Регулируемая детонационная камера пульсирующего реактивного двигателя
Использование: в пульсирующих воздушно-реактивных двигателях с резонансными камерами сгорания. Сущность изобретения: детонационная камера состоит из корпуса, резонатора и детонационных трубок. Рабочая смесь, истекая через кольцевую щель из газогенератора, поступает в полость резонатора и образует плоскую кольцевую струю, являющуюся затвором устройства. В момент полного заполнения полости резонатора только на одну пару детонационных трубок подается сигнал на выдачу детонационных импульсов. Для увеличения модуля вектора тяги необходимо изменить частоту следования детонационных импульсов в резонаторе. Для этого в промежутке между срабатыванием исходной пары детонационных трубок и подготовкой их к выдаче очередных детонационных импульсов подается команда от системы управления модулем вектора тяги на другие пары детонационных трубок. Максимальное значение модуля вектора тяги достигается при последовательном срабатывании всех пар детонационных трубок, а минимальное значение - при срабатывании только одной пары. Таким образом, введение в конструкцию камеры дополнительных пар детонационных трубок с подачей на них в определенной последовательности управляющих сигналов от системы управления позволяет изменить величину модуля вектора тяги. 1 ил.
Изобретение относится к пульсирующим воздушно-реактивным двигателям с резонансными камерами сгорания.
Известны детонационные двигатели детонационного горения (способ получения тяги и устройство для получения тяги). Наиболее близким к изобретению как по принципу действия, так и по техническому исполнению является двигатель, в котором детонационная камера содержит плоскую или специальную форму передней стенки, переходящую в цилиндрическую форму, а противоположный (задний) конец камеры открыт и снабжен обычным соплом типа сопла ракетного двигателя. Уровень тяги такого двигателя пропорционально зависит от объема детонационной камеры и рабочей частоты происходящего в ней процесса. Если, например, частота внутрикамерных процессов будет увеличена в 5 раз, а объем камеры увеличится в 2 раза, то новый двигатель будет развивать тягу в 10 раз больше исходного уровня. Задача изобретения состоит в увеличении скорости летательного аппарата за счет усовершенствования конструкции и работы двигателя. Решение поставленной задачи осуществляется изменением тяги двигателя в широких пределах за счет изменения частоты внутрикамерных процессов. Поставленная задача достигается тем, что воспламенительные устройства детонационных трубок, количество которых выбирается из условия соотношения времен заполнения полости резонатора и срабатывания детонационной трубки, закоммутированы с системой управления модулем вектора тяги двигателя как минимум соосно-попарно в заданной последовательности. На чертеже представлена регулируемая детонационная камера. Она состоит из корпуса 1, резонатора 2 и детонационных трубок 3. Корпус 1 регулируемой детонационной камеры предназначен для размещения и крепления на нем резонатора 2 и детонационных трубок 3. Резонатор 2 предназначен для создания силы тяги за счет воздействия ударных волн на заднюю стенку его внутренней поверхности. Детонационные трубки 3 предназначены для инициирования первичных детонационных волн Работает регулируемая детонационная камера следующим образом. Рабочая смесь из газогенератора поступает в полость Б, образованную между внутренней поверхностью корпуса 1 и наружной поверхностью резонатора 2. Из полости Б, истекая через кольцевую щель, рабочая смесь образует плоскую кольцевую струю, являющуюся затвором устройства. При этом она разделяется на две составляющие:одна из составляющих заполняет полость А резонатора, а вторая истекает из камеры. В момент полного заполнения полости А происходит инициирование рабочей смеси с помощью сходящихся в фокусе F детонационных волн, излучаемых детонационными трубками 3. Зародившийся в фокусе F процесс детонации распространяется на весь объем рабочей смеси, находящейся в полости А резонатора 2. При этом в полости А происходит резкое повышение давления, которое воздействует на внутренние поверхности резонатора 2. Кроме того, происходит резкое повышение температуры и выделение большого количества тепла, что также приводит к детонационному горению рабочей смеси. При разрушении затвора возникает равнодействующая силы тяги, направленная в сторону задней стенки резонатора 2. Величина этой силы состоит из следующих составляющих: во-первых, она зависит от скорости и массы продуктов детонации, истекающих через открытый конец резонатора 2; во-вторых, когда детонационная волна достигнет внутренней поверхности задней (тяговой) стенки резонатора 2, взаимодействуя с ней, создает основную составляющую силы тяги; в-третьих, после разрушения затвора истекающие продукты детонации за счет своей высокой температуры воспламеняют и полностью дожигают вторую составляющую потока рабочей смеси, которая дополнительно разгоняется отраженной детонационной волной. После полного истечения продуктов детонации из полости А резонатора 2 происходит в нем падение давления, что вновь приводит к появлению плоской кольцевой струи. Образуется затвор, сопровождающийся заполнением полости А резонатора 2 и процесс детонационного горения и истечения повторяется вновь. Для изменения модуля вектора тяги необходимо изменить частоту следования детонационных импульсов. Однако частота инициирования существующих детонационных трубок ограничена их конструкцией, что не позволяет изменить величину тяги в широких пределах. Это объясняется тем, что детонационные трубки выдают инициирующий импульс с временной задержкой Т, связанной с транспортным запаздыванием. Величина этой задержки определяется конструктивными особенностями детонационных трубок 3. В свою очередь время заполнения Т1 полости резонатора 2 для пульсирующих двигателей детонационного горения (ПДДГ) составляет (0,1.1,0)

Формула изобретения
Регулируемая детонационная камера пульсирующего реактивного двигателя, содержащая корпус, резонатор и детонационные трубки с воспламенительными устройствами, отличающаяся тем, что детонационные трубки размещены радиально и равномерно по периметру резонатора, при этом воспламенительные устройства соединены через коммутатор с системой управления модулем вектора тяги двигателя по меньшей мере соосно-попарно в заданной последовательности, а количество детонационных трубок определяется отношением времени заполнения полости резонатора к времени срабатывания детонационной трубки.РИСУНКИ
Рисунок 1