Система комплексированных измерений параметров движения корабля
Использование: в управлении подвижными объектами, кораблями и морскими судами. Сущность изобретения: в систему управления движением, содержащую набор избыточных датчиков, измеряющих динамику и статику корабля, введены реле, которые формируют блок контроля исправности входной информации и блок диагноза с целью сжатия избыточной информации о состоянии корабля в вертикальной плоскости до минимально возможной, но с повышенным качеством и надежностью. 1 ил.
Предлагаемая система комплексированных измерений параметров движения корабля предусматривает только плоскостное движение корабля в вертикальной плоскости.
Предполагаемое изобретение относится к области управления подвижными объектами, в частности, к управлению (в том числе и автоматическом) движением морских объектов. Известна система восстановления параметров движения корабля (Сборник Трудов Совета по управлению движением судов и кораблей, вып. ХХ 1993 г. Москва ИПУ). Используются датчики глубины, угла дифферента, угловой скорости и угла перекладки руля, используя известные кинематические и динамические зависимости в системе формируется избыточная информация, которая используется для формирования угловой скорости и угла атаки корабля. Недостатком этой системы является слишком ограниченный набор датчиков измерителей, не позволяющих существенно повысить качественные и надежностные характеристики выходных параметров. Известна также система стабилизации курса судна (а.с. СССР N 1.529182, Б.И. N 46, 1989 г.), принятая нами в качестве прототипа и содержащая датчики линейного положения корабля, углового положения корабля, линейных ускорений, восемь сумматоров и четыре интегратора. В cистеме стабилизации восстанавливается неизмеряемая информация о состоянии корабля по линейным и угловым скоростям и перемещениям. Объем измеренной и восстановленной информации, большей, чем в описанной выше "системе восстановления параметров движения корабля", также не позволяет иметь на выходе высококачественную, т.к. в рассматриваемой системе отсутствуют подсистемы диагноза и подсистемы контроля исправности датчиков информации и уровня зашумления их в динамике измерения. Устранение названного недостатка позволит существенно повысить качество и живучесть выходной информации. Целью предполагаемого изобретения является устранение отмеченного выше недостатка: выработка достоверной и высококачественной информации о динамических и статических характеристиках корабля. Поставленная цель достигается тем, что в систему комплексированных измерений параметров движения корабля, содержащую блоки по а.с. 1529182 и блоки контроля и диагностики. Cущественными отличительными признаками в указанной выше совокупности являются введение избыточных источников информации, средств диагностирования и контроля неисправного, либо недопустимо зашумленного канала измерения и исключения этого канала из системы оценивания фазовых координат состояния корабля: девять сумматоров, семь реле, множителя, соединенные в соответствии со схемой, приведенной на чертеже. Что позволяет получить ряд новых свойств на выходе системы: канал скорости измерения глубины вырабатывается по кинематическим параметрам, а при сбое путем дифференцирования сигнала с датчика глубины; канал ускорения по глубине при сбое в датчике ускорения переключается на оценку, полученную из суммы производной поперечной скорости и произведения угловой скорости на скорость хода; канал угловой скорости при сбое в датчике угловой скорости подключается к оценке сигнала угловой скорости с модели движения корабля. Для повышения качества оценок, восстанавливаемых на динамической модели движения корабля при формировании угловой скорости, используется невосстановленный сигнал поперечной скорости из канала оценки, а измеренный датчиком поперечной скорости корабля; при формировании оценки поперечной скорости не восстановленную угловую скорость c динамической модели, а измеренную с датчика угловой скорости. Кроме того, сигналы невязок при сбое измерителей формируются из исправных каналов. На чертеже приведена структурная схема системы. Предлагаемая система содержит семь датчиков: глубины 1, поперечной скорости 2, ускорения по глубине 3, угла дифферента 4, угловой скорости 5, скорости хода 6 и угла перекладки руля 7, три интегратора 8-11, три операционных усилителя 12-14, десять сумматоров 15-24, три множителя 26-27, cемь реле 28-34. Датчики 1-7 в системе могут использоваться серийно выпускаемые 1-2% точности. Интеграторы 8-11 реализуются на операционных усилителях типа 140 УД-8, а операционные усилители 12-14 типа 140 УД-6, сумматоры 15-24 также типа 140 УД-6. Множители электронные 25-27 со шкалой 10v-0-40v и точностью не хуже 3% Реле 28-34 серийно выпускаемые промышленностью с набором нормально-замкнутых и нормально-разомкнутых контактов в соответствии с чертежом. Связи между элементами системы указаны на чертеже. Комплексированная Система измерений базируется на наличии избыточных измерителей фазовых координат состояния корабля и на возможности проведения большого объема вычислений без снижения надежности. Cистема позволяет: существенно повысить живучесть информации о параметрах движения корабля; ввести подсистему диагностирования качества измеряемой информации; сжать на выходе информацию до минимально необходимой, но получить при этом более высокую надежность, существенно большую, чем вырабатывается отдельными измерителями; вырабатывать информацию как для использования в системе одерживания, так и для использования при проведении мореходных испытаний; ввести подсистему контроля исправности измерителей с отключением из процесса обработки не только при сбоях, но и при недопустимых зашумлениях измеряемой информации; восстанавливать избыточную информацию о параметрах движения, используя косвенные измерения, в соответствии с кинематическими и динамическими соотношениями. Выработка высококачественной и высоконадежной информации основана на сравнении 3-х независимых измерений одного и того же параметра, с последующей математической обработкой. В системе предусмотрена выработка информации о динамике положения ц.т. корабля (в вертикальной плоскости) и углового движения корабля (в вертикальной плоскости, совпадающей с продольной плоскостью корабля). I Канал выработки фазовых координат ц.т. корабля. Для системы одерживания необходима информация: о глубине (h), скорости изменения глубины (







где V и Vy скорость хода корабля и поперечная скорость корабля в связанной системе координат.




а) cбой датчика h если


б) сбой датчика



в) сбой датчика Vy если


Cигнал




Для задач оценивания параметров математической модели движения желательно иметь достоверный сигнал Vy, поэтому в системе он восстанавливается также с использованием уравнений динамики:

где


Выработка сигналов h,



б) cигнал скорости изменения глубины в системе вырабатывается в виде 3-х независимых сигналов:
1) дифференцированием сигнала h

2) интегрированием сигнала


где




Принимаем, что наилучший сигнал с минимумом шума обычно следует




Этот сигнал с сумматора 18 и поступает на выход системы при выполнении условий:



либо на выход поступает сигнал




в) Cигнал ускорения по глубине в системе вырабатывается датчиком 3, а также с использованием зависимости (13) вырабатывается на выходе десятого сумматора 24:
K

где


г) Сигнал Vy вырабатывается в системе датчиком 2, а также путем восстановления в соответствии с зависимостью (8). На выход системы поступает либо сигнал Vy, либо Vyв, либо нуль:

Логические условия измерения угловых координат корабля (в вертик. плоскости). В принятой системе измеряются: угол дифферента w и угловая скорость d
Третье независимое в динамике измерение угловой скорости получим, используя косвенные измерения Vy,




Cравнение 3-х cлабо коppелированных угловых измерений позволяет оценивать их качество и определять возможность сбоя одного из измерений в данный момент. Cравнения трех угловых измерений между собой проведем по угловой скорости (принимая, что угол крена отсутствует





Тогда условия сбоев или сильного зашумления одного из измерителей имеют вид:









а) Сбой датчика (Dw1> C3 и


при

б) Сбой датчика (Dw1> C3 и


при

в) Cбой (




при



Выработка сигналов








б) сигнал



в) сигнал оценки угловой скорости (для мореходных испытаний):






Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1
Похожие патенты:
Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в системах управления подвижными объектами
Изобретение относится к системам регулирования направления и, в частности, может быть использовано для стабилизации положения луча диаграммы направленности антенны радиолокационной системы обнаружения
Устройство координированного регулирования углового бокового движения летательного аппарата // 2047888
Изобретение относится к приборостроительной промышленности и может быть использовано при разработке бортовых систем управления летательными аппаратами с самолетной схемой с режимами координированных разворотов с большими углами крена в условиях больших ветровых возмущений
Изобретение относится к области автоматического регулирования, а именно к системам управления полетом беспилотного малоразмерного летательного аппарата (МЛА), и позволяет повысить устойчивость ЛА по крену
Устройство для управления положением объекта // 2042169
Изобретение относится к системам автоматического управления положением объекта, который перемещается по заданной трассе-ориентиру, и может быть использовано для управления внутрицеховым робокаром в гибком автоматизированном производстве
Изобретение относится к системам управления летательными аппаратами и, в частности, к системам управления посадкой самолетов
Изобретение относится к технике антенных измерений и может быть использовано для измерения положения измерительного элемента для дефектоскопии стен строительных сооружений, для определения ближнего поля антенн с большой апертурой защищенных обтекателем сложной формы, например в виде полусферы ил конусообразной формы
Изобретение относится к авиационным комплексам, обеспечивающим условия снижения аварийности при полетах по сложным маршрутам, в районах взлетно-посадочных полос (ВПП) и при посадке - наиболее ответственного этапа эксплуатации летательного аппарата (ЛА)
Система управления транспортным средством // 2109319
Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в устройствах управления транспортными средствами
Устройство для формирования одноканального сигнала управления вращающейся ракетой (варианты) // 2111522
Изобретение относится к системам управления ракетами и может быть использовано в аппаратуре управления ракетой, вращающейся вокруг своей продольной оси
Система стабилизации судна // 2111891
Изобретение относится к области управления подвижными объектами, в частности к области стабилизации судна
Изобретение относится к средствам сигнализации и управления для широкого класса человеко-машинных систем, в т.ч
Устройство управления положением диаграммы направленности антенны мобильной рлс обнаружения // 2115947
Изобретение относится к устройствам управления и стабилизации измерительных устройств на качающемся основании и может быть использовано для управления лучом антенны мобильной РЛС обнаружения
Система обнаружения и опознавания // 2115955
Изобретение относится к средствам управления, а более конкретно - к системам поиска, обнаружения, опознавания и слежения, получившим широкое распространение во многих областях народного хозяйства и в военной технике
Изобретение относится к военной авиации
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам управления и диагностики бортового оборудования, и предназначено для установки на гражданские летательные аппараты (ЛА)