Способ управления двухскоростным асинхронным двигателем (варианты)
Использование: в лифтовых установках. Сущность изобретения: в способе управления двухскоростным асинхронном двигателе перед торможением с высокой скорости на низкую на высокоскоростной обмотке обеспечивает обеспечивают полное сетевое напряжение, измеряют момент двигателя, снимают напряжение с высокоскоростной обмотки и подают на низкоскоростную обмотку напряжение. Изменяют напряжение низкоскоростной обмотки по заранее выбранному в соответствии с измеренным моментом закону до скорости, соответствующей установившемуся режиму, а затем тормозят двигатель с помощью механического тормоза до нуля. 2 с.п.ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах с двухскоростными асинхронными двигателями, например, лифтовых установок.
Известен способ управления двухскоростным асинхронным двигателем, заключающийся в том, что осуществляют подачу напряжения сети непосредственно к высокоскоростной обмотке при пуске и к низкоскоростной обмотке статора при торможении двигателя [1] Однако этот способ не позволяет осуществить поддержание на требуемом уровне ускорений и рывков при переходных процессах с разными моментами сопротивления. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ управления двухскоростным асинхронным двигателем путем изменения напряжения на его обмотках, заключающийся в том, что при торможении двигателя к его низкоскоростной обмотке подводят выпрямленное напряжение, для регулирования которого вводят обратную связь по скорости [2] Недостатком известного способа является необходимость использования усложняющего и удорожающего конструкцию и эксплуатацию электропривода оборудования: тахогенератора, выпрямителя и дополнительных силовых коммутирующих элементов, необходимых для отключения этого выпрямителя и подсоединения низкоскоростной обмотки к сети переменного тока при ревизии и наладке оборудования. Целью изобретения является упрощение и снижение стоимости реализации при формировании требуемой закономерности изменения скорости двигателя при торможении. Цель согласно первому варианту изобретения достигается тем, что в способе управления двухскоростным асинхронным двигателем, при котором в процессе пуска двигателя осуществляют подачу напряжения на высокоскоростную обмотку, а в процессе торможения производят подачу напряжения на низкоскоростную обмотку, при этом путем изменения напряжения обеспечивают требуемую зависимость скорости от времени и осуществляют торможение двигателя до нулевой скорости, перед торможением с высокой скорости на низкую обеспечивают наличие полного сетевого напряжения на высокоскоростной обмотке, измеряют момент двигателя, снимают напряжение с высокоскоростной обмотки и осуществляют указанную подачу напряжения на низкоскоростную обмотку, изменяют это напряжение по заранее выбранному в соответствии с измеренным моментом закону до скорости, соответствующей установившемуся режиму, после чего осуществляют указанное торможение двигателя до нулевой скорости с помощью механического тормоза. Цель согласно второму варианту изобретения достигается тем, что в способе управления двухскоростным асинхронным двигателем, при котором в процессе пуска двигателя осуществляют подачу напряжения на высокоскоростную обмотку, а в процессе торможения производят подачу напряжения на низкоскоростную обмотку, при этом путем изменения напряжения обеспечивают требуемую зависимость скорости от времени и осуществляют торможение двигателя до нулевой скорости, перед торможением двигателя обеспечивают наличие полного сетевого напряжения на высокоскоростной обмотке, измеряют момент двигателя, снимают напряжение с высокоскоростной обмотки и осуществляют указанную подачу напряжения на низкоскоростную обмотку, изменяют это напряжение по заранее выбранному в соответствии с измеренным моментом закону вплоть до полного затормаживания двигателя, при этом, начиная со скорости, соответствующей установившемуся режиму на низкоскоростной обмотке, осуществляют указанное торможение двигателя до нулевой скорости с помощью механического тормоза. На фиг. 1 изображено устройство для реализации способов, на фиг. 2 - механические характеристики электропривода и зависимость угла между фазными токами и напряжениями статора для высокоскоростной обмотки, на фиг. 3 и 4 - зависимости изменения скорости двигателя от времени в процессе торможения до нулевой скорости соответственно для случаев осуществления первого (фиг. 3) и второго (фиг. 4) вариантов изобретения. Устройство (фиг. 1) содержит двухскоростной асинхронный двигатель 1, снабженный высокоскоростной обмоткой 2 и низкоскоростной обмоткой 3 статора, силовой модуль 4 полупроводникового преобразователя напряжения, входом подключенный к трехфазной сети 5 переменного тока, силовые коммутирующие элементы 6 и 7, датчик 8 тока и датчик 9 напряжения, вычислительный управляющий блок 10 и командный блок 11. Выход силового модуля 4 подключен через коммутирующие элементы 6 к обмотке 3, а также через коммутирующие элементы 7 и датчик 8 тока к обмотке 2, которая подсоединена и к датчику 9 напряжения. Выход блока 10 подключен к управляющим входам силового модуля 4, а входы к выходам датчика 8 тока и датчика 9 напряжения, а также командного блока 11. На фиг. 2 приведены следующие кривые: 12 и 13 естественные механические характеристики двигателя 1, соответствующие подключению непосредственно к сети высокоскоростной обмотки 2 и низкоскоростной обмотки 3 статора; 14, 15, 16 и 17 динамические механические характеристики для низкоскоростной обмотки, при формировании которых для различных моментов сопротивления McI, McII, McIII и McIV соответственно обеспечивают требуемую зависимость изменения скорости двигателя от времени и определяют задание закона изменения во времени напряжения статора двигателя в процессе торможения с высокой скорости на низкую; 18 зависимость от скорости фазового сдвига между током и напряжением статора при подключении к сети высокоскоростной обмотки. На характеристике 12 обозначены точки, I, II, III, IV, а на характеристике 13 точки I', II', III', IV', соответствующие установившимся режимам двигателя при моментах сопротивления McI, McII, McIII, McIV. На фиг. 3 и 4 обозначены следующие моменты времени (t); to - начальное время торможения двигателя; t1 и t2 начальные времена использования механического торможения двигателя при моментах сопротивления McI и McIV соответственно; t3 и t4 (или t5 и t6) времена полного затормаживания двигателя соответственно при McI и McIV при реализации первого (или второго) варианта изобретения. Изображенные на фиг. 3 кривые 19 и 20 зависимостей скорости от времени (аналогично на фиг. 4 кривые 21 и 22) соответствуют торможению при McI и McIV. Весь процесс торможения состоит их двух характерных интервалов: первый временной интервал (t0t1, t0t2, t0t1, t0t2 для кривых 19, 20, 21, 22 соответственно), где осуществляют торможение двигателя с высокой скорости на низкую, и второй временной интервал (t1t3, t2t4, t1t5, t2t6 для кривых 19, 20, 21, 22 соответственно), на котором производят торможение двигателей до нулевой скорости с использованием механического тормоза. Площади участков графиков кривых 19 22 для второго временного интервала (эти участки на фиг. 3 и 4 заштрихованы) равны соответствующим углам поворота ротора двигателя за время использования механического торможения. Первый вариант предлагаемого способа осуществляют следующим образом. В процессе пуска (например, кабины лифта) осуществляют плавное изменение напряжения на высокоскоростной обмотке 2 статора. По окончании процесса пуска и при дальнейшей работе в установившемся режиме на этой обмотке обеспечивают наличие полного сетевого напряжения, вследствие чего двигатель 1 работает согласно механической характеристике 12 в точке, которая расположена на рабочем участке I IV, соответствующем (в зависимости от загрузки кабины) возможному диапазону изменения момента сопротивления от McI до McIV. Перед осуществлением торможения (при подходе к месту начала замедления кабины) измеряют момент двигателя 1, например, момент McII в точке II, и снимают напряжение с высокоскоростной обмотки, затем в соответствии с измеренным моментом McII выбирают закон изменения во времени напряжения на низкоскоростной обмотке двигателя. Выбор закона изменения во времени напряжения на статоре осуществляют, например, исходя из зависимостей изменения во времени скорости






Формула изобретения
1. Способ управления двухскоростным асинхронным двигателем, при котором в процессе пуска двигателя осуществляют подачу напряжения на высокоскоростную обмотку, а в процессе торможения производят подачу напряжения на низкоскоростную обмотку, при этом путем изменения напряжения обеспечивают требуемую зависимость скорости от времени и осуществляют торможение двигателя до нулевой скорости, отличающийся тем, что перед торможением с высокой скорости на низкую обеспечивают наличие полного сетевого напряжения на высокоскоростной обмотке, измеряют момент двигателя, снимают напряжение с высокоскоростной обмотки и осуществляют указанную подачу напряжения на низкоскоростную обмотку, изменяют это напряжение по заранее выбранному в соответствии с измеренным моментом закону до скорости, соответствующей установившемуся режиму, после чего осуществляют указанное торможение двигателя до нулевой скорости с помощью механического тормоза. 2. Способ управления двухскоростным асинхронным двигателем, при котором в процессе пуска двигателя осуществляют подачу напряжения на высокоскоростную обмотку, а в процессе торможения производят подачу напряжения на низкоскоростную обмотку, при этом путем изменения напряжения обеспечивают требуемую зависимость скорости от времени и осуществляют торможение двигателя до нулевой скорости, отличающийся тем, что перед торможением двигателя обеспечивают наличие полного сетевого напряжения на высокоскоростной обмотке, измеряют момент двигателя, снимают напряжение с высокоскоростной обмотки и осуществляют указанную подачу напряжения на низкоскоростную обмотку, изменяют это напряжение по заранее выбранному в соответствии с измеренным моментом закону вплоть до полного затормаживания двигателя, при этом, начиная со скорости, соответствующей установившемуся режиму на низкоскоростной обмотке, осуществляют указанное торможение двигателя до нулевой скорости с помощью механического тормоза.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4