галтелями смежных коренных и шатунных шеек. Способ восстановления шеек коленчатых валов включает следующую совокупность основных и вспомогательных операций, которые желательно выполнять в указанной ниже последовательности. Перед обработкой шеек под технологические детали с образованием дополнительных галтелей находят ширину обрабатываемой части




Величину f определяют исходя из условия обеспечения равенства наименьшего сечения коленчатого вала по плоскостям, проходящим через линии, представляющие собой кратчайшие расстояния соответственно между исходными галтелями шатунных и коренных шеек вала и дополнительными галтелями упомянутых шеек. Для определения величины f по рабочим чертежам коленчатого вала изготавливают схему, изображенную на фиг.4, и по ней графическим путем находят величину расстояния f. Определяют ширину рабочей зоны на восстанавливаемой шейке Aраб (фиг.1). Определяют величину расстояния b от рабочей зоны шейки до торцовой поверхности T по соотношению:
для шеек с двумя галтелями

где b расстояние от рабочей поверхности шейки до торцовой поверхности;
Aн ширина шейки по рабочему чертежу;
Aраб ширина рабочей части шейки. Сравнивают найденные величины f и b между собой. Если величина расстояния f больше величины расстояния b, то начало дополнительной галтели располагают от торцовой поверхности шейки на расстоянии b или принимают ее меньше величины b. Если же величина расстояния f меньше величины b, то начало дополнительной галтели располагают от торцовой поверхности на расстоянии f или назначают несколько больше f, но меньше b. Обрабатывают изношенные шейки коленчатых валов до диаметра d1. Устанавливают коленвал на стенд-кантователь, предназначенный для сборки коленвала с технологическими деталями. На шейке коленвала устанавливают закаленные стальные технологические полукольца, изготовленные из среднеуглеродистой стали. Применяют технологические (ремонтные) полукольца, внутренний диаметр которых изготовлен меньше диаметра шеек на 0,5-2,5 мм. В этом случае упрощается процесс сборки и крепления технологических (ремонтных) полуколец на шейках. Поджимают технологические полукольца к шейкам. Выравнивают зазоры в стыках. Размещают технологические полукольца в средней части шеек. В период ориентации и сборки технологические полукольца на шейках удерживаются за счет трения от сил упругости технологических полуколец. Стыки технологических полуколец размещают в зоне наименьшего износа шеек. Поджимают технологические детали к шейке при помощи приспособления с заданным усилием. В одном из стыков ремонтные полукольца электросваркой прихватывают к шейкам. Снимают нажимное приспособление с шеек и коленвал со стенда. Нагревают коленчатые валы до заданной температуры в сборе с технологическими деталями. Устанавливают коленвал вторично на стенд-кантователь, поджимают технологические (ремонтные) полукольца к шейкам при помощи приспособления и сваривают один стык технологических (ремонтных) деталей между собой и приваривают к шейке окончательно. После сварки первого стыка технологических полуколец на всех шейках переустанавливают подвижное приспособление, прижимают технологические полукольца к шейке с заданным усилием и сваривают второй стык. Снимают коленвал с закрепленными технологическими полукольцами со стенда-кантователя. Медленно охлаждают до заданной температуры и направляют коленвал в сборе с технологическими полукольцами на обработку шеек. Согласно изобретению для получения наибольшей надежности восстановленных коленчатых валов как с применением дополнительных галтелей (фиг.2, 5 и 6), так и при обработке шеек на всю их исходную ширину (фиг.1, 4) контактные поверхности шеек и технологических (ремонтных) полуколец (фиг.3) должны удовлетворять следующим техническим требованиям. 1. Внутренняя опорная поверхность технологических (ремонтных) полуколец должна контактировать не менее чем на 90% с цилиндрической поверхностью шеек. Не допускается зависания технологических (ремонтных) полуколец на галтельных переходах. 2. Зазоры между торцовой поверхностью шеек и торцами технологических (ремонтных) полуколец по ширине должны быть минимальными и достаточными для свободной сборки технологических деталей с шейками (0,2-0,8 мм). Внутренние поверхности технологических (ремонтных) деталей должны иметь фаски с плавными переходами от внутренней цилиндрической поверхности к торцовой поверхности таким образом, чтобы при посадке технологических (ремонтных) полуколец на шейку с натягом местные напряжения в зоне окончания контакта цилиндрической поверхности технологической детали с шейкой были минимальными. Технически более удобно на внутренних цилиндрических поверхностях изготовить две фаски с различными углами




При условии, когда радиус дополнительной галтели R2 равен или близок к радиусу исходной галтели R, величину расстояния a выбирают по соотношению
a (0,03-0,8)R1
Теоретические исследования и экспериментальные испытания показывают, что по мере увеличения фактической величины расстояния от торцовой поверхности шейки до оптимальной величины циклическая прочность галтельных переходов возрастает и достигает наименьшей величины при оптимальной величине. Увеличение расстояния a свыше оптимального значения приводит к уменьшению усталостной прочности и в пределе усталостная прочность стабилизируется на уровне исходной усталостной прочности галтельных переходов. Если фактическое расстояние от начала дополнительной галтели до торцовой поверхности меньше оптимальной величины, то при испытаниях коленчатые валы разрушаются по дополнительной галтели, если же расстояние начала дополнительной галтели от торцовой поверхности больше оптимальной величины, коленчатые валы при испытаниях разрушаются по исходной галтели. Пример. Требуется восстановить исходные размеры изношенной шатунной шейки чугунного коленчатого вала автомобильного двигателя ЭМЗ-53 путем установки и закрепления на шейке технологических (ремонтных) деталей (полуколец), Шатунная шейка имеет две галтели. Номинальный диаметр шатунных шеек dн 60 мм, номинальный диаметр коренных шеек dн 70 мм. Ширина шатунных шеек по чертежу Aн 52 мм, коренных Aн 31 мм. Радиус галтели по чертежу R1 1,5 мм. Ширина рабочей части шатунной шейки Aраб 46 мм, а коренной Aраб 28 мм. Применяем технологические детали (полукольца), изготовленные из листовой стали марки 45 ГОСТ 1050-88. Принимаем толщину технологических деталей на восстановленных шейках равной t 2 мм. Находим диаметр шатунной шейки, обработанной под технологические (ремонтные) полукольца. d1 dн- 2t 60-2x2 56 мм
Диаметр коренных шеек, обработанных под технологические (ремонтные) полукольца
d1 dн-2t 70-2x2 66 мм
Принимаем радиусы исходной R1 и дополнительной R2 галтелей равными между собой R1= R2. При этом условии, согласно изобретению, для определения расстояния от торцовой поверхности до начала галтели воспользуемся соотношением a (0,3-0,8)R1. Принимаем расстояние a, близкое к оптимальной величине, равное
a 0,7


Определим расстояние b от рабочей поверхности шейки до ее торцовой поверхности для случая, когда шейка имеет две галтели

В нашем примере величина a (1,05 мм) меньше величины b (3 мм). Поэтому можем принять фактическое расстояние начала дополнительной галтели R2 от торцовой поверхности, равной величине a, или задать несколько больше. С целью получения наибольшей усталостной прочности галтельного перехода принимаем a=1,2 мм. Шатунную шейку перед установкой технологических деталей (полуколец) обрабатывают по ширине, равной

Аналогично подсчитывают величину

1. Применение изобретения обеспечивает повышение циклической прочности и надежности галтельных переходов шеек при восстановлении деталей с использованием двойных галтелей. 2. Изобретение исключает возможность применения технологических деталей с необоснованной шириной. 3. Изобретение увеличивает технологические возможности способа восстановления шеек, в котором применяют технологические (ремонтные) детали.
Формула изобретения
Ац Ан 2а;
а f

где Ац ширина обрабатываемой части шейки вала;
Ан номинальная ширина шейки по рабочим чертежам;
а наименьшее расстояние от торцевой поверхности шейки до начала дополнительной галтели;
f величина, определяемая из условия обеспечения равенства минимальных сечений коленчатого вала по плоскостям, проходящим через линии, являющиеся кратчайшими расстояниями соответственно между исходными галтелями шатунных и коренных шеек вала и дополнительными галтелями упомянутых шеек. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при выполнении дополнительных галтелей вала радиусом, равным или близким по величине радиусу исходных галтелей по рабочим чертежам, величину наименьшего расстояния от торцевой поверхности шейки до начала дополнительной галтели выбирают в диапазоне 0,3 - 0,8 радиуса исходных галтелей по рабочим чертежам.
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6