Система восстановления параметров движения корабля
Изобретение относится к области управления подвижными объектами, в частности управления движением кораблей. Цель изобретения - повышение качества и достоверности вырабатываемой системой информации о динамике движения корабля. Сущность изобретения состоит в том, что в систему восстановления параметров движения корабля введены блок деления 9, пять сумматоров 16-20 и пять реле 21-25. 1 ил.
Изобретение относится к области управления подвижными объектами, в частности к области управления движением кораблей.
Известны системы, в которых для повышения качества управления в виде основной информации используются не измеренные фазовые координаты состояния корабля, а их оценки (авт. св. СССР N 528546, кл. G 05 D 1/00, Б.И. N 34, 1976). В этих системах не предусматривается использование избыточной информации, и поэтому достоверность и качество последней существенно повысить нельзя. Устройство для управления курсом судна (авт. св. СССР N 1227546, Б.И. N 16, 1986), принятое нами в качестве прототипа, содержит измерители: угла курса, угловой скорости и угла перекладки руля; три сумматора, множитель, три интегратора (бл. модели движения корабля), электромагнитное реле. Устройство формирует сигналы, необходимые для управления движением корабля. Недостатком этом системы является отсутствие диагностики неисправного элемента и выработки этих же сигналов, используя другую, в том числе и косвенную, "избыточную" информацию. Целью изобретения является выработка достоверной и высококачественной информации о динамике движения корабля. Цель достигается тем, что в систему восстановления параметров движения корабля, содержащую датчик глубины, датчик дифферента, датчик угла атаки, датчик угловой скорости, датчик угла перекладки руля и датчик скорости хода, выход которого через множитель подключен к первым входам первого и второго интеграторов, второй вход множителя соединен с выходом датчика угла перекладки руля, выход первого интегратора подключен к вторым входам первого и второго интеграторов и к первому входу первого сумматора, к второму входу которого подключен выход датчика угла атаки, выход второго интегратора подключен через второй сумматор к третьему входу второго интегратора и через третий интегратор к первому входу третьего сумматора, к второму входу которого подключен выход датчика дифферента, соединенный также с входом первого блока дифференцирования, вход второго блока дифференцирования соединен с выходом датчика глубины, а выход третьего сумматора соединен со вторым входом третьего интегратора, введены блок деления, четвертый, пятый, шестой, седьмой и восьмой сумматоры и пять реле, причем выход первого сумматора подключен к обмотке управления первого реле, второй вход второго сумматора соединен с третьим входом первого интегратора, четвертым входом второго интегратора и первым выходом системы, выход третьего сумматора соединен с обмоткой управления второго реле, выход первого блока дифференцирования через четвертый сумматор подключен к обмотке управления третьего реле, второй вход четвертого сумматора соединен с выходом датчика угловой скорости и через нормально-замкнутые контакты третьего реле с первым выходом системы, выход второго блока дифференцирования через блок деления, второй вход которого подключен к выходу датчика скорости хода, и последовательно соединенные пятый и шестой сумматоры соединен с обмоткой управления четвертого реле, вторые входы пятого и шестого сумматоров соединены соответственно с выходом датчика дифферента и выходом датчика угла атаки, выход пятого сумматора через последовательно соединенные нормально-разомкнутые контакты четвертого и первого реле соединен с вторым выходом системы, к которому через нормально-замкнутые контакты четвертого реле также подсоединен выход датчика угла атаки, выход датчика угловой скорости через седьмой сумматор соединен с обмоткой управления пятого реле, второй вход седьмого сумматора подключен к выходу второго интегратора, и через нормально-замкнутые контакты пятого реле, параллельно которым подсоединены последовательно соединенные нормально-разомкнутые контакты третьего и пятого реле, соединен с третьим выходом системы, к которому через последовательно соединенные нормально-разомкнутые контакты пятого реле и нормально-разомкнутые контакты третьего реле также подсоединен выход датчика угловой скорости, выход первого интегратора через восьмой сумматор, второй вход которого подключен к выходу пятого сумматора, и последовательно соединенные нормально-разомкнутые контакты первого и четвертого реле соединен с четвертым входом первого интегратора, а через нормально-замкнутые контакты первого реле с четвертым выходом системы, к которому через последовательно соединенные нормально-разомкнутые контакты первого и четвертого реле также подсоединен выход первого интегратора, а через последовательно соединенные нормально-разомкнутые контакты первого реле и нормально-замкнутые контакты четвертого реле выход датчика угла атаки, выход первого сумматора через нормально-замкнутые контакты четвертого реле соединен с четвертым входом первого интегратора, выход датчика дифферента через нормально-замкнутые контакты второго реле, параллельно которым подсоединены последовательно соединенные нормально-замкнутые контакты третьего реле и нормально-разомкнутые контакты второго реле, соединен с пятым выходом системы, к которому через последовательно соединенные контакты второго и третьего реле подсоединен выход третьего интегратора. Существенными отличительными признаками в указанной выше совокупности являются введение избыточных источников информации и средств диагностирования неисправного (сильно зашумленного) канала информации и исключения его из системы оценивания фазовых координат состояния корабля: пять реле, блок деления, пять сумматоров, соединенные в соответствии со схемой, приведенной на чертеже. Указанные выше отличительные признаки в своей совокупности обеспечивают появление в заявляемой системе ряда новых свойств: выработки высококачественной и достоверной информации об угловой скорости и угле атаки корабля двух видов: первый вид более пригоден для задач управления, а второй для последующей обработки при решении задач идентификации. На чертеже приведена блок-схема системы восстановления параметров движения судна. Предлагаемая система содержит шесть датчиков: глубины 1, дифферента 2, угла атаки 3, угловой скорости 4, угла перекладки руля 5 и скорости хода 6, два блока дифференцирования 7, 8, блок деления 9, три интегратора 10-12, восемь сумматоров 13-20, четыре электромагнитных реле 21-25, множитель 26. Принцип работы системы. Данная система предназначена для выработки высококачественных фазовых координат состояния корабля в вертикальной плоскости с целью использования последних: при мореходных испытаниях для восстановления (уточнения) гидродинамических характеристик математической модели движения корабля; при управлении движением корабля в вертикальной плоскости. Работа системы основана на наличии избыточных измерителей и непрерывного измерения невязки фазовых координат, выработанных с использованием разных физических принципов. При обнаружении недопустимых расхождений в измерениях одного и того же параметра (величина невязки более допустима на основании перебора разработанных логических условий) выбираются измерения, оптимальные в данный момент времени. На выходе системы вырабатывается следующая информация (чертеж): для задач идентификации угловая скорость









v скорость хода корабля;


где


k1, k2, k3 коэффициенты, зависящие от скорости хода корабля;
f1 логическая функция от невязки двух углов атаки:

где




где





Б. Выработка сигнала угловой скорости корабля
В системе используются три сигнала угловой скорости:
а)

б)


где

в)


где



w1 сигнал для задач, связанных с исследованием гидродинамики корабля:



В. Выработка сигнала угла дифферента. В системе используются два сигнала угла дифферента:
а)

б) jк восстановлением сигнала по кинематическим зависимостям:

На выходе системы вырабатывается сигнал угла дифферента в соответствии с зависимостью:

Работа системы в динамике. Рассмотрим работу системы для восстановления параметров движения корабля в динамике. С датчиков 1-6 на вход системы поступает информация о фазовых координатах состояния корабля в вертикальной плоскости. Для повышения качества и достоверности информация дополняется сигналами с электронной модели движения корабля в вертикальной плоскости. Электронная модель движения корабля содержит три интегратора 10-12, где реализуются зависимости (2), (8), (11). Далее с использованием приведенных выше условий (1) (12) информация сжимается до минимальной необходимой и максимальной достоверной. На выходе системы вырабатываются сигналы для использования:
а) в блоках формирования закона управления:
угол дифферента

угловая скорость корабля (

угол атаки (

б) в блоках восстановления гидродинамических коэффициентов математической модели движения корабля:
угловая скорость (

угол атаки (







угол дифферента с датчика 2 проходит на выход V

угловая скорость с датчика угловой скорости 4 проходит на выход 1 (

угол атаки с датчика 3 проходит на выход II (

оценка угловой скорости

оценка угла атаки

угол атаки





в) При сбое в датчике угловой скорости 4 (


Сигнал

1) отказ интегратора 12 приводит к срабатыванию только реле 22 и включится табло "Сбой" интегратора 12" (на чертеже эта индикационная связь не приведена). В этом случае в канале






Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Изобретение относится к области автоматического управления подвижными объектами, в частности автономными обитаемыми и необитаемыми подводными аппаратами
Редуктор двухступенчатый // 2070730
Изобретение относится к газовой промышленности и может быть использовано при транспортировке и потреблении природного газа
Изобретение относится к технике управления судами на подводных крыльях (СПК)
Баллонный регулятор давления // 2067774
Изобретение относится к спасательным средствам и может быть использовано в составе кислородного аппарата для защиты альпинистов от гипоксии в условиях высокогорья
Изобретение относится к области автоматики, в частности к регулирующим клапанам прямого действия, и может быть использовано в пищевой промышленности для регулирования давления в бродильных емкостях, а также для защиты от превышения давления, образующегося при брожении продукта
Изобретение относится к технике измерения массы и может быть использовано для регулирования процессов порционного дозирования сыпучих материалов
Гидравлический усилитель // 2065090
Изобретение относится к области гидроавтоматики и может быть использовано в системах автоматического регулирования
Изобретение относится к области неразрушающего контроля технологических процессов в строительной индустрии и может быть использовано для получения данных о параметрах предварительно напряженных арматурных элементов (стержней, канатов и т.д.) при изготовлении железобетонных конструкций, в частности, для определения требуемого удлинения арматурного элемента, измерения напряжений в арматурном элементе и корректировки его длины
Изобретение относится к технике антенных измерений и может быть использовано для измерения положения измерительного элемента для дефектоскопии стен строительных сооружений, для определения ближнего поля антенн с большой апертурой защищенных обтекателем сложной формы, например в виде полусферы ил конусообразной формы
Регулятор давления газа // 2103719
Изобретение относится к двигателестроении, в частности, к газовым двигателям внутреннего сгорания, а более конкретно - к устройствам для регулирования давления топливного газа в газовых двигателях внутреннего сгорания
Электромагнитный регулятор давления // 2103720
Изобретение относится к области автоматического регулирования, предназначено для регулирования давления жидкости или газа и может быть использовано в системах гидропневмоавтоматики как звено, преобразующее входной электрический сигнал в давление жидкости или газа на выходе системы, управляющей гидравлическими и пневматическими исполнительными механизмами
Регулятор скорости объекта // 2106681
Изобретение относится к регулятору скорости объекта производственного процесса для монотонного изменения от максимально возможной величины и обратно линейной скорости транспортируемого объекта
Изобретение относится к авиационным комплексам, обеспечивающим условия снижения аварийности при полетах по сложным маршрутам, в районах взлетно-посадочных полос (ВПП) и при посадке - наиболее ответственного этапа эксплуатации летательного аппарата (ЛА)
Комбинированный регулятор давления // 2108615
Изобретение относится к технике автоматического регулирования и может быть использовано в системах коммунального газоснабжения
Система управления транспортным средством // 2109319
Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в устройствах управления транспортными средствами
Регулятор давления газа // 2110084
Изобретение относится к технике автоматического регулирования давления газа и может быть использовано как в промышленности, так и в быту