Система управления движением судна
Изобретение относится к управлению подвижными объектами, в частности к управлению движением судна по заданному курсу. Цель изобретения - повышение надежности системы управления путем своевременного диагностирования сбоя в ее работе. Это достигается тем, что система дополнительно снабжена блоком формирования восстановленного сигнала скорости перекладки руля 10, моделью рулевого привода 11, двумя сумматорами 12, 13, двумя интеграторами 14, 15 и двумя индикаторами 16, 17, соответствующим образом соединенных между собой и с другими функциональными блоками системы. 1 ил.
Изобретение относится к управлению подвижными объектами, в частности к управлению движением судна по заданному курсу.
Известны авторулевые, обеспечивающие автоматическое движение судна по заданному курсу (авт. св. СССР N 229651, кл. G 05 D 1/00, Б.И. N 33, 1968), в которых используется в качестве основного датчика угла курса гипокомпас. Сигнал угловой скорости курса, необходимый для формирования закона управления, вырабатывается в блоке дифференцирования. Для повышения качества управления судном по курсу при волнении в закон управления кроме сигналов курса, производной угла курса и угла перекладки руля введен также сигнал, компенсирующий карданную ошибку в канале угла курса. Несмотря на усложнение закона управления, существенного повышения качества стабилизации в известных авторулевых добиться не удалось, а усложнение привело только к снижению надежности системы управления. Известна также система управления движением судна по курсу (Патент Англии N 129378, НКИ 3R321, кл. G 05 D 1/00), принятая нами в качестве прототипа, содержащая датчик курса, датчик угловой скорости, датчик угла перекладки руля, датчик скорости хода, а также задатчик курса, вычислитель и рулевой привод. Прототип оказался более сложным, чем ранее рассмотренная система из-за перестройки коэффициентов в функции от скорости хода судна. Однако усложнение без привлечения средств диагностики и контроля привело к снижению надежности, а для таких ответственных систем автоматического управления это недопустимо в виду повышения требований к безопасности управления судном. Цель изобретения повышение качества, безопасности автоматического управления, т. е. повышение надежности системы путем диагностирования сбоя в ее работе. Эта задача решается: восстановлением сигнала скорости перекладки руля, сравнением этого сигнала с сигналом выработанным системой, и, при недопустимом их расхождении, выдачи сигнала о сбое; восстановлением сигнала угла перекладки руля, сравнением его с истинным положением баллера руля и, при недопустимо большой разнице, индикацией о сбое. Повышение надежности и живучести системы управления, отличающей ее от прототипа, реализуется введением в систему двух интеграторов, двух сумматоров, модели рулевого привода, двух блоков формирования сигнала и восстановления сигнала скорости перекладки руля, двух индикаторов, соответствующим образом соединенных между собой и с известными элементами системы. Указанные выше существенные отличительные признаки в своей совокупности обеспечивают появление в предлагаемой системе двух новых качеств повышение точности управления, и, что особенно важно, безопасности управления движением судна, т.к. обеспечивается контроль и диагностирование исправности блока формирования сигнала скорости перекладки руля по невязке скорости перекладки руля и исполнительного органа с рулевым регулятором по невязке угла перекладки руля (в том числе контролируется наличие питания на приводе). На чертеже дана функциональная схема управления, которая содержит датчик курса 1, датчик угловой скорости 2, датчик углового ускорения 3, датчик угла перекладки руля 4, датчик скорости хода 5, задатчик курса 6, блок формирования сигнала скорости перекладки руля 7, рулевой привод 8, множитель 9, блок формирования восстановленного сигнала скорости переключения руля 10, модель рулевого привода 11, сумматоры 12, 13, интеграторы 14, 15 и индикаторы 16, 17. Цифрой 18 обозначено судно. Датчики 1 3 и задатчик 6 подключены к соответствующим входам блока 7 и блока формирования восстановленного сигнала скорости перекладки руля 10. Датчик 4 угла перекладки руля и датчик скорости хода 5 через множитель 9 соединены с пятым входом блока формирования сигнала скорости перекладки руля 7 и модели вычислителя 10. Выход блока формирования восстановленного сигнала скорости перекладки руля 10 через первый сумматор 12 и первый интегратор 14 соединен с первым индикатором 16. Второй вход первого сумматора 12 соединен с выходом блока формирования сигнала скорости перекладки руля 7. Выход блока формирования восстановленного сигнала скорости перекладки руля 10 соединен также через модель рулевого привода 11, второй сумматор 13 и второй интегратор 15 с вторым индикатором 17. Второй вход второго сумматора 13 соединен с выходом датчика 4 угла перекладки руля, а выход второго сумматора 13 подключен также к шестому входу блока формирования восстановленного сигнала скорости перекладки руля 10. Выходы обеих интеграторов 14,15 соединены соответственно со своими вторыми входами. В качестве датчиков 1 5 могут быть использованы серийно выпускаемые промышленностью приборы с аналоговым выходом точностью 2 5 Задатчик 6 - это преобразователь угла поворота в напряжение 0 10 В, точностью 2 5 Блок формирования сигнала скорости перекладки руля 7 в простейшем случае может быть реализован на микросхеме типа 14О УД-6. Регулятор рулевого привода 8 может быть соединен как с электромеханическим рулевым приводом, так и с электрическим. Множитель 9 это серийно выпускаемый элемент с аналоговым выходом точностью 2 5 Модель рулевого привода 11 и интеграторы 14, 15 реализуются на операционных усилителях типа 140 УД-8. Блок формирования восстановленного сигнала скорости перекладки руля 10 и два сумматора 12, 13 реализуется на операционных усилителях 140 УД-6. В качестве индикаторов 16,17 могут использоваться световые диоды, которые через операционные усилители 14, 15 соединены соответственно с выходами сумматоров 12 и 13. Предлагаемая система позволяет диагностировать возникновение сбоев в работе блока формирования сигнала скорости перекладки руля 7, а также рулевого привода 8. Возможные сбои в работе датчиков в данной системе не рассматриваются, хотя при желании это также может быть реализовано (Принципы построения высоконадежного измерителя состояния коробля. Сб. трудов Междуведомственного Совета по управлению движением короблей, вып. 19. Издание ИПУ АН России. М, 1992). Система управления работает следующим образом. Исправность работы блока формирования сигнала скорости перекладки руля 7, в котором формируется закон управления приводом, можно выявить, если сформировать этот же закон с помощью блока формирования восстановленного сигнала скорости перекладки руля 10 (т.к. при построении последнего допускаются упрощения и тестирование исправности, то надежность работы блока 10 должна быть выше блока 7). На выходе формирования сигнала скорости перекладки руля 7 формируется скорость перекладки руля:






Наличие на входе блока 10 сигнала





Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Изобретение относится к области управления подвижными объектами, в частности управления движением кораблей
Изобретение относится к области автоматического управления подвижными объектами, в частности автономными обитаемыми и необитаемыми подводными аппаратами
Редуктор двухступенчатый // 2070730
Изобретение относится к газовой промышленности и может быть использовано при транспортировке и потреблении природного газа
Изобретение относится к технике управления судами на подводных крыльях (СПК)
Баллонный регулятор давления // 2067774
Изобретение относится к спасательным средствам и может быть использовано в составе кислородного аппарата для защиты альпинистов от гипоксии в условиях высокогорья
Изобретение относится к области автоматики, в частности к регулирующим клапанам прямого действия, и может быть использовано в пищевой промышленности для регулирования давления в бродильных емкостях, а также для защиты от превышения давления, образующегося при брожении продукта
Изобретение относится к технике измерения массы и может быть использовано для регулирования процессов порционного дозирования сыпучих материалов
Изобретение относится к области неразрушающего контроля технологических процессов в строительной индустрии и может быть использовано для получения данных о параметрах предварительно напряженных арматурных элементов (стержней, канатов и т.д.) при изготовлении железобетонных конструкций, в частности, для определения требуемого удлинения арматурного элемента, измерения напряжений в арматурном элементе и корректировки его длины
Изобретение относится к технике антенных измерений и может быть использовано для измерения положения измерительного элемента для дефектоскопии стен строительных сооружений, для определения ближнего поля антенн с большой апертурой защищенных обтекателем сложной формы, например в виде полусферы ил конусообразной формы
Регулятор давления газа // 2103719
Изобретение относится к двигателестроении, в частности, к газовым двигателям внутреннего сгорания, а более конкретно - к устройствам для регулирования давления топливного газа в газовых двигателях внутреннего сгорания
Электромагнитный регулятор давления // 2103720
Изобретение относится к области автоматического регулирования, предназначено для регулирования давления жидкости или газа и может быть использовано в системах гидропневмоавтоматики как звено, преобразующее входной электрический сигнал в давление жидкости или газа на выходе системы, управляющей гидравлическими и пневматическими исполнительными механизмами
Регулятор скорости объекта // 2106681
Изобретение относится к регулятору скорости объекта производственного процесса для монотонного изменения от максимально возможной величины и обратно линейной скорости транспортируемого объекта
Изобретение относится к авиационным комплексам, обеспечивающим условия снижения аварийности при полетах по сложным маршрутам, в районах взлетно-посадочных полос (ВПП) и при посадке - наиболее ответственного этапа эксплуатации летательного аппарата (ЛА)
Комбинированный регулятор давления // 2108615
Изобретение относится к технике автоматического регулирования и может быть использовано в системах коммунального газоснабжения
Система управления транспортным средством // 2109319
Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в устройствах управления транспортными средствами
Регулятор давления газа // 2110084
Изобретение относится к технике автоматического регулирования давления газа и может быть использовано как в промышленности, так и в быту